СюжетыОбщество

ТИХИЕ БУДНИ ТАБАЧНЫХ ЛОББИСТОВ

Этот материал вышел в номере № 46 от 01 Июля 2002 г.
Читать
British American Tobacco — новая фракция Госдумы России Госдума рассмотрит в третьем чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства...

British American Tobacco — новая фракция Госдумы России

Г

осдума рассмотрит в третьем чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Одна из самых острых тем предстоящего обсуждения — акцизный налог на табак.

Сегодня в России действует простая и эффективная система сбора этого налога. Произвела табачная фабрика 20 сигарет или папирос, запечатала в пачку, наклеила акцизную марку и уплатила установленный законом акцизный налог в бюджет — за 20 штук несколько десятков копеек. Уйти от такого налога легальным путем нельзя — возможно только с помощью чистой уголовщины: с закупкой «левых» акцизных марок и производством неучтенной государством продукции.

Акциз этот был введен в России в 1997 году и с тех пор доказал свою высокую эффективность. Бюджетные поступления от табачного акциза накануне введения специфической системы, в 1996 году, составили 645 млн деноминированных рублей, в 2001 году они выросли до 10 млрд рублей. Кроме того, из всех российских налогов табачный акциз — наилучший по собираемости (100%).

Казалось бы, чего еще желать? Прекрасно работающий налог. Однако неожиданно правительство в марте этого года предлагает эту систему отменить, заменив ее другой, т.н. «комбинированной». Суть ее в том, что налог предлагается уплачивать не только в фиксированной форме — в рублях, но и в процентах от отпускной цены. Другими словами, теперь производитель может смело занижать отпускную цену (этого ему закон не запрещает) и смело платить акциз с этой пониженной величины, совершенно легально уклоняясь от уплаты налогов.

Чудная все-таки у нас власть. Президент в бюджетном послании Федеральному собранию на 2003 год выражает удовлетворение тем фактом, что с будущего года прекратит свое существование последний оборотный налог — на пользователей автомобильных дорог, а правительство тем временем пропихивает через Думу предложение о новом оборотном налоге — на табачную продукцию. Министерство по налогам и сборам плачется, что в этом году мало налогов собрали, а Минфин тем временем просверливает в казне «комбинированной системой» дырочку, чтобы посмотреть, сколько денег утечет между пальцев.

Удивительным образом этот настрой Минфина совпадает с чаяниями известной табачной международной компании — British American Tobacco (ВАТ). Эта компания довольно давно пропагандирует в России и на Украине идею «комбинированной» ставки акциза на табак. Инструменты воздействия разные. Например, семинары для парламентариев и правительственных чиновников (в двух странах), где табачный генерал-коммивояжер из головного офиса ВАТ наукообразно повествует о «европейском опыте взимания табачного акциза» (кстати, к России никакого отношения не имеющего). Или тот же рекламный продукт подается членам бюджетного и налогового комитета Госдумы под видом исследования возглавляемого Е.Т. Гайдаром Института экономики переходного периода «Совершенствование акцизного налогообложения табачной продукции табачной промышленности» (Москва, 2000). При ближайшем рассмотрении это сочинение представляет собой в значительной своей части перевод изданного все той же British American Tobacco — Tobacco Taxation Guide (1997). Досадно становится за известный российский институт, фабрику либеральной экономической мысли: что же, самим что-нибудь придумать вообще уже нет сил?

Я не считаю, что лоббизм сам по себе нечто вредное. Отрицательным это явление становится тогда, когда интересы отдельных компаний или отраслей промышленности ставятся выше интересов общества.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow