СюжетыОбщество

МОЖНО КУПИТЬ ТЕЛЕКАНАЛ. НО НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ

Этот материал вышел в номере № 44 от 24 Июня 2002 г.
Читать
Включая телевизор, чтобы посмотреть любимую программу или фильм, мы даже не задумываемся, что в неявной форме участвуем в споре так называемых «хозяйствующих субъектов». Оказывается, пульт телевизора — это вполне рыночный инструмент,...

В

ключая телевизор, чтобы посмотреть любимую программу или фильм, мы даже не задумываемся, что в неявной форме участвуем в споре так называемых «хозяйствующих субъектов». Оказывается, пульт телевизора — это вполне рыночный инструмент, переключая кнопки которого вы выбираете не телеканал, а формируете рыночные предпочтения, которые серьезно влияют на рейтинги программ, а значит, и на их рекламную привлекательность. А ведь именно реклама и является основным источником существования негосударственного телевидения.

О

том, что телевидение все более активно превращается из средства массовой информации в привлекательный бизнес, красноречиво свидетельствует продолжающаяся «мышиная возня» вокруг шестого телеканала.

Очевидно, что поклонники журналистского коллектива, вновь появившегося в первый день лета на шестой кнопке, выбирая именно эту шестую телекнопку, выбирают именно любимые телепередачи и любимых ведущих. Даже беглый анализ изменения предпочтений телезрителей свидетельствует о том, что бывший коллектив ТВ-6, ставший сегодня коллективом ТВС, быстро восстанавливает свой авторитет в телеэфире.

Однако ситуация вокруг телеканала не столь уж безоблачная. Нет, среди его журналистов нет размолвок и нездоровой конкуренции, они продолжают профессионально делать свое дело. Но как вспомнили о «хозяйствующих субъектах»...

Сегодня вещателем на шестой телевизионной частоте является «Медиа-Социум», ставший победителем открытого конкурса, проведенного Минпечати. Усилиями Аркадия Вольского и Евгения Примакова удалось найти влиятельных спонсоров, благодаря которым и вернулась на голубой экран «команда Евгения Киселева».

Но, кроме «Медиа-Социума», еще существует и Московская независимая вещательная компания (МНВК), прежний хозяин на шестой кнопке, хотя суд и принял решение о ее ликвидации. Уже несколько месяцев в МНВК работает ликвидационная комиссия, и руководство компании вроде бы смирилось с судебным решением.

Казалось бы, тема исчерпана. МНВК пост сдала, «Медиа-Социум» пост принял, и в итоге в выигрыше — телезрители. Но не тут-то было. МНВК решила взять нового вещателя судебным измором, направив иски во все возможные суды — от Химкинского до Страсбургского.

И началось. Фемида разных уровней принимает взаимоисключающие решения. Инвесторы нового телеканала недоумевают по поводу столь противоречивых вердиктов, а журналисты, вместо того чтобы нормально работать, вынуждены читать сводки информационных агентств, дабы ознакомиться с очередным судебным решением.

Недавно стало известно, что еще одно судебное разбирательство назначено на 8 июля, но мало кто верит, что решение будет окончательным.

Никто не спорит: бизнес есть бизнес, а творчество всегда останется творчеством. Это закреплено в российском законодательстве о средствах массовой информации, в котором, кстати, определено, что издатель (на телевидении — вещатель) не вправе вмешиваться в деятельность редакционного коллектива.

Так-то оно так, но как хочется быть влиятельными телемагнатами накануне предстоящих парламентских, а затем и президентских выборов! Тем более что за МНВК стоит вполне реальная фигура бывшего олигарха, остро переживающего свое отстранение от политических дел в России.

Вспомним слова классика: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Нынешние бизнесмены, рассматривающие телевидение исключительно как бизнес, рассуждают примерно в том же духе: «Не продаются журналисты, так можно сам канал продать». Обидно только, что трудно купить телезрителей. Или продать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow