СюжетыОбщество

ПРЕССА В ТОВАРНОМ ВИДЕ

Этот материал вышел в номере № 44 от 24 Июня 2002 г.
Читать
Индустриализация СМИ в эпоху рыночных реформ Впервые после долгих лет существования на баррикадах российские средства информации вспомнили, что ныне они не столько «коллективные пропагандисты» и не только «коллективные организаторы» всего,...

Индустриализация СМИ в эпоху рыночных реформ

В

первые после долгих лет существования на баррикадах российские средства информации вспомнили, что ныне они не столько «коллективные пропагандисты» и не только «коллективные организаторы» всего, что происходит с ними и со страной, но и сами по себе одна из отраслей индустрии этой страны. Одна из самых шумных (если сложить уровень звука всех телеканалов и радиостанций) и самых заметных, но далеко не самых организованных и интегрированных отраслей.

П

ризывы поучиться у аграриев тому, как творцы полей и ферм умеют объединяться со злейшими конкурентами в деле лоббирования собственных интересов, звучали и в кулуарах, и со сцены прошедшей 19—20 июня в Москве общероссийской отраслевой конференции «Индустрия СМИ: направления реформ». Прошедшей на удивление деловито и спокойно. Конференция собрала тех, кого еще год назад невозможно было себе представить в одном зале, тех, кто несколько месяцев назад, все-таки собравшись на проводимую СПС конференцию, посвященную свободе СМИ, излучал флюиды если не ненависти, то уж явно жесткого противостояния в адрес конкурентов.

В этот раз никакой отрицательной энергетики в большом зале здания мэрии на Новом Арбате не наблюдалось. Может, потому, что разговор шел не об абстрактной категории свободы, а о конкретных категориях существования СМИ как бизнеса, как отрасли индустрии, общие проблемы которой — тарифы, расценки, таможенные препоны, законодательные несовершенства — не зависят от сиюминутных политических пристрастий того или иного средства информации.

Главным хитом конференции стал еще больше похудевший профильный министр Лесин (ощущение, что Михаил Юрьевич так вошел во вкус похудания, что уже просто не успевает обновлять гардероб под становящуюся все более стройной фигуру). В этот раз министр печати сообщил, что через пару-тройку лет сам готов стать могильщиком собственного министерства, заменив его на парочку федеральных комиссий и повесив на здании на Страстном бульваре табличку: «Все ушли на индустриальный фронт».

Лесин снова подчеркнул, что государство не стремится к усилению собственных позиций на рынке СМИ, напротив, в идеале хотело бы прийти к схеме: одна газета — один телеканал — одно информагентство. Руководитель того самого потенциально единственного государственного телеканала, председатель ВГТРК Олег Добродеев, согласившись с министром в вопросе «не усиления госприсутствия», добавил, что, по его мнению, государству «надо уходить от лукавой позиции смешанных форм собственности». При этом глава ВГТРК подчеркнул, что сейчас мы как раз и имеем дело «с определенным лукавством, когда все федеральные телеканалы по большому счету либо принадлежат, либо тесным образом связаны с государством», и связь эта основывается «либо на истории и имуществе, либо на кредитах государственных банков», без которых после кризиса 1998 года не мог выжить ни один телеканал.

Теперь же, когда общий объем рекламного рынка в 2001 году составил 1 млрд 730 млн долларов, а к 2004—2005 году прогнозируется объем рекламных поступлений порядка 2 млрд долларов, отрасль сможет существовать без различных видов государственных вливаний, и можно будет обсудить и вопросы частичного ухода государства с этого рынка. И хотя, по мнению Олега Добродеева, «говорить о тотальном разгосударствлении неправильно — такой канал, как «Культура», не может подлежать разгосударствлению», — все же, по прогнозам главы ВГТРК, телеканал «Россия» (РТР) со следующего года сможет существовать на рекламные деньги, покрывая все собственные затраты, «кроме распространения телесигнала в города «200 минус». Наши соотечественники, живущие в городах с населением менее 200 тысяч человек и в сельской местности, рекламодателей традиционно не интересуют, и доставка телесигнала в такие места есть, по мнению Олега Добродеева, социальная функция государства.

Генеральный директор ОРТ Константин Эрнст, в свою очередь, подчеркнул, что является представителем канала «государственного по форме собственности и уровню сознания, но коммерческого по экономике», что очень удобно для государства, которое «за ОРТ не платит, но государственные задачи ОРТ выполняет».

Эрнст подчеркнул, что при всей коммерциализации экономики канала лично он не является «большим поклонником философии рейтинга» и понимает социальную ответственность такого канала, как ОРТ. «В свое время режиссер Бортко предложил нам купить сериал «Бандитский Петербург», и, понимая, что рейтинг будет бешеный, мы все-таки отказались, потому что мы против того, чтобы, зная, что нас смотрят дети и подростки, показывать сериал, где все положительные герои бандиты», — заявил гендиректор ОРТ.

Но общие государственнические и частные рейтинговые споры на этой конференции были, скорее, блеском еще незачехленных мечей, отголосками старых баталий. Константин Эрнст подчеркнул, что «даже во времена олигархического телевидения существовала конвенция о том, что можно делать, а что нельзя, которая, правда, была нарушена во времена постолигархического ТВ, отчего и возникли все беды последних двух лет». И было очевидно, что в этот раз представители индустрии СМИ собрались для выработки новых единых правил игры. Президент «Русской медиагруппы» С. Архипов сказал, что видит выход «в создании мощной лоббистской структуры, в которую войдут владельцы, топ-менеджеры и лидеры СМИ и которая будет осуществлять связь с властью».

Делегаты и организаторы конференции (которая была проведена при активном участии 12 общественных и профессиональных организаций и одной государственной структуры — Министерства печати) сошлись на том, что первые лица всех организаций-инициаторов в ближайшее время должны встретиться и обговорить условия создания, структуру и формы работы единого индустриального комитета, который возьмет на себя задачи по отстаиванию общих интересов отрасли перед лицом государственных и прочих угроз.

Летом 2002-го, когда до выборов, традиционно разводящих российские СМИ по разные стороны баррикад, остается еще более полутора лет, это кажется возможным.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow