СюжетыОбщество

В ФУТБОЛЕ — МЫ РАБОЧИЕ И КРЕСТЬЯНЕ. НАМ НАДО ПАХАТЬ И ПАХАТЬ

Этот материал вышел в номере № 41 от 10 Июня 2002 г.
Читать
В ФУТБОЛЕ — МЫ РАБОЧИЕ И КРЕСТЬЯНЕ. НАМ НАДО ПАХАТЬ И ПАХАТЬ Преемник великого Яшина в воротах сборной и московского «Динамо» пришел в пресс-бар «Новой газеты» через два часа после окончания матча Россия – Тунис, попросив нас записать эту...

В ФУТБОЛЕ — МЫ РАБОЧИЕ И КРЕСТЬЯНЕ. НАМ НАДО ПАХАТЬ И ПАХАТЬ

П

реемник великого Яшина в воротах сборной и московского «Динамо» пришел в пресс-бар «Новой газеты» через два часа после окончания матча Россия – Тунис, попросив нас записать эту игру на видеомагнитофон. Уже расположившись за столиком, он признался в своем очевидном ляпе. Бывший вратарь, а ныне бизнесмен, по-прежнему верен своим принципам: точность и надежность. «Эту деловую встречу я назначил загодя – и промахнулся. Не заглянув в расписание игр чемпионата мира, как говорят стражи ворот, «пустил бабочку» (заметим, в ущерб себе, но не своей нынешней команде. – Авт.) Не скрывая радости от первой победы нашей сборной, Владимир Пильгуй тут же произнес фразу, которую мы и вынесли в заголовок. Так далеко ли могут пойти по футбольным полям Японии и Южной Кореи «рабочие и крестьяне» российской сборной? Об этом разговор за пинтой пива с Пильгуем...

— Сначала, признаюсь, были определенные сомнения в успехе нашей команды. Особенно на фоне выступления сборной России в кубке LG. Но уже где-то в середине первого тайма стало ясно: наша команда классом на две головы выше.

Очень неплохо смотрелся Валера Карпин, выполнявший колоссальный объем работ. Никифоров Юра и Виктор Онопко также проявили себя достаточно хорошо. Романцев вовремя угадал с заменой — влил свежую кровь. И команда забегала. Приятно удивил совсем юный Дмитрий Сычев, по сути дела, «сделавший» оба гола в ворота тунисцев.

— Как бы вы оценили игру вратаря нашей сборной Руслана Нигматуллина?

— В том матче у Руслана было достаточно мало работы, поэтому трудно судить о его нынешних возможностях. Честно говоря, мне не очень Нигматуллин нравится. Да, прыжки у него хорошие, но если посмотреть записи его предыдущих матчей, прыгать-то вовсе и не надо было. Можно было мяч брать с места, вытянув руки.

Вообще это мое личное мнение, но первым номером российской сборной должен был стать Сергей Овчинников. Он очень опытный, надежный вратарь, и в отличие от Руслана у нынешнего вратаря «Локомотива» не было длительного перерыва в игровой практике.

Вторым номером должен быть Станислав Черчесов: несмотря на возраст, он надежный голкипер в не самом слабом клубе Европы. А вот приглашение в сборную Александра Филимонова мне до сих пор непонятно, ведь давно уже даже неспециалисту видно, что он сломался. Сломался в том самом злополучном матче со сборной Украины. И вот вновь его везут на турнир высочайшего уровня. Представьте, как он себя психологически чувствует...

— На ваш взгляд, почему Романцев отказался от услуг Овчинникова?

— Думаю, исключительно из-за личных мотивов. То же самое касается и Ролана Гусева, который мог смотреться гораздо убедительнее некоторых нынешних игроков сборной. Но упрекать Романцева в предвзятости не стоит. Он — главный тренер команды. И он формирует сборную по собственному усмотрению. Все-таки именно ему нести ответственность за поражение и пожинать славу за победы.

— А что вы скажете о нынешних вратарях в целом?

— На мой взгляд, класс голкиперов снизился. Раньше, если взять чемпионат СССР, в любой команде было как минимум два классных вратаря. Даже в «Кайрате», к примеру, играли два замечательных голкипера — Ордыбаев и Пшеничников. Да, были разные манеры игры. Банников, например, или Кавазашвили играли на эффект. Яшин, Рудаков, Астаповский играли, напротив, неброско. Но они все были надежные. И у каждого были свои особенности. Тот же Банников, кстати, выпрыгивал в высоту на два метра.

Однажды мы приехали на сборы в Сочи. Оттренировались. А в это время тренируется молодежная сборная СССР по легкой атлетике. Перепрыгивают через планочку, установленную где-то на уровне 180—190 сантиметров. С трудом, надо сказать, они пытаются взять эту высоту. А Банников как шел, усталый после тренировки, в грязи весь, берет легко эту планку и идет дальше. Когда атлеты это увидели, то они просто собрались и ушли.

Яшин же, поскольку был близорукий, всегда кричал защитникам: «Подпустите нападающего поближе!» Просто он плохо видел удары издали.

— Кстати, об особенностях: все футболисты суеверны. Нигматуллин, например, перед матчами обязательно молится. Сычов, говорят, сделал на правой ноге татуировку: «Забей, родная». Вы как к этому относитесь?

— Нормально. Я сам был очень суеверным. Обувался только с левой ноги. Если шнурок порвется — хоть вообще никуда не выходи. Привычки, кстати, остались — до сих пор с левой ноги начинаю ботинки обувать. Но это не значит, что вратарь должен заниматься чудачеством на поле. Вратарь вообще не имеет права на финты, как, например, делал Человерт. Представьте себе защитника, у которого за спиной чудеса творятся. Ведь он просто не будет знать, что ему делать. Вот Яшин никогда не позволял себе подобного, поэтому и стоял надежно.

Голкипер — командный игрок, но в то же время и одинокий. Яшин, например, играл даже за нападающих: команда на чужой половине поля, а он уже смотрел, кто какую позицию занял. Если у нападающего мяч отберут, то полузащитник должен смещаться на противника, подстраховывая. Яшин перестраивал всю команду. Ему верили. Ведь футболисты заигрывались, глаза на лбу блестят — с удовольствием идут вперед, а назад тяжело тащиться — их заставлять надо. Но ответственность за пропущенный гол на вратаре лежит. Тысячу раз даже не виноват, но пропустил – значит, все!

— Но ведь и защитники для чего-то существуют. Скажите: если бы вы сейчас играли за нашу сборную, то за чьими спинами вы бы чувствовали себя спокойнее?

— Тяжело сказать, наблюдая со стороны. У вратаря с защитником должна существовать какая-то незримая связь. Я даже знал, что игрок в определенном элементе игры может ошибиться. У нас защитник был Сергей Никулин. У него имелось очень «ценное» качество: по крайней мере, раз пять в сезон он забивал в свои ворота. Я уже знал, чего от него можно ожидать. Однажды во время игры противник простреливает в штрафную, и Серега со всего маху точно в девяточку этот самый прострел замыкает. Я даже среагировать не успел. Как стоял, так и стою. А Серега возмущенно начинает меня отчитывать: «Володя, ну что ж ты не выручаешь-то!».

— В матче с Тунисом вам не показалось, что Юрий Ковтун смотрелся как-то неубедительно? Фланг, за который он нес ответственность, больше напоминал проходной двор. Может, стоило заменить его на Сенникова?

— Сомневаюсь. Все-таки Сенников — слишком молодой игрок. А Ковтун, несмотря ни на что, обладает весьма солидным опытом выступления на международной арене.

— Мы с вами встречаемся за несколько дней до матча Япония—Россия. Исход встречи предугадать трудно. Ведь уровень японского, да и корейского футбола в последнее время значительно вырос…

— Да, нашим будет тяжело играть против скоростных и техничных японцев. Тем более под палящим солнцем и немыслимым давлением местных болельщиков. Но побеждать мы обязаны. А что касается прогресса футбола в Японии и Корее, то это абсолютно закономерный результат государственного подхода к отдельному виду спорта. Вот ведь хаяли советскую систему, но тогда в сфере высоких спортивных достижений было очень много сделано. От дворового футбола и состязания сельских коллективов до первенства страны. Это был поток, существовал отбор. А сегодня за то, что человек по мячу через раз попадает, ему платят немыслимые деньги и из него звезду делают.

— Отсюда заявления из стана нашей сборной о слишком высокой траве и быстром мяче?

— Мяч действительно очень быстрый. Вратарям с ним трудновато. Насчет высокой травы ничего сказать не могу. Замечу лишь: качественное поле всегда на руку — или, вернее, на ногу — техничным футболистам.

— На ваш взгляд, кто станет чемпионом? Предыдущий гость нашего паба Эдуард Мудрик предположил, что им может стать одна из восьми команд.

— Претендентов значительно меньше. Лично мне очень понравилась сборная Германии. Она производит впечатление той самой немецкой машины, которая катком давила противников в свои лучшие времена.

— А как же сборная России?

— Вот если бы вам перед чемпионатом мира по хоккею или даже после отборочных игр заявили, что команда Михайлова завоюет серебро, вы бы поверили? Вот то-то. Так что посмотрим.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow