СюжетыОбщество

ФЛОРА ДЛЯ ЧИНОВНИЧЬЕЙ ФАУНЫ

Этот материал вышел в номере № 41 от 10 Июня 2002 г.
Читать
Веерное подключение власти. К взятке Один мой коллега решил перейти на государственную службу. Когда я засомневался в его психическом здоровье, он сообщил, что решил подзаработать. И это противоречие вновь заставило задуматься о феномене...

Веерное подключение власти. К взятке

О

дин мой коллега решил перейти на государственную службу. Когда я засомневался в его психическом здоровье, он сообщил, что решил подзаработать. И это противоречие вновь заставило задуматься о феномене российской взятки, которая на сегодняшний день – единственный экономический стимул, способный заставить бюрократа работать эффективно.

В свое время в СССР приезжал экономический консультант – Алекс Москович. Он спрашивал Горбачева: с углублением реформ будет ли усиливаться персональная заинтересованность чиновников в развитии экономики? Ответ последовал отрицательный. Однако практика показала, что покойный Алекс Москович был прав. Персональная заинтересованность существует, только она не узаконена и конвентировалась в «фонд личного обогащения» (ФЛО) — термин, который сейчас любят употреблять чиновники в приватных беседах. И пока любые экономические прорывы прежде всего приводят к увеличению ФЛО, а не ВВП.

Наибольший «транш» чиновничество получило во время приватизации – что-то порядка 1 млрд долларов. И ежегодный оборот взяток можно примерно подсчитать. В бюджетах «для внутреннего пользования» крупных компаний примерно 10 процентов от сделки планируют на подношения. Итого: около того же миллиарда в год.

И если представить себе, что в одночасье взяток не станет, то страна проснется с абсолютно разваленной экономикой. К нам перестанут ходить сантехники, никто не будет добывать нефть и торговать в ночных магазинах. Ведь у нас ВСЯ экономика строится на договорных отношениях взяткодателя и взяткополучателя.

Значит ли это, что взятка неискоренима? Вовсе нет. Было бы только желание. А желания нет, и политическая воля в этом вопросе дремлет.

В той или иной форме взятки существуют везде – во всех странах. И часто бывают узаконены. Например, во Франции существуют так называемые комиссионные, которые официально списываются с налогов. В некоторых странах введена специальная «возвратная адресная комиссия». Но у нас не любят длинных красивых названий и обзывают все это чисто конкретно — «откатом».

Степень и качество мздоимства напрямую зависят от уровня развития общества. Особенно если говорить о взятке мелкой. В Марокко у меня вымогал деньги пограничник и остался доволен 2 долларами, а попробуйте предложить взятку пограничнику в Швейцарии… Мелкие взятки исчезнут только с ростом благосостояния, когда брать их будет невыгодно. А коррупция в высших эшелонах власти – проблема мирового масштаба, и вряд ли мы справимся с ней первыми.

Посмотрим на взятку со стороны человека, который ее предлагает. Он ее расценивает как излишний налог, потому что, как правило, на бытовом уровне взятка платится не за совершение чиновником какой-то криминальной гадости, а за добросовестное выполнение им своих служебных обязанностей.

Но не стоит забывать, что взятка имеет неопределенно продолженное время: через месяц придет новый чиновник и вновь потребует раскошелиться, через год — другой. То есть предприниматель сам подсаживает на взяточную иглу необходимых ему бюрократов.

Вообще какие бывают взятки: «одноразовые», «пролонгированные» (когда чиновник сидит на «кредитной» линии), «борзыми щенками» (услугами, подарками) и «веерные». Последнее – самое неприятное. Ведь начальник знает, что его подчиненный берет взятки, поэтому чиновник в общий счет включает и сумму «отката» своему руководителю. А тот – своему, и так далее… И выявить эту цепочку достаточно трудно. Поэтому борьба со взяткой не должна идти точечно-пунктирно, а должна быть системной.

Во-первых, нужно захотеть бороться. Во-вторых, нужно принять полновесный административный кодекс, в котором должен быть детально прописан каждый шаг чиновника, и не беда, что это произведение выйдет многотомным, по сравнению с которым полное собрание сочинений Вальтера Скотта покажется брошюрой. В-третьих, у чиновника должна быть больше зарплата. И в-четвертых, суды должны работать хорошо.

А вот бороться со взятками в лоб, при помощи прокуратуры и милиции, – малоэффективно. Взятку доказать очень трудно: необходимо поймать с поличным. И то можно отмазаться. Один адвокат вывернулся красиво: взял у подзащитного – крупного чиновника — заявление в МВД, подписанное задним числом, в котором он, уже арестованный, предупреждал о том, что ему будут предлагать взятку такого-то числа такого-то месяца. Адвокат отправил все это по почте опять-таки задним числом, и опять-таки за взятку. Всем известно, что почта работает долго, и чиновник отделался легким испугом. К тому же крупную взятку наличными не несут, а переводят на какой-нибудь офшорный счет.

Какие-то взятки можно совершенно спокойно легализовать, как это принято в некоторых развивающихся странах. Хотя в целом это философский вопрос: можно ли временно допустить какие-то нарушения, чтобы не криминализовывать целые сферы нашей жизни?

Правда, в России взятки брали всегда, и необходимость прийти к приказчику с курицей въелась в подкорку. Только сейчас тема мздоимства приобрела пафосный оттенок благодаря тому, что сложился рынок супервзяток, и благодаря тому, что одни взяткодатели стали бороться с другими взяткодателями-конкурентами при помощи СМИ. И чиновничество стало богаче. Нет потолка доходов для служащего. Если раньше – это дача в виде курятника, то теперь может быть все что угодно.

У нас еще не введено то, что называется в некоторых странах «пояс жизни», соответствие доходов зарплате. Кстати, это еще один действенный механизм борьбы. С поличным поймать трудно, а вот на этом несоответствии – очень даже легко. Но просто нет команды отслеживать: на каких машинах ездят и в каких дачах живут наши бюрократы.

Почему? У нас взятки, как и пальцы, — веером, по системе круговой поруки. Дашь команду «ату» – поймают самого командира. И трудно пока найти смельчака, который бы сделал «веерное отключение» от взяток.

ведущий рубрики «Новой газеты»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow