СюжетыОбщество

ТРЕБУЕТСЯ МЕЧТА. ЖЕЛАТЕЛЬНО НЕСБЫТОЧНАЯ

Этот материал вышел в номере № 40 от 06 Июня 2002 г.
Читать
На эмиграцию из России, в том числе и в форме выезда на временную работу за рубеж, работает целая индустрия Вы, наверное, встречали объявления типа «визы в США без собеседования, гарантия 100%». Возможно, вы слышали заявление американского...

На эмиграцию из России, в том числе и в форме выезда на временную работу за рубеж, работает целая индустрия

В

ы, наверное, встречали объявления типа «визы в США без собеседования, гарантия 100%». Возможно, вы слышали заявление американского посла о том, что их иммиграционные законы подобных гарантий не дают. Выходит, в рекламе обещают то, чего нет в природе. На самом деле обмана фактически нет. Закон не гарантирует, а визы дают. Это возможно благодаря агентствам по трудоустройству за рубежом.

С

олидный мужик в очках изучает буклет «Содействие в трудоустройстве в Канаде». Складка со лба не сходит уже час. Главное ему понятно: семьсот долларов (не считая билета), и ты калымишь в Канаде на стройке. Непонятно другое: где тут спрятан обман? Над этим вопросом он ломает голову, а уже шесть минут седьмого.

— Как наши успехи? – нетерпеливо спрашивает Егор. — Приняли решение или есть вопросы?

— Ну не знаю, — отвечает. — А где гарантии, что меня там устроят, а?

— Вы не первый, кто спрашивает об этом. Но ни одной жалобы до сих пор не было… Возьмите этот буклет, подумайте как следует дома, а то мы закрываемся.

Как только вышел клиент, в глубине офиса хлопнула дверь и послышались быстрые шаги.

— Босс всегда ходит маршем, — говорит мне Егор, — даже в туалет, даже в коридор покурить. Саныч — бывший военный, то ли летчик, то ли ракетчик.

Бывший военный несколько лет назад снял погоны и создал эту контору. Бизнес, конечно, грязненький, но неизбывная мечта нашего человека — смыться в построенный кем-то земной рай — приносит неплохие деньги. Сейчас у босса хорошая немецкая машина, неплохая квартира и очень нехилый живот. И еще в этой конторе он самый главный, командир. Жизнь удалась…

Сам босс низенький, а голос у него высокий, как у большого мальчика.

— Зайди ко мне через минуту, поговорить, — это он Егору.

Егор ушел в кабинет начальника и сразу вернулся.

— Любит поговорить, — тихо сказал Егор, присаживаясь рядом, — он никогда не скажет «дважды два — четыре». После «дважды два» расскажет пару-тройку анекдотов, чего-нибудь о глупости сотрудников, идиотизме правительства и ничтожестве клиентов, эпизод из службы вспомнит, немного о своей юности, мудрости и утонченном вкусе, а уж потом — «четыре». Но сейчас он просто сказал мне собрать народ на планерку.

Через полтора часа Егор пришел с бутылкой водки и апельсином.

В этой фирме немногие задерживаются долго. Они как психоаналитики – пропускают через себя сотню человек в день со всеми их тревогами, страхами, и не каждый способен это выдержать. Так что босс выстраивает своих в две шеренги и устраивает разгрузку: кого наказывать и кого поощрять. Создает видимость обычной трудовой жизни. Вот сегодня Леху-компьютерщика мочил…

На самом деле проблема фирмы банальная: у клиентов нет денег. Люди приходят и, убедившись, что трудоустройство за рубежом им не по карману, уходят. Для красного словца в рекламе написано, что «возможно кредитование», то есть отправим за бугор за так, а расплатишься, когда заработаешь. В реальности западные корпорации кредитуют выезд только эксклюзивных специалистов, и это называется «утечкой мозгов», а иногда квалифицируется как посягательство на разглашение гостайны. Что до обыкновенных работяг, то им за осуществление светлой мечты – работать за бугром мусорщиком, официантом или дворником – надо платить наличными…

Н

а эмиграцию из России, в том числе и в форме выезда на временную работу за рубеж, работает целая индустрия. В ней есть свои СМИ, из которых можно понять, что выход из российского кризиса только один – аэропорт «Шереметьево-2». Когда клиент приходит в агентство, ему говорят, собственно, именно то, что он хочет услышать: там будет хорошо… Забавно, кстати, что сами продавцы счастья туда не уезжают. Максимум – тур на две недели, и домой.

Человек несведущий думает, что работать в конторе вроде Егоркиной не так уж и сложно. Ведь клиенты приходят уже созревшие. Но это не так. Прежде всего у их клиентов нет денег, чтобы оплатить затраты на визу, левые справки для посольства, билет в один конец и услуги других посредников. Другие посредники – это наши люди на той стороне. Бывшие наши сограждане. Встречают клиента, ведут его на работу. По ходу дела шкурят…

Вот это все плюс оплата агентству – долларов триста с человека – складывается, и набегает больше тысячи. А в России человек с тысячей долларов в кубышке – не такой уж бедный, не такой уж безнадежный пессимист, чтобы уезжать за тридевять земель. В общем, туда стремятся неудачники. Но что характерно, каждый из них думает, что он – человек особый…

Да, любой клиент думает, что он уникальный. Что в агентстве его выслушают, поймут, проникнутся трагичностью его судьбы и скажут: ой, именно вы-то нам и нужны! Как раз для вас есть работа в Нью-Йорке с высокой зарплатой. «Ваш самолет через неделю, только не опоздайте, там вас давно ждут!»

Тысячи разных людей одинаково уверены, что здесь невозможно жить. На днях приходил один физик, завкафедрой технического вуза из Центральной России. Такой приятный мужик, лет сорок пять. Доктор технических наук, у него двенадцать изобретений по электросварке. Хочет уехать. Готов хоть грузчиком работать.

Здесь кроется что-то непонятное. В Москву приезжают таджики, армяне — кто угодно, весь бывший Союз. Значит, эти люди считают, что здесь жить можно. А наши биохимики, архитекторы и врачи едут в Португалию разнорабочими… Чтобы выживать там. Обратите внимание: не жить красиво, а только выживать — им приходится пахать втрое больше, чем здесь. Работали б в России с таким усердием… Может быть, просто не верит русский человек в Россию?

С

ам Егор там уже был. Эмигрировал в Америку в 98-м, после кризиса. Егор – весь светлый: кожа, глаза, волосы – как «истинный ариец». Цвет кожи, что бы там ни говорили пропагандисты политкорректности, в Штатах сегодня все еще имеет значение. Плюс он молодой, здоровый… Егор пошарахался по трем штатам США, был и в супергороде – Нью-Йорке. Мыл машины, был официантом в русском кафе и подсобником на стройке, сменил полтора десятка рабочих мест. Понадобился год, чтобы убедиться, что это не невезение, а страна такая – чужая. В ельцинской России он был равным среди бедных, а там оказался и бедным, и среди чужих.

За год, однако, Егор приобрел тамошние бытовые привычки. Вернувшись в Россию, чрезмерно часто говорил «о,кей», бросал мусор только в урны, переходил дорогу только на зеленый… Прошло время, и он ментально полностью вернулся на родину. Говорит, рад, что не зацепился в Америке, «а то бы стал толстяком с улыбкой дебила». Считает себя патриотом: «Родина – как старушка-мать: с ней тяжело, но ведь родная». А теперь вот, по его собственному выражению, «продает в рабство всяких дураков». Правда, собирается увольняться: устал.

Егор вылил остатки водки в стакан с соком.

— Переходим на новые принципы ошкуривания клиентов. Саныч хочет юридической безупречности бизнеса. Чтобы ни налоговая инспекция, ни клиенты не могли придраться…

Да, босс решает трудную задачу. В его бизнесе сплошной черный нал: деньги идут на взятки и оплату незаконных услуг. Например, изготовление фиктивных справок и поддельных печатей… Где взять документы под такие расходы? Разве только сделать «левые». Короче, как ни крути, а проверяющий из налоговой инспекции свое возьмет. То же и обманутый клиент. Что касается самих взяткоемких услуг, так это те самые «визы в США без собеседования, гарантия 100%».

Дело в том, что американцы напридумывали всяких программ обмена – культурных, научных, спортивных и т.д. Русские сотрудники, обрабатывающие документы, вписывают фамилии проплаченных Егоркой и его боссом людей в список победивших участников… Помнишь, как старший Багров в «Брате-2» ехал в Штаты на конгресс компьютерщиков? Или Мимино был эндокринологом? Вот и наши клиенты получают американскую визу без визита в посольство – кто на конгресс, кто на стажировку.

И хотя срок визы ограничен, нашим достаточно только въехать. А там… На грязную работу берут и нелегалов.

А мой приятель Егор уже год как хочет уволиться, но все никак не соберется. О клиентах говорит: «Такой народ грех не обманывать, потому что, если говоришь неприятную правду, он пойдет в другое агентство, где ему скажут, чего он ждет. Мы, русские, органически нуждаемся в мечте, желательно – несбыточной». Ну а если есть спрос – нате вам предложение.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow