СюжетыОбщество

ПАДАЮЩИЙ ГОРОД

Этот материал вышел в номере № 40 от 06 Июня 2002 г.
Читать
Рухнувший в минувший понедельник в Питере девятиэтажный дом — третий по счету в этом году Без преувеличения можно сказать, что кадры вечерних теленовостей из Петербурга в минувший понедельник потрясли мир. Пожилая женщина, высунувшись из...

Рухнувший в минувший понедельник в Питере девятиэтажный дом — третий по счету в этом году

Б

ез преувеличения можно сказать, что кадры вечерних теленовостей из Петербурга в минувший понедельник потрясли мир. Пожилая женщина, высунувшись из окна, взывает о помощи, она держит за руку обожженного грудного ребенка — еще чуть-чуть, и она не выдержит, отпустит детскую ручонку. Вокруг — языки пламени, клубы дыма, за спиной обезумевшей женщины уже рушатся стены, и единственный путь выбраться из ада — окно. К счастью, пожарные успели выхватить из рушащегося здания мальчика и бабушку. Так что годовалый Даниил Набоков хотя и попал в больницу с ожогами и сотрясением мозга, в этот день, можно сказать, родился заново... И почти сразу вслед за этим объятое пламенем и дымом здание, словно в замедленной съемке, начинает валиться набок, складывается, как карточный домик. Еще миг — и клубы пыли и строительного мусора, в который в считаные секунды превратился девятиэтажный дом, серой шапкой накрывают окрестности... Слишком многим в этот момент вспомнились другие страшные кадры: Нью-Йорк, 11 сентября. Страшно. И похоже.

К счастью, все обошлось внешним сходством. Ни причина, ни тем более ужасающие последствия петербургской катастрофы не имеют с Нью-Йорком ничего общего.

По официальным данным, в результате обрушения девятиэтажного здания погибли три человека — 50-летний мужчина задохнулся от угарного газа, а под завалами обнаружили тела 30-летней женщины и 15-летнего подростка. Еще одна 16-летняя девушка числится пропавшей без вести. Травмы разной степени тяжести (включая синяки и ссадины) получили около 20 человек.

Одна из погибших — Ольга Новикова, сотрудница филиала банка «Петровский», который находился на первом этаже рухнувшего здания. Спасатели говорят: они видели женщину в помещении, но выбраться оттуда самостоятельно она не могла — двери заклинило из-за перекоса здания, а на окнах стояли стальные банковские решетки. Спасатели пытались сбить решетки, но не успели... Потом говорили, Ольга позвонила в милицию по сотовому телефону уже из-под завала. Ей пытались звонить по ее номеру, но телефон уже не отвечал. Потом ее тело нашли под завалами.

Причиной петербургской трагедии, к счастью, были не террористы-фанатики. Специалисты во главе с министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу (который прилетел на место происшествия около десяти вечера) говорят о просадке фундамента. Здание дало трещину и стало крениться набок, разорвались газовая магистраль и электропроводка, из-за короткого замыкания вспыхнул пожар... Остается выяснить, из-за чего произошла просадка.

Многие винят в этом ГУП «Водоканал». Утром злополучного дня они начали ремонт водопроводных труб. Подогнали экскаватор и стали рыть канаву, подкапываясь прямо под фундамент дома. Из одного окна в этот момент, говорят, высунулась женщина и стала ругаться с рабочими: от такой работы, мол, скоро дом рухнет. Как в воду глядела...

По уверениям «Водоканала», они технологии не нарушали — работали по заявке самих жильцов и в соответствии с разрешением государственной административно-технической комиссии. К тому же некоторые жители дома говорят о том, что небольшие трещины на стенах стали замечать еще до рытья рокового котлована. Так что виной просадки могли стать вода в подвале и хронические протечки труб. Этого не исключает и комиссия Шойгу, называя одной из вероятных причин просадки фундамента протечку водовода. Еще одна версия — грунтовые воды, из-за которых фундамент дома, построенного всего 30 лет назад, дал трещину.

Надо полагать, причины происшедшего установят госкомиссия и следствие (прокуратура Петербурга возбудила уголовное дело). Но вопрос остается открытым: кто за это в ответе? Вопрос отнюдь не из чувства мстительности. А по соображениям элементарной безопасности. Инстинкт самосохранения, если хотите. Ведь о скверной петербургской погоде, топком болотистом грунте и коварных грунтовых водах знает каждый. Как и об изношенности инженерных сетей и обветшалости зданий, на ремонт которых, как всегда, нет денег.

Но питерским домам нет до этого дела. Они продолжают падать с ужасающей регулярностью. Этот случай — уже третий в этом году. В марте у здания общежития на улице Полярников обрушился фасад, по счастью, обошлось без жертв. В мае обрушились четыре пролета здания, принадлежавшего производственному объединению «Светлана», которое уже не использовалось и готовилось к продаже, — так что снова пронесло. И вот трагедия на Двинской улице. Вновь общежитие, и вновь стечение обстоятельств, позволившее избежать многочисленных жертв. Но как сложатся обстоятельства завтра? И где это может произойти? И не превратились ли мы в своих домах в заложников хронического жилищно-коммунального кризиса и абсолютной круговой безответственности?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow