СюжетыОбщество

ГОРНЫЙ ОБВАЛ ОЛИГАРХОВ

Этот материал вышел в номере № 39 от 03 Июня 2002 г.
Читать
В Дагестане обкатали систему, примененную потом в общероссийском масштабе В конце 90-х генерал-полковник Владимир Колесников, на тот момент первый заместитель министра внутренних дел, был направлен для наведения порядка в Дагестан....

В Дагестане обкатали систему, примененную потом в общероссийском масштабе

В

конце 90-х генерал-полковник Владимир Колесников, на тот момент первый заместитель министра внутренних дел, был направлен для наведения порядка в Дагестан.

Террористические акты, убийства государственных чиновников, предпринимателей продолжались здесь все 90-е годы. В августе 1998 г. был убит даже муфтий Дагестана. За редким исключением все эти теракты и убийства не были связаны с Чечней. Шла обычная межклановая, именно межклановая борьба за власть и сферы экономического влияния.

Были возбуждены громкие уголовные дела на министров, мэров городов, глав администраций. По местному и Центральному телевидению генерал Колесников ежедневно озвучивал все новые и новые имена казнокрадов, убийц и прочих уголовных элементов, представляющих власть.

Тогдашний мэр Каспийска Руслан Гаджибеков (именно при нем был взорван дом пограничников в ноябре 1996 года) обвинялся в хищении 1,5 миллиарда рублей и в организации убийства предпринимателя Арсена Байрамова, чья фирма возводила в Каспийске дома.

За злоупотребление служебным положением были взяты под стражу министр юстиции Дагестана Тажутдин Бижамов, глава администрации Табасаранского района Шейхмагомед Нурмагомедов, начальник Западно-Каспийского управления рыбоводства и охраны рыбных запасов Эсенбулат Магомедов (по кличке Эсен). За нецелевое использование 40 миллионов рублей было возбуждено уголовное дело пробив председателя отделения пенсионного фонда по Республике Дагестан Шарапутдина Мусаева и т.д. Многих взяли под стражу, а некоторые, и в частности Мусаев, сбежали в горы.

Дагестанские журналисты окрестили Колесникова Ураганом, а народ поверил в реальную борьбу с мафией.

А Колесников месяцами жил в Дагестане. Но при этом по его лицу, часто мелькавшему на телеэкране, не было похоже, чтобы он уж очень уставал от этого. Скажу вам, дорогие читатели, что дагестанцы — очень гостеприимные люди. Они умеют угощать дорогих и уважаемых гостей. А генерал Владимир Колесников был всегда именно дорогим и уважаемым гостем.

Не знаю, почему первый замминистра МВД России генерал Колесников был отправлен в отставку. Может быть, потому, что другой тогдашний замминистра, более молодой и более энергичный Владимир Рушайло, тоже зачастил в Дагестан.

Может быть, икры и осетрины в Дагестане всем не хватило?

Но так или иначе, это был своеобразный полигон, на котором с использованием местных олигархов обкатали систему, несколько позже примененную к олигархам общероссийского значения: отдай миллионы долларов или свою компанию — и гуляй на свободе да помалкивай.

А деньги силовым министрам были очень нужны хотя бы для освобождения высокопоставленных заложников.

Руслан Гаджибеков отдал 3 миллиона долларов на освобождение представителя президента России в Чечне Валентина Власова. И немедленно был отпущен под подписку о невыезде. Сейчас он снова у власти — заместитель министра промышленности и торговли Дагестана.

И все остальные ребята после колесниковского урагана конца девяностых возродились. Магомедов по кличке Эсен теперь — министр жилищно-коммунального хозяйства. Шарапутдин Мусаев, не слезая с гор, стал депутатом Народного собрания республики. Только Шейхмагомед Нурмагомедов в гору не пошел. Остался, как и был, главой администрации все того же Табасаранского района.

А Колесников снова в Дагестане, хотя и в новом качестве — заместитель генерального прокурора России. Все возвращается на круги свои.

Через несколько дней после взрыва в Каспийске правоохранительные органы с большой помпой объявили, что задержаны двое мужчин, в автомобиле которых обнаружено взрывное устройство, аналогичное тому, что было взорвано 9 Мая на улице Ленина. Среди задержанных — лейтенант милиции Рашид Джабраилов.

А дальше, как всегда: после громких заявлений — обратный тихий ход. Рашида Джабраилова освободили из-под стражи, сейчас он дома.

Происходит то, о чем говорил на заседании Госсовета глава республики Магомедали Магомедов: «Все задержанные на свободе. Кто-то за них просит, и их отпускают».

В конце мая в очередной раз прилетел Виктор Казанцев — самый главный человек на юге России. Вручал от имени президента России награды спустя почти три года полузабытым героям Ботлиха, Цумады и Новолака.

Он сообщил, что террористы будут выловлены и наказаны. И улетел…

На улице Ленина в Каспийске местные жители сами, без участия властей, огородили место взрыва. (Машины теперь здесь не ходят.) В бутылочках с водой стоят сотни живых цветов, и горят свечи.

Здесь трепетная и волнующая душу тихая человеческая память. Здесь нет никаких речей и нет проклятий. Тишина.

военный обозреватель Каспийск—Махачкала

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow