СюжетыОбщество

АВТОМАТ БЕЗ ОТДАЧИ

Этот материал вышел в номере № 37 от 27 Мая 2002 г.
Читать
Никонов – это пока еще просто фамилия, а не оружейный термин. Но недалеко то время, когда будут говорить: «Ворвались двое с «никоновым», как сейчас говорят: «Ворвались двое с «калашниковым» В конце минувшего века автомат Никонова (АН-94)...

Никонов – это пока еще просто фамилия, а не оружейный термин. Но недалеко то время, когда будут говорить: «Ворвались двое с «никоновым», как сейчас говорят: «Ворвались двое с «калашниковым»

В

конце минувшего века автомат Никонова (АН-94) назвали автоматом будущего, а сейчас он уже серийно изготавливается «Ижмашем» для российских силовых структур. Счет стволов, правда, пока идет лишь на сотни. За конструктором Геннадием Никоновым приятно наблюдать именно на фоне стволов. Особенно на фоне стволов яблонь у него на даче. Там обветренная конструкторская мысль проявляется в самых неожиданных воплощениях...

Танцуя от печки

О печке, которую Никонов сложил на даче, надо бы сложить стихи, но у Геннадия Николаевича на сей счет более прозаические намерения.

— Я хочу ее запатентовать, — серьезно говорит конструктор.

И что же это будет? Печка Никонова? Печка будущего?

Когда обычному умельцу требуется печка, он берет кирпичи и, сильно не задумываясь, выкладывает ряд за рядом. Ну а оружейный конструктор, обремененный знаниями в области газодинамики, не может пройтись по дымоходам мимоходом. Разумеется, он должен проработать вопрос научно. Доктор технических наук Геннадий Никонов глубоко проник в сферу печковедения и понял, что накопленный веками опыт печников для него не годится.

— Полно книжек, где описываются стандартные решения, — говорит Геннадий Николаевич. – Я выстроил свою систему. Вот здесь, в стенке трубы, сделал два вертикальных клинообразных хода. Сначала продукты сгорания попадают вот сюда, в верхнюю часть клина, а потом, когда пламя начинает бушевать, дым спускается вот сюда, к нижнему отверстию…

Далее последовали подробные пояснения, передать содержание которых я, извините, не могу. Нет, Геннадий Николаевич не взял с меня подписку о неразглашении. Я и без того понял, что такую печку следует считать холодным (пока не растопишь) оружием нашего ВПК.

Давайте-ка я лучше проболтаюсь про автомат, тем более что сегодня его никто уже не секретит. Забавно, что каждый желающий может взглянуть на автомат будущего там, где обычно хранятся предметы прошлого, – в музее. Открытый для всех музей «Ижмаша» выставил часть опытных образцов АН-94, и тут же, на стенде, указаны сведения о них – вес, калибр и все прочее.

Если от конструктора требуют отдачи, то отдачу оружия (в плечо стрелка), наоборот, желательно свести к минимуму. Чего же удалось добиться Никонову?

Два первых выстрела из АН-94 совершаются вообще без отдачи – за счет того, что ствол откатывается внутри кожуха. Темп стрельбы при этом очень высок – 1800 выстрелов в минуту. Чтобы не наводить тень на мишень, уберу журналистские эмоции и приведу сухую, квалифицированную оценку заместителя главного конструктора конструкторского оружейного центра ОАО «Концерн «Ижмаш» Юрия Александрова: «Сочетание подвижного стреляющего агрегата с высоким темпом стрельбы уменьшает расхождение углов вылета пуль, улучшает кучность стрельбы в несколько раз, повышает эффективность огня в 1,5—2 раза по сравнению с АК-74».

АК-74 – это, как известно, автомат Калашникова. Патриарх оружейников что-то не поспешил с поздравлениями, хотя совершенно ясно, что, по мере того как будут приходить почести к Никонову, славы у легендарного Калашникова ничуть не убавится.

Известно, что творческие люди критически относятся к успехам друг друга, и сдержанность Михаила Тимофеевича можно понять.

Трудясь на одном заводе с Калашниковым, Никонов никогда не работал под его руководством. На практике его учителем был другой выдающийся оружейник — автор знаменитой снайперской винтовки Евгений Драгунов. Но Никонов при этом называет себя учеником Калашникова в том смысле, в каком всякий российский поэт является учеником Пушкина.

Нагрудный знак судьбы

Есть заповедь «Не убий». Заповеди «Не сотвори орудие убийства» нет, но поразмышлять тут есть над чем. В прежние годы, когда из АН-94 еще не убили ни одного человека, мы с Никоновым не раз беседовали на эту деликатную тему. Обычно в начале такого разговора оружейники одинаково отвечают, что оружие создается ими с благородной целью – для защиты Отечества. Потом потихоньку соглашаются, что целью (в прямом смысле) все-таки является живой человек и что тут не всегда хочется быть причастным к событиям со стрельбой. Калашников, к примеру, говорил, что он очень переживает, когда слышит, что его автоматом воспользовались бандиты или террористы.

АН-94 уже пролил первую кровь – его испытали спецподразделения в Чечне. В частности, отряд «Кречет», отправленный туда из Ижевска. Отзывы об оружии — похвальные, объявленная государством цель (борьба с терроризмом) — благородная, а наш разговор с интеллигентным и чувствительным к происходящему Никоновым становится еще деликатнее.

— Видимо, это неизбежно, — формулирует он свои выводы. — Пока существуют государства, будет решаться задача: как более дешевым и эффективным способом убить человека.

Четыре месяца в Чечне воевал его сын Николай, капитан милиции (оружие у него было не отцовское, а традиционное). В это время оружейный конструктор особенно остро ощутил, что такое война:

— Когда раздается звонок и голос в трубке сообщает: «Вас вызывает Грозный!», обмираешь у телефона. Кто будет говорить? Что он сообщит?

Николаю в Чечне, судя по пересказам отца, пришлось нелегко:

— Он говорил, что практически каждый день были боевые действия, но при этом засчитали им лишь по два боевых дня в месяц. Сын заслужил там семь наградных знаков. Документы к наградам ему выдали, а знаки эти, как ни удивительно, надо было купить за свой счет, и у Николая хватило денег лишь на четыре. Никогда такого не слышал! Даже не поверил сыну и спросил про эту нелепость у другого бойца...

Наградные знаки похожи на ордена, но все же ими не являются. А с орденами в семье Никоновых пока что неважно. Невероятно, но за создание автомата XXI века Геннадий Николаевич никакой правительственной награды не получил. И это в стране, где бесконечные церемонии награждения прерываются только на банкеты.

После дачи мы заехали к Никонову домой, и он достал из шкафа коробочку со своими наградами. Знак «Изобретатель СССР», знак «Заслуженный изобретатель Удмуртской Республики», знак от МЧС «За заслуги»… А вот вроде бы и орден – «Надежда нации». Но и это вроде бы не правительственная награда. Орден учрежден Союзом городов-героев СНГ. Здесь же, в коробочке, хранится письмо президента Ельцина: «Примите сердечную благодарность…»

Теперь – о самом удивительном: после создания автомата Геннадий Никонов стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области — кто бы мог подумать! — литературы и искусства. Премию (одну на восьмерых) дали работникам «Ижмаша» за разработку коллекции спортивного и охотничьего оружия. Если принять во внимание, что самозарядные охотничьи карабины «Сайга-12» и «Сайга-20», над которыми работал Никонов, явно не литература, то, выходит, они являются произведениями искусства.

Мистер «Миконов»

Любопытно, что, будучи охотником, Никонов бродит по лесам и болотам вовсе не со своей лауреатской «Сайгой», а с ружьем, выпущенным заводом-конкурентом.

— Да я его давно купил, — поясняет Геннадий Николаевич, — оно меня устраивает, а на покупку «Сайги» просто лишних денег нет.

Был у него еще и хороший охотничий карабин «тигр», но он обменял его на компьютер для младшего сына Юрия. Это понятно: живет Никонов на заводскую зарплату, денежного вознаграждения за автомат от государства не получил…

Вообще-то он не жалуется. Есть квартира в центре города, дачный домик построил своими руками, помог сыновьям «Жигули» купить. Нормально.

Нормально, если не бывать за границей и не видеть, как живут оружейники такого класса. А Никонов уже получил признание за рубежом и успел кое-где побывать. В США, например, русского конструктора принимали по высшему разряду. Встреча с ним была организована в бывшей резиденции Джорджа Вашингтона. Его провезли по всем оружейным городам страны – от канадской границы до Флориды.

— Был я в гостях у старейшего оружейника Рюгера. Он – ровесник прошлого века, когда-то еще паровозы изобретал. А прославился своими ружьями, револьверами и пистолетами. Показал он мне две свои оружейные фабрики…

Известная оружейная фирма «Смит и Вестон» к приезду Геннадия Николаевича водрузила возле предприятия громадный стенд, на котором с небольшой погрешностью было начертано: «Приветствуем вас, мистер Миконов!»

Можно представить, как поразились бы зарубежные коллеги «Миконова», если бы побывали с ответным визитом в Ижевске, в его хрущевке, где чертежная доска кое-как размещается рядом с кроватью. Ни за что они не поняли бы, почему у конструктора, вооружающего Российскую армию, нет автомобиля. «Наверное, летает на свою виллу на вертолете», — подумали бы они. Ну как им объяснить, что на пяти сотках, где дом, парник и баня, вертолет может сесть разве что на грядку с морковью!

Впрочем, Никонову в последнее время было не до гостей. Он перенес подряд две операции на сердце и три на плече и руке. Сложный перелом руки получил, когда поехал на зимнюю рыбалку и один из друзей, прокатив его на снегоходе, опрокинул машину.

— Фанатично верующие люди говорили мне, что все эти напасти сваливаются на меня из-за того, что я занимаюсь оружейным делом, — подытоживает Никонов сложный период своей жизни. – Вряд ли это так, но вторую группу инвалидности уже имею.

…Когда мы сидели у Никонова и перебирали фотографии, позвонила с работы его супруга Татьяна Никитична и, как я понял, беспокоясь о здоровье мужа, поинтересовалась, не выпили ли мы на даче чего лишнего. Нет, с учетом обстоятельств мы вообще ничего не выпили. Ведь еще не придумано, чтобы два первых бокала шли, как в автомате Никонова, без отдачи.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow