Впервые в Москве открылась выставка граффити-художников
«Г
раффитчики» появились, как только появились стены. Одних к этому побуждало желание сделать красиво, других – возможность таким образом выразить несогласие с чем-то, третьих – желание насолить хозяину стены...
Мощный толчок развитию этого искусства дало появление на рынке красителей в аэрозольной упаковке. В конце 60-х годов среди американских подростков распространилась мода: они придумывали себе псевдонимы — ники и ставили их на чем ни попадя. Метили территорию.
Сейчас в граффити существуют две основные школы: европейская и американская. В Америке больше ценятся размах, многоцветье, сложность декоративных элементов, в Европе — изысканность построений и оригинальность идей.
В общем, из разновидности хулиганства граффити стало одним из жанров изобразительного искусства.
Был пройден путь от разрушения к созиданию.
Лично я считаю, что цивилизованное граффити — лучшее средство от вандализма. Зазорно украшать заборы матерными надписями рядом с красивой композицией соседа или одноклассника.
И вот состоялось открытие первой в Москве выставки граффити-художников. Девять авторов возрастом от 15 до 30 лет представили фотографии своих уличных работ и росписи, выполненные на планшетах. Часть работ тянет на хорошую станковую живопись. Я даже подумал, что у мужиков (им уже скоро будет по 30) есть художественное образование. Оказалось, нет. Все одолевалось самоуком. Из когдатошнего детского хобби для многих граффити превратилось в профессию. Теперь расписывают рестораны, клубы, магазины.
Хорошо заработать подобным образом могут немногие. Для большинства это — полный энтузиазм. Так что можно смело сказать, что граффити сегодня — одна из форм народного творчества. При том, что работающих для Измайловского рынка и ориентированных на иностранных туристов-матрешечников считать народными мастерами уже глупо.