СюжетыОбщество

ЧЕМ БОЛЬШЕ ВОРУЮТ, ТЕМ РОССИЯ БОГАЧЕ?

Этот материал вышел в номере № 29 от 22 Апреля 2002 г.
Читать
Большая война миноритарных акционеров Известно, что крупный бизнес строится на доверии. Но также очевидно, что этим доверием часто злоупотребляют. Суды переполнены исками обманутых бизнесменов, которые доверились при подписании контракта...

Большая война миноритарных акционеров

И

звестно, что крупный бизнес строится на доверии. Но также очевидно, что этим доверием часто злоупотребляют. Суды переполнены исками обманутых бизнесменов, которые доверились при подписании контракта своему партнеру, а у того, как раз на один день, отозвали доверенность. «Кинутые» даже не задумывались о том, что само слово «доверие» распадается на две смысловые части: «верие» — от веры и «до» — до какой степени…

И потому даже такая понятийная субстанция, как «доверие», должна иметь под собой законодательную базу, чтобы в случае чего перевести разговор «по понятиям» на язык уголовного или арбитражного судопроизводства.

Вот знаковый в этом отношении скандал: миноритарные акционеры «Газпрома» выступили против аудиторской компании «Прайсуотерхаус Купер». Американский инвестиционный фонд «Эрмитаж» посчитал, что аудит «Газпрома» был сделан неверно и в итоге ежегодно из его активов выводилось до 10 процентов прибыли. Также г-н Билл Браудер — глава фонда «Эрмитаж», имеющего свою долю и в РАО «ЕЭС», и в Сбербанке, — обеспокоен слухами, циркулирующими в СМИ, будто бы «Прайс» взимал мзду с «Газпрома» в размере 12 млн долларов в год.

Cомнения возникли по прочтении отчета Счетной палаты, который прямо противоположен американскому аудиту. Кто прав, кто виноват? И вообще — может ли аудитор врать или ошибаться? Ответ понятийный: конечно, нет. Ответ по закону придется найти в суде, хотя сделать это будет непросто: в России только летом 2001 года был принят закон, предусматривающий ответственность аудитора.

Итак, впервые оспорено доверие к аудиторским фирмам — то есть то, чем они, собственно, и торгуют. Ветер здесь дует, скорее всего, с Капитолийского холма, поскольку в США всем уже надоело, что пятерка крупнейших аудиторов практически монополизировала всю мировую экономику и начинает диктовать свои условия. Только в России их суммарный оборот — около 400 млн долларов в год.

А российские олигархи, решив принять западные правила игры — с обязательным аудитом у ведущих компаний, — упустили одну деталь. У нас аудитор — российское юридическое лицо. То есть во главе, конечно, — американец, но это — ЗАО, в котором работают русские ребята. Логично: что может понять американец в неимоверно запутанных отношениях, например «Газпрома» и «Сибура»? А наши ребята разберутся, но могут сделать это по-особому… Таким образом, русский дух дошел до западного аудита, и выяснилось, что ничто русское им не чуждо...

Важно еще и то, что миноритарные акционеры наконец решили отстоять свои права в российском бизнесе. Пусть пока это иностранцы. Главное, чтобы их поддержали наши, тогда и с ними тоже будут считаться.

Что будет? Например, суд установит, что Счетная палата права, а «Прайс» по какой-то причине ошибся. И так шесть лет подряд. Битым в итоге оказывается «Газпром», потому что у членов концессии увели безумную сумму денег. «Прайсу», конечно, тоже может быть нанесен удар ниже пояса — пострадает репутация, но он все равно вывернется: «Газпром» предоставил не все документы, или ошиблись, или просто придется перерегистрироваться.

Под основную раздачу попадают бывшие менеджеры «Газпрома». Деньги у кого-то увели, но ведь они к кому-то и попали… Над этим парадоксом после решения арбитражного суда будет кумекать Генеральная прокуратура, чтобы возбудить уголовное дело против кого-то из «Газпрома» по факту хищений, а заодно и поинтересуется мотивацией аудиторской фирмы, предоставившей неточный отчет.

И, например, Рэму Вяхиреву придется объяснять: с чего это вдруг журнал «Форчун» опубликовал его фамилию в списке наиболее богатых землян. Ведь Вяхирев — фактически не бизнесмен, а чиновник — управляющий почти государственной компанией…

Но и в мире должно что-то измениться. Судя по всему, пятерка крупнейших аудиторских компаний все же развалится. И появится двадцатка или тридцатка, на место в которой вполне может претендовать и парочка российских.

А чтобы избежать скандалов впредь, придется принять дорогое решение: заказывать аудит не одной, а двум-трем компаниям. Пусть они, по сталинскому принципу, ходят по кругу и друг на друга стучат. Что делать, мы вынуждены считаться с тем, что и в России, и в мире экономика пока держится не на тех, кто производит, а на тех, кто проверяет.

Хотя для российских компаний это и неплохо. Ведь любой судебный процесс только увеличивает их капитализацию: все думали, что фирма N владеет такими-то активами, а выясняется, что на несколько десятков процентов больше. Чем плохо? Ведь может неожиданно оказаться, что наши монополии стоят намного больше и котировки их скаканут ровно на столько процентов, сколько украли.

Так и получается, что наша экономика по-прежнему процветает прежде всего за счет УК и УПК.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow