СюжетыОбщество

ПОЛУОСТРОВ УХОДИТ С МОЛОТКА

Этот материал вышел в номере № 29 от 22 Апреля 2002 г.
Читать
«Норильский никель» готовит энергетику Таймыра к реформе. По-своему Вот уже месяц не затихает конфликт между дочерней компанией РАО «ЕЭС» АО «Таймырэнерго» и его основным потребителем — Заполярным филиалом ГМК «Норильский никель». На...

«Норильский никель» готовит энергетику Таймыра к реформе. По-своему

В

от уже месяц не затихает конфликт между дочерней компанией РАО «ЕЭС» АО «Таймырэнерго» и его основным потребителем — Заполярным филиалом ГМК «Норильский никель». На первый взгляд суть конфликта проста: энергетики хотят повысить тарифы на электричество, а потребитель с этим не согласен. Однако, судя по ожесточенности конфликта, споры о тарифах – только вершина айсберга. Похоже, что нынешние действия — это артподготовка со стороны ГМК накануне реформирования «Таймырэнерго».

Отношения между руководством «Таймырэнерго» и «Норильского никеля» в последние дни накалились до крайности.

Стороны обмениваются гневными посланиями, а суды выносят противоречащие друг другу определения. Напомним, что РЭК Красноярского края с начала года постановила увеличить тариф на элекроэнергию «Таймыр-энерго» на 78% по сравнению с июлем 2001 года, то есть до 27 коп за кВтч. Следует отметить, что в тарифах была повышена только инвестиционная составляющая. Дело в том, что компания уже 10 лет не осуществляла техническое перевооружение, часть агрегатов имеет срок службы более 30 лет. Низкая зарплата вызывала отток кадров.

В то же время доля «Таймырэнерго» в общем балансе энергопотребления на Таймыре составляет до 50%. Остальное дают три ТЭЦ, принадлежащие комбинату «Норильский никель». В долгосрочной перспективе надежда на ТЭЦ – слабая: газовые месторождения не вечны, их хватит еще лет на 25, а с учетом большого потребления газа в технологических процессах ГМК – и того меньше.

Таким образом, будущее благосостояние комбината впрямую зависит от состояния таймырских ГЭС. Поэтому с чисто практической точки зрения «Норильский никель» должен бы согласиться с решением Красноярской РЭК о повышении тарифов, тем более что даже с учетом повышения они более чем вдвое ниже общероссийских, а в общих затратах «Норникеля» на производство оплата электроэнергии составляет не более 0,4%.

Чуть больше месяца ГМК исправно платил по счетам. Однако так просто с увеличением тарифов на комбинате не смирились. Причем сделано это было как бы без участия руководства. Были просто инициированы иски миноритарных акционеров — по поводу того, что тарифы подняты незаконно. Один из судов далекого Краснодарского края, куда поступил подобный иск, принял решение об отмене постановления РЭК о повышении тарифов для компании, находящейся за Полярным кругом.

Несмотря на то, что действие судебного решения было приостановлено прокурором, руководство ГМК, сделав вид, что не знает об этом, предложило «Таймырэнерго» сделать перерасчет за март и февраль. Миноритарии РАО «ЕЭС» тоже не дремали и подали иски о том, что низкие тарифы ущемляют их права, они недополучают дивиденды от приходящей в упадок компании. И суды Орла и Тулы запретили «Таймырэнерго» отпуск электроэнергии ниже тарифов, установленных РЭК.

В итоге у «Таймырэнерго» терпение иссякло, и компания совершенно обоснованно ограничила подачу электроэнергии. Ограничение было не смертельным для «Норильского никеля». Правда, норильским ТЭЦ пришлось заработать на полную мощность. Но шуму поднялось много. Власти города Норильска тоже подключились к кампании на стороне комбината и отправили в Снежногорск на вертолете отряд муниципальной милиции, чтобы он силой включил рубильник.

Это не получилось: все-таки ГЭС — режимная организация, и милиционеров туда просто не пустили. Тогда городская прокуратура пригрозила энергетикам расследованием по фактам отключения.

И ситуация стала совершенно противоречивой: с одной стороны, ГМК «Норильский никель» жизненно заинтересован в развитии таймырской гидроэнергетики, а с другой – фактически делает все, чтобы удушить «Таймырэнерго» на корню: ведь понятно, что на старой технике да при при таких копеечных тарифах таймырские ГЭС долго не протянут. Где же логика?

А логика простая. Достаточно вспомнить, что все описываемые события происходят накануне акционирования региональных энергокомпаний в рамках реформы отрасли, а также то, что владелец ГМК — холдинг «Интеррос», наследник канувшей в Лету группы «ОНЭКСИМ», — не новичок в вопросах приватизации госсобственности. С другой стороны, известно, что максимально ослабить государственное предприятие перед тем, как его поглотить, – верный способ заполучить его подешевле.

Да, «Норильский никель» не скрывает, что хотел бы заполучить «Таймырэнерго». В декабре 2001 года руководство «Норильского никеля» выпустило даже специальный приказ о подготовке инвестиционного проекта развития системы энергообеспечения компании «с учетом приобретения 100% акций ОАО «Таймырэнерго». В подобном контексте любые попытки энергетиков хоть как-то улучшить экономические показатели компании должны наталкиваться на противодействие со стороны комбината.

Так и происходит. Ну к чему будущим владельцам энергокомпании разработанная нынешней менеджерской командой «Таймырэнерго» масштабная программа по техперевооружению гидроэлектростанций? Зачем им соглашение о сотрудничестве с одной из крупнейших западных машиностроительных компаний на сверхвыгодных условиях для «Таймырэнерго» (а значит — и для государства, поскольку «Таймырэнерго» — 100%-ная «дочка» РАО «ЕЭС России»). В настоящий момент комбинату, нацелившемуся на таймырские ГЭС, объективно невыгодно поддерживать любые начинания энергетиков, даже если речь идет о программе, обещающей стать мощнейшим стимулом для развития экономики всего Таймырского округа.

Основной принцип «недружественного поглощения» гласит: чем хуже для жертвы, тем лучше для захватчика. Другой вопрос, что в роли жертвы здесь выступает даже не «Таймырэнерго», а государство — по нашему российскому «приватизационному» обыкновению. Ясно, что прямым результатом такой своеобразной предпродажной подготовки станет недополученная государством прибыль.

Впрочем, на такую мелочь, как упущенная государственная выгода при масштабных приватизационных сделках, чиновники обращают мало внимания.

Хуже другое: благословляя переход местной энергетики в руки ГМК «Норильский никель», государство по собственной воле превращает автономный округ в частный фонд Потанина—Прохорова. И еще один полуостров, вслед за Чукоткой, начнет медленный, но верный дрейф от берегов Российского государства.

На Севере России полуостровов много. Интересно, какой станет следующим?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow