СюжетыОбщество

СРЕДНИЙ КЛАСС

Этот материал вышел в номере № 11 от 14 Февраля 2002 г.
Читать
уровень жизни и жизнь на уровне Средний класс — основополагающее понятие космополитичной цивилизации, раскинувшей свои города на берегах Сены, Гудзона, Темзы и Рейна. В два этих слова вмещается очень многое: достаток, хорошее образование,...

уровень жизни и жизнь на уровне

С

редний класс — основополагающее понятие космополитичной цивилизации, раскинувшей свои города на берегах Сены, Гудзона, Темзы и Рейна. В два этих слова вмещается очень многое: достаток, хорошее образование, качественный отдых, стабильность жизни и уверенность в будущем.

Российский средний класс, получивший тяжелый удар в 1998 году, сегодня снова восстанавливает свои позиции. Эти позиции не вполне равны тем, которые присущи среднему классу на Западе: мы беднее, и у нас иная ментальность. Мы иначе относимся к деньгам, вещам и людям. Мы другие.

«Новая газета» намерена в ряде публикаций проследить сходство и разность российского и европейского среднего класса. Сравнение будет происходить по ряду позиций: автомобили, еда и выпивка, одежда, высокие технологии, отношение к женщине, жилье...

Начинаем мы с автомобилей — в отношении к ним различия европейского и российского среднего класса видны с особой ясностью.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

И

талия занимает второе место по обеспеченности личными автомобилями, уступая только Люксембургу. (Тут надо, правда, отвлечься от качества автопарка.) Один автомобиль на Апеннинах приходится на 1,8 человека. Это больше, чем в Германии (1,9), не говоря уже о США (2,2) и Японии (2,4). А в Дании, которая входит в группу самых богатых стран мира по покупательной способности населения, насыщенность легковыми автомобилями такая же, как в Португалии.

Бельгия, которая мне более знакома, занимает некую серединную позицию на западноевропейской шкале. По уровню доходов на душу населения — выше среднего, а по насыщенности автомобилями — чуточку ниже (одна машина на 2,2 человека — как в США, Швеции, Великобритании). Иначе говоря, на 10 263 414 проживающих в Бельгии душ, или 4 237 775 семей, приходится 4 628 949 легковушек.

42

процента новых автомобилей, зарегистрированных в Бельгии в 2000 году, примерно поровну расположились в трех диапазонах цен: от 9 до 10 тысяч долларов, от 11 до 12 тысяч и от 13 до 15,5 тысячи. В первый входят «городские» и «женские» малолитражки средней и хорошей комплектации: «Опель-корса», «Рено-твинго», «Фольксваген-поло», кроха «Смарт». Во второй — такие, как «Ниссан-альмера», «Шкода-фабиа». В третий — «Ауди А2», «Форд-фокус», «Хонда-сивик», «Опель-астра», «Фольксваген-гольф», «Ниссан-примера», «Шкода-октавия»... На ценовой диапазон от 34 до 45 тысяч долларов, а это «Ауди-шестерка» с хорошей комплектацией, не самый дорогой «Ягуар», «Мерседес» класса Е или «Гран-чероки», приходится всего 0,6 процента проданных машин.

Л

егковой автомобильный парк России насчитывает сегодня 20,4 миллиона единиц. За последние десять лет он увеличился вдвое. Из них около трех миллионов — иномарки. Наш средний класс покупает автомобили в ценовом диапазоне от 4 до 10 тысяч долларов, в него входят новые «Дэу Нексия» (8000 долл., 1-е место по продажам в прошлом году), «Шкода Фабия» (8400 долл.), «Рено Клио Символ» (8500 долл.), «Пежо-206» (8400 долл.), «Фиат Палио» (9000 долл.). Остальные иномарки — «секонд-хенд». Соотношение новых иномарок к «секонд-хенду» примерно 1:4,5; если в прошлом году было продано 80 тысяч новых иномарок (в два раза больше, чем в позапрошлом), то ввезено всего 350 тысяч. Парк иномарок в России растет в два раза быстрее парка отечественных машин — за последние пять лет он увеличился вдвое. Из отечественных автомобилей самый большой процент приходится на «семерку» и «шестерку — 35,4 процента, «девятое» семейство — 10 процентов, «десятое» — 2 процента.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow