СюжетыОбщество

ПРИВАТИЗАЦИЯ ПРИВАТИЗАТОРОВ

Этот материал вышел в номере № 10 от 11 Февраля 2002 г.
Читать
Первый по-настоящему громкий коррупционный скандал разгорелся в правительстве Михаила Касьянова. По сравнению с ним даже недавняя отставка «железнодорожного» министра Николая Аксененко выглядит не заслуживающей внимания – так, детские...

П

ервый по-настоящему громкий коррупционный скандал разгорелся в правительстве Михаила Касьянова. По сравнению с ним даже недавняя отставка «железнодорожного» министра Николая Аксененко выглядит не заслуживающей внимания – так, детские шалости. В центре скандала – одно из ключевых ведомств кабинета министров, а именно: Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Как выясняется, главное приватизационное ведомство страны само оказалось… приватизированным.

Н

аличие коррупции в высших эшелонах российской власти стало уже аксиомой. Другое дело, что благодаря попустительству правоохранительных органов, круговой поруке, а главное – виртуозному умению насобачившихся чиновников брать так, что и тени подозрения не возникает, громких коррупционных дел в стране – раз, два и обчелся. У этой истории – все наоборот. Все слишком явно.

Как следует из самого названия Российского фонда федерального имущества, его высокое предназначение – следить за тем, чтобы принадлежащая государству собственность работала эффективно, а также заниматься продажей этой самой собственности в частные руки. Ага, скажете вы, понятное дело.

Российский фонд федерального имущества погорел именно на приватизации. Причем предстал в глазах общественности откровенно коррумпированным в ходе осуществления одной из самых крупных сделок этого года – продаже государственного пакета акций Восточной нефтяной компании (ВНК).

Вообще-то продать госпакет акций этой компании фонд должен был еще в прошлом году. Именно это предусматривала утвержденная правительством программа приватизации на 2001 год. Аукцион был назначен на 29 декабря 2001 года.

То, что госпакет обязательно найдет своего покупателя, сомневаться не приходилось: о твердом намерении участвовать в конкурсе заявил ряд крупных нефтяных компаний – «ЛУКОЙЛ», ЮКОС, Тюменская нефтяная компания (ТНК). Объект приватизации, что и говорить, был лакомый – проведенная по заказу фонда известным международным банком HSBC оценка госпакета акций ВНК свидетельствовала, что стоит он не менее 225 миллионов долларов. Эта сумма и стала стартовой ценой аукциона. Аукциона, который за два дня до проведения был самим фондом вдруг отложен.

Что, спрашивается, так? Деньги не нужны госбюджету? Аукцион плохо подготовлен? Нет. Чиновникам РФФИ позарез нужно было, чтобы аукцион был сорван. Почему?

Создается полное впечатление, что чиновники работали в интересах исключительно одного участника конкурса. Какого именно, нетрудно догадаться, если разобраться, кто стоит во главе главного приватизационного ведомства страны.

Владимир Малин, председатель фонда. Что можно сказать про этого уважаемого государственного служащего? Интеллигентен, скромен. Но вот беда — больше сказать о нем нечего. Как о профессионале — совсем нечего. Он буквально завалил премьер-министра Михаила Касьянова письмами, объясняя, почему была сорвана приватизационная сделка года. Читать эти письма (их копии имеются в распоряжении редакции) – удовольствие. Общий их смысл сводится к одному: г-н Малин не может объяснить, почему он сорвал аукцион. Мол, терзают его какие-то смутные сомнения об активах Восточной нефтяной компании, но какие именно сомнения, он сформулировать не может. А определиться со сроками проведения аукциона г-н Малин предлагает самому премьер-министру, так как сам не в состоянии.

Вопиющий непрофессионализм человека, занимающего немалый государственный пост, становится очевидным уже после изучения этих документов. Ну ладно, скажет кто-то, непрофессионализм — налицо. А при чем тут коррупция?

По нашему твердому убеждению, г-н Малин уже осознал, что дни его в правительстве сочтены. Не только потому, что он в полной мере доказал свою профнепригодность, но и потому, что г-ну Малину уже дали понять: сейчас фондом фактически рулит вовсе не он, а человек, который сегодня пока что занимает пост заместителя председателя РФФИ – Дмитрий Мазепин.

А вот об этой личности ходят легенды. Ну, к примеру, что скромный госслужащий, ничуть не тая своего благополучия, носит часы «Франк Мюллер» стоимостью не менее 20 тысяч долларов. А что? Может себе позволить. Ведь до того, как Дмитрия Мазепина обуяло страстное желание послужить на благо родины, он был не последним человеком – вице-президентом Тюменской нефтяной компании (потенциальным участником, напомним, аукциона по ВНК).

Работа в ТНК у г-на Мазепина была явно непростой – руководством он всегда направлялся туда, где нужно было «разрулить по понятиям» трудную ситуацию. Самый известный пример: борьба, которую вела владелец ТНК — «Альфа-групп» — за нижневартовскую нефть. Именно тогда, когда сторонники генерального директора «Нижневартовскнефтегаза» (ННГ) Виктора Палия заняли глухую оборону, господин Мазепин был назначен вице-президентом ТНК по Западной Сибири и оказался в самом центре борьбы. А после введения в «Нижневартовскнефтегазе» внешнего управления Дмитрий Мазепин был назначен исполнительным директором ННГ. Этакий кризис-менеджер…

Качества человека, умеющего «разрулить» ситуацию, видимо, теперь пригодились работодателям г-на Мазепина в другом месте. А именно в РФФИ – ведомстве, где решается, кому отойдут самые лакомые куски государственной собственности.

То, что господин Мазепин в случае с аукционом по ВНК действует исключительно в интересах своих настоящих хозяев, понятно, исходя из фактов. У его работодателей сегодня один интерес – «замотать» конкурс по ВНК (зачем – отдельная история, которая еще станет предметом публикаций). И господин Мазепин с поставленной задачей успешно справляется. Причем на этом пути он совсем не гнушается помощи лиц, скажем так, с неоднозначной репутацией. Ну, к примеру, г-н Мазепин, дабы хоть как-то обосновать отмену конкурса, привлек к этому делу скандально известного адвоката Александра Добровинского. Того самого, который помогает не менее скандальной фирме «Нога» арестовывать российскую госсобственность. Того самого адвоката, который в свое время представлял интересы офшорной фирмы «Беркенхольц» с непонятными владельцами и непонятным происхождением капитала в деле… банкротства той самой Восточной нефтяной компании, принадлежащей государству.

Говорят, когда труд г-на Добровинского с обоснованием необходимости отмены аукциона по ВНК г-н Мазепин распространил по нескольким уважаемым российским средствам массовой информации, Владимир Малин впал в самую настоящую истерику, умоляя срочно изъять из всех редакций произведение известного адвоката, дабы совсем не потерять лицо.

На наш взгляд, спасти собственное лицо чиновникам Российского фонда федерального имущества уже вряд ли удастся. Ведь приведенные факты наглядно свидетельствуют о том, с чего мы начали этот материал: главное приватизационное ведомство страны само оказалось приватизированным одной из олигархических российских группировок. При этом работа скромного госслужащего с часами за 20 тысяч долларов по-прежнему высоко ценится его истинными работодателями и – вы будете смеяться – государством. Иначе как в разгар коррупционного скандала в РФФИ, о котором сегодня не говорит только ленивый, стоит расценивать появление распоряжения председателя правительства РФ о повышении г-на Мазепина с простого до первого заместителя председателя главного приватизационного ведомства страны.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow