СюжетыОбщество

ТЕ ЖЕ ЯППИ, ТОЛЬКО В ПРОФИЛЬ

Этот материал вышел в номере № 05 от 24 Января 2002 г.
Читать
Нонконформизм как сорт конформизма Впервые о конформизме заговорили после Второй мировой. Именно тогда это слово и приобрело ругательный смысл. Быть конформистом постыдно, быть конформистом значит участвовать в преступлении. Именно так...

Нонконформизм как сорт конформизма

В

первые о конформизме заговорили после Второй мировой. Именно тогда это слово и приобрело ругательный смысл. Быть конформистом постыдно, быть конформистом значит участвовать в преступлении. Именно так трактовало это понятие поколение 60-х. Сейчас же приходится признать, что конформизм неизбежен и неискореним в любом обществе. Мы конформисты. Ничего уж тут не поделаешь.

Мы конформисты во всем. В выборе одежды и продуктов. В мнениях о политиках и кинозвездах. В манере водить машину. И даже в желании быть нон-конформистом. Это действительно модно — быть не таким, как все, вырваться из стаи офисных крыс и предстать во всем великолепии своей блистательной индивидуальности. Хотите попробовать? Пожалуйста! Есть богатый выбор. Хипповатый облик, баллады под гитару, портвейн и недорогие наркотики. Такие компании не редкость, и если вы будете правильно выглядеть, держаться и знать парочку уместных неологизмов, вас завсегда примут в свои ряды доброжелательные неформалы. Что-нибудь покруче? Можно заделаться богемным персонажем: шмотки от кутюр, жесты, выставки, нужные имена, книжки, адреса. Вас примут, не беспокойтесь. Желаете порвать связь с настоящим? Запросто! Кто не любит этих милых и мужественных бардов, покоряющих вершины под раскатистую песню про «солнышко лесное». Борода, штормовка, пропахшая костром, рюкзак позаношенней, пара аккордов — и вы как дома.

Любой нонконформизм, хоть как-то реализованный в обществе, — это вид конформизма, только уподобление в нем происходит не некоему обществу в целом, а небольшому кругу общих друзей и знакомых. «Мы причастны к другому, более узкому обществу!» — думаем мы, обряжаясь в ритуальные шмотки, и улыбаемся, встречая «своих» на многолюдных улицах. «Мы — нонконформисты!»

Эти узкие сообщества и субкультуры не обделены вниманием маркетологов и пиартехнологов. В результате ушлые яппи задвигают маргинальным торчкам их же атрибуты по тройной цене. Одежда из конопляных волокон! Дреды всего за двести долларов! Трубки из Амстердама! А те ведутся...

На самом деле чистого нонконформизма не существует. Он просто невозможен, потому что предполагает тотальное, абсолютное одиночество. И внутреннее, и внешнее. Ведь если конформизм внешний не представляет собой проблемы, то конформизм внутренний — атрофия собственного мнения как такового — внушает серьезные опасения. Именно он заставлял Фрома, Адорно и прочих философов истерить по поводу рождения «авторитарной личности», абсолютно управляемого человека — марионетки, завести которую нехитрым пиаром — плевое дело. «Голосуй или проиграешь!»

Секрет настоящего неконформного поведения заключается не в стиле и не в атрибутах. И даже не в агрессии против большинства и отрицании его устоев. Секрет нонконформизма — это невыгодные поступки. Ведь что заставляет людей носить костюмы от Черутти, которые они тихо ненавидят? Да выгода, конечно. Им за это зарплату платят. Ну не только за это, но в том числе. Та же выгода заставляет людей и штормовки напяливать. Ведь не только в баксах выгода исчисляется. Общение опять же. Уважение мускулистых спелеологов. Внимание очкастых блондинок и т. д. и т.п. Ведь во время социальных экспериментов люди с математическим образованием давали заведомо ложный ответ на элементарные вопросы, глядя на «подсадных уток». Почему, спрашивается? Потому что им было сказано: от ваших ответов зависит ваше будущее. Важная ситуация. Вот они и стали подстраиваться. Потому что быть, как все, выгодно. Конформное «списывание» выгодно, а отстаивание своего мнения — нет.

И хотя абсолютным нонконформистом стать нельзя, однако понятно, что путь к нему лежит не через шмотки, а через мысли. Ведь что такое невыгодные поступки? Это поступки, за которыми стоят принципиально другие ценности. Пресловутые. Нематериальные. А эти ценности навязать невозможно. Их реально только самому создать, взрастить и взлелеять. И мучиться от их вездесущего присутствия. Легендарные интеллигентские комплексы — это не что иное, как результат их работы. Чувство вины, мучения совести и прочие этические закидоны, которые заставляли людей ходить в народ, раздавать имущество, устраивать шествия и совершать массу невыгодных телодвижений.

Быть нонконформистом значит мыслить самостоятельно. То есть мыслить в другом поле, расти со своего куста. Оставаться духовным провинциалом, отдающим предпочтение своему, частному хозяйству перед громадиной общей и общественной системы. Уезжать время от времени в свою «Внутреннюю Монголию», воображаемую деревеньку с избами, и жить там. И хотя этой деревни нет на картах, там только и существует настоящая реальность.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow