СюжетыОбщество

НАРОД ГОГОЧЕТ

Этот материал вышел в номере № 02 от 14 Января 2002 г.
Читать
Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». МХАТ им. А.П. Чехова «Театральный Гоголь» сейчас — Гоголь перенасыщенный, конденсируемый заново из самых тонких (и тяжелых) испарений подтекста. Из черновиков, из страхов. Сие свидетельствует не о...

Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». МХАТ им. А.П. Чехова

«Т

еатральный Гоголь» сейчас — Гоголь перенасыщенный, конденсируемый заново из самых тонких (и тяжелых) испарений подтекста. Из черновиков, из страхов. Сие свидетельствует не о бесцеремонности потомков, а об актуальности Гоголя. Он как ночной кошмар — не очень избирателен в общении. Является всем.

В

лучших постановках последних лет действие ведут тьма и свет, скрипы и шорохи. Хрестоматийный текст уходит в подтекст спектакля. А подтекст передан на сцене почти перформансом. Нынче не играют Гоголя, а н а в е в а ю т, наводят его, как гипнотический сон. Молодой режиссер Миндаугас Карбаускис прочитывает «Старосветских помещиков» не нам, а вместо нас. Но очень талантливо.

П

ластика Гоголя в постановке Карбаускиса выдерживает укрупнение малой сцены.

Афанасий Иванович — Александр Семчев. Пульхерия Ивановна — Полина Медведева. Его добродушная грузность, блаженная домовитая дородность, пестрый, пущенный розами и турецкими огурцами жилет и ее худое, тонкое, собранное лицо под лопастями крахмального чепца напоминают о потемневших портретах топорной уездной работы. Эти портреты дороги сердцу: они родовые.

Что же до любви старичков... На сцене МХАТа она в иные моменты кажется личным их чудачеством, патологией непомерного разрастания — как Нос у майора Ковалева, как Шинель у Башмачкина. (Скорее, как Шинель — надо же чем-то греться в темном, полуживом, зарастающем бурьяном мире.)

А вот преобладание в их дуэте сильного, деятельного и зоркого женского начала над началом мужским (добродушно-сонным, разнеженным в своем патриархальном мире, как младенец в исполинской дубовой люльке) пугает и тяготит. Да неужели уже у Гоголя Миргород был миром вечного детства (и оттого — вечного материнства)? И не из этого ли росли все беды «Миргорода, который мы потеряли»?

Ключевыми для сюжета становятся предсмертные слова Пульхерии Ивановны:

— ...На кого оставить вас, кто присмотрит за вами, когда я умру? Вы как дитя маленькое: нужно, чтобы любил вас тот, кто будет ухаживать за вами.

А дом, сад и Афанасий Иванович остаются на попечении тех, кто их не любит.

Спектакль Карбаускиса в равной мере о старосветских помещиках и о старосветских дворовых. Комнатный мальчик (Никита Зверев), ключница Явдоха (Юлия Полынская) и Девки (Елена Лемешко, Ольга Литвинова, Янина Колесниченко, Юлия Шарикова), едва упомянутые в повести, составили во МХАТе чуть ли не основу спектакля. Молодые актеры МХАТа, «Табакерки», студентки Школы-студии МХАТ одеты в широчайшие рогожные хламиды, в дикие домашние носки из грубой шерсти, в лопнувшие по швам красные сафьяновые чувяки (костюмы Светланы Калининой). Т а к одеваются там, где все свои, а чужие не ходят, где пустырь с будяками надежно заменяет железный занавес. Некого бояться. Не чего стыдиться. Нечего делать. Что ж, делать нечего...

Так лениво и разымчиво заметают осколки в угол, так фактурно, с мучительным усилием бьют летних мух, так томятся от безделья, безнаказанности, безграмотности, так липнут к могучему и слабоумному Дворовому мальчику с пухом в волосах только в сонном царстве, в Миргороде, заменившем мир.

...Они преображаются в гусей (а то ли изображают их под хохоток барина). С изумлением вертят в руках свежее, не отмытое от помета яичко.

В это яичко вновь, как в первобытной космогонии, сошелся и окуклился их мир.

При этом они постоянно, как безумное зеркало, повторяют чету хозяев.

Между Дворовыми и четой Товстогубов разница в одном: старосветские помещики любили друг друга.С их уходом из этого одичалого мира уходит и любовь.

Страшны похороны Пульхерии Ивановны: Девки, изнемогшие от рытья ямы, разваливаются на сене, перебрасываясь пословицами о жизни-смерти, — одна другой хлеще. Афанасий Иванович глядит на них с бессмысленной лаской...

Страшна сцена «ухода» за ним. Ключница в пестром полукафтанце, сшитом из капота покойницы, кормит Афанасия Ивановича ржавым и твердым, как железо, яблоком, пропихивая корм твердым пальцем в глотку. (Другой палец бродит у барина под жилетом.)

Сил и разумения у него хватает только на то, чтобы кротко отвернуться. Вскорости хоронят его самого: прочно, как татары при Калке, усевшись на гроб, Девки с сизым румянцем на щеках затягивают сильными низкими голосами народные песни.

Очень красивые песни. Их пять. У каждой своя, самобытная и заветная. Унисон нескладицы становится общим протяжным воем.

Театр смотрит на старый чинный сюжет с павлиньими глазками по переплету через прицельную оптику начала ХХI века. «Пророком, предсказывающим назад» оказывается не историк, а театральный режиссер. (Миндаугас Карбаускис — выпускник РАТИ 2001 года, ученик П.Н. Фоменко. Это его второй спектакль на большой сцене. Первым была пастораль Т. Уайлдера «Долгий рождественский обед», поставленная в «Табакерке».)

...«Старосветские помещики»-2002 точно прочитаны театром п о с л е «Вишневого сада», «Котлована» и «Архипелага ГУЛАГ». Поиски утраченного времени здесь равны поискам анамнеза, корней общей наследственной болезни.

Но диагноз не переведешь в слова. Он — в шифре, в пластике молодых актеров.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow