СюжетыОбщество

НОВЫЙ ПОСАДОЧНЫЙ СЕЗОН

Этот материал вышел в номере № 02 от 14 Января 2002 г.
Читать
Картошку в России сажают в мае, а олигархов – зимой Новый финансово-экономический год ознаменовался серией посадок, из которых, может быть, самой симптоматичной стало задержание президента «Сибура» Якова Голдовского вкупе с его замом...

Картошку в России сажают в мае, а олигархов – зимой

Н

овый финансово-экономический год ознаменовался серией посадок, из которых, может быть, самой симптоматичной стало задержание президента «Сибура» Якова Голдовского вкупе с его замом Яковом Кощицем и газпромовским покровителем Вячеславом Шереметом.

Яков Голдовский начинал еще у братьев Черных в советско-панамском СП «Колумб», занимавшемся заготовкой рогов и копыт (точнее, «кишок, шкур крупного рогатого скота, свиных, овечьих и других сельскохозяйственных животных»).

Господин Голдовский проник в «Газпром», работая с АО «Росконтракт» — странной организацией, явившейся правопреемницей всемогущего Госснаба. Меняя унаследованные от Госснаба долги стран СНГ на газ, Голдовский не только сумел стать своим в «Газпроме», но и использовал «Газпром» как инструмент для создания собственной нефтехимической империи – «Сибура».

Ключом к этой империи был Сургутский ГПЗ, «сидевший» на основной трубе, по которой идет газовый конденсат. Если взять Сургутский ГПЗ, все остальное, лишившись сырья, станет на колени само.

Директор Сургутского ГПЗ Александр Рязанов, не желавший отдавать завод, был задержан в московском аэропорту с несколькими тысячами незадекларированных долларов.

Рязанова арестовали уже в Сургуте; ночью в камере его навестил Голдовский и ласково попенял на несговорчивость. Г-н Рязанов был одним из некоронованных королей Сургута; легкость, с которой его сунули за решетку, произвела на него такое впечатление, что он не только отдал завод г-ну Голдовскому, но и на полтора года вообще выпал из всякой общественной и политической жизни, пока в прошлом году г-н Миллер не назначил его своим замом.

«Сибур» оказался первой блудницей, которую Миллер попытался вернуть в газпромовский монастырь. В ответ выяснилась масса неприятных подробностей.

Подробность первая заключалась в том, что «Сибура»-то и нет. Есть деньги, которые «Газпром» платил Голдовскому за приобретение нефтехимических заводов (при этом счета выставлялись не по рыночной стоимости, а по, мягко говоря, завышенной стоимости основных фондов), при этом сами активы из «Сибура» выводились и вешались на фирмы, принадлежащие доверенным лицам Голдовского.

«Газпром» оказался в положении спонсора, оплатившего бриллианты любовнице, которая сбежала с другим.

Кроме того, выяснилось, что векселя, которые выпускал «Сибур», имели двойную гарантию – «Сибура» и «Газпрома», и в случае, если Миллер попытается отобрать не то что активы, а саму пустую скорлупку — «Сибур», «Сибур» тут же объявит дефолт, и платить его долги – до 1 млрд долларов – придется «Газпрому».

Видимо, подобное хитроумие оказалось не по зубам г-ну Миллеру — бывшему директору по инвестициям ОАО «Морской порт». И финансовый гордиев узел был разрублен привычным ударом – с помощью прокуратуры. Несведущие в финансах менты решили спросить лично у господина Голдовского, каким способом он может вернуть активы, и спросить это в такой форме, что не отвечать будет неудобно: ровно в той же форме, в которой три года назад Голдовский задавал этот вопрос Рязанову. Случай господина Голдовского имеет все шансы стать образцово-показательным.

Всякое крупное состояние в России составлено не менее сомнительным путем, чем состояние г-на Голдовского. У всякого крупного олигарха найдутся противники, которых раздавили безжалостно: у Олега Дерипаски – Михаил Живило, Лев Черной и Анатолий Быков, у ЮКОСа – Евгений Рыбин, Виктор Калюжный и Гурам Авалишвили, у ТНК – Виктор Палий, у «Северстали» — Валерий Сикорский, и т.д.

Проблема в другом. «Сибур» — это не просто некоторое количество украденных заводов. Это огромная корпорация, которая построена исключительно благодаря деловой сметке г-на Голдовского и которая функционирует хорошо, потому что ею управляет Голдовский. Не было бы Голдовского – не было бы «Сибура», а равно и половины входящих в него заводов, которые бы давно сдохли от бескормицы и бессистемного воровства своих же директоров, выкинутых Голдовским.

Пользуясь теми же методами, что и г-н Голдовский, руководство «Газпрома» заведомо ставит себя на одну доску с ним в том, что касается беспринципности и жестокости. Но у г-на Голдовского, помимо беспринципности, есть талант стратега и менеджера.

Есть ли этот талант у г-на Миллера — сомнительно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow