СюжетыОбщество

МАСТЕР «ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА»

Этот материал вышел в номере № 90 от 10 Декабря 2001 г.
Читать
На телеканале RENTV – премьера цикла «Диалог со всем миром» Знаете ли вы, как сложно устроен и насколько разнообразен наш мир? Всему в нем находится место – богатству и бедности, огромным городам и маленьким фермам, душным тропикам и...

На телеканале RENTV – премьера цикла «Диалог со всем миром»

З

наете ли вы, как сложно устроен и насколько разнообразен наш мир? Всему в нем находится место – богатству и бедности, огромным городам и маленьким фермам, душным тропикам и арктическим пустыням. Но это знакомое по школьному учебнику географии «все» – лишь часть нашего дома по имени планета Земля! Оказывается, до сих пор бок о бок с нами еще живут люди из петровских времен и даже из каменного века. В горах Алтая сохранился ирбис – мифический снежный барс, а на острова Индийского океана раз в год выползают миллионы загадочных червей. Все это и многое другое начиная с 14 декабря покажет своим телезрителям канал RENTV. Вооруженный видеокамерой Жюль Верн ХХI века, журналист-путешественник Леонид Круглов с помощью Международного фонда дикой природы в течение пяти лет провел несколько экстремальных экспедиций в отдаленные уголки планеты. Его фильмы, объединенные в семисерийный цикл «Диалог со всем миром», в прямом смысле слова добывались потом и кровью.

— Леонид, я слышал, что только в джунгли Новой Гвинеи вы организовали четыре экспедиции?

— Да. И далеко не все, что там снимали, вошло в первый фильм цикла «Остров каннибалов». Хотя название полностью отражает его суть – племена Западного Ириана и сегодня живут в каменном веке, воюют друг с другом при помощи луков и копий. Некоторые из папуасов до сих пор едят человеческое мясо. И нам очень повезло – удалось снять одну из таких битв, по сути, сражение из прошлого всего человечества.

О намерениях своих гостей эти люди узнают… по запаху. Обнюхивали и нас. Сами же пахнут смесью гари и жира животных, которым обмазываются от холода.

— От холода? В тропиках?

— А там далеко не всегда жарко и душно. Днем выше +30, а ночью может быть +15 и даже +10! Это очень ощутимые перепады! Папуасы же ходят в чем мать родила и свои шалаши ничем не отапливают.

— Леонид, как же такие дикари вас, извиняюсь, не съели?

— Папуасы при их образе жизни – отнюдь не «отсталые» и не «дикие». Просто их знания иные. Например, племя «живущих на деревьях» понимает язык зверей. Они называют по имени каждое дерево, никогда его не срубят и не убьют ни одно животное без нужды. У папуасов также развита способность читать чужие мысли, а мы шли к ним с искренним желанием установить диалог. Они это поняли и потому стали даже нам помогать – искать для «ящика со стекляшкой» диковинных райских птиц и других животных.

— Столь интересных людей сегодня можно найти только вдалеке от России?

— Отнюдь. Большинство фильмов мы снимали как раз в нашей стране. Наши герои – представители малых народов Тувы и Таймыра, алтайские следопыты. И почти в каждом фильме есть так называемые «знающие» люди. Их называют по-разному: жрецы, шаманы, и встреча с ними небезопасна. Они контактируют с духами умерших и другими темными силами, хранят кости и мумии почивших столетия назад соплеменников. И каких бесов вселят в твою душу, если рассердятся, — непонятно.

— Вы где-то нашли даже «затерянных» русских людей, живущих по обычаям петровских времен?

— Это староверы Лыковы. Казалось бы, всем известные, но очень поверхностно. Они ушли в тайгу еще в 20-е годы, основали там классический скит, и до этого ставшего для старообрядцев святым места мы добирались не один день. Чуть не утонули, переправляясь через бурные реки, слышали волчий вой и рык медведей. Было жутко и совершенно невообразимо, как в такой глуши может жить 55-летняя женщина, спасающаяся от напастей постом и молитвою.

К тому же характер у Агафьи Карповны Лыковой оказался твердый, сложный. Снимать ее приходилось исключительно тайком, так как она, ссылаясь на религиозные запреты, категорически возражала против наведенной камеры. Впрочем, было время, когда и она с отцом и братьями чуть ли не целые сутки шла по таежной тропе смотреть телевизор к «открывшим» их геологам.

— Получается, что для нее сниматься в вашем фильме – грех, а видеть кем-то отснятое – не грех?

— Тоже грех. Но телевизор – страшная сила. Когда семья Лыковых первый раз его увидела, то они для себя решили, что больше во избежание «бесовского искуса» ходить к геологам не будут. Но устоять не смогли. Смотрели и поражались всему – большим домам, машинам, лошадям. Когда отец и братья Агафьи уже умерли, она решила увидеть «телевизионный» мир собственными глазами. Села на вертолет, полетела в город. По сути, самый что ни на есть простой человек из XVIII века попал в наш мир, поглядел на все эти диковины, попытался их нарисовать и… вернулся в прошлое.

— То есть каждый ваш фильм – не просто занимательный видеоотчет экспедиции, а еще и судьба конкретного интересного человека?

— Да, это настоящий географический детектив. А еще это желание показать, что рядом с нами живут такие же, как и мы, люди, но в своем, если хотите, «параллельном» мире. Они ближе к природе и духовно гораздо чище, чем мы, они обладают тем, чему не грех и нам научиться, – тем самым экологическим мышлением, о котором все вдруг заговорили! И я разделяю ту точку зрения, что те же «дикари» — другой путь развития человечества. Не технократический, а с упором на познание окружающего мира, самих себя. Наша и их цивилизация должны научиться диалогу между собой, и тогда выиграют все.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow