У нас не разные ветви одной власти, а непроходимые заросли разных властей. Которые кормятся с одной территории
Н
есмотря на то что в последние годы бюджетный процесс поскучнел, тем не менее что-нибудь новенькое в нем каждый год появляется. Так, можно сказать, что отношения между Белым домом и Думой наконец пришли к понятной форме. Хотя и несколько странной. Потому что больше всего напоминают отношения между недобросовестным налогоплательщиком и налоговым инспектором.
Правительство, как жуликоватый бизнесмен, все время пытается скрыть доходы бюджета, а думцы, наоборот, стараются поймать его на этом. Причем и те и другие действуют с таким азартом, что содержание самого бюджета все чаще выглядит не столько финансовым документом, сколько «доказательной базой».
Как итог мы, похоже, имеем уже не две ветви одной власти — законодательную и исполнительную, а ветви двух разных властей, чьи интересы пересекаются на одной территории. В данном случае — в бюджете. Причина такой метаморфозы очень проста и называется «дележ дополнительных доходов».
Дело в том, что бюджетные доходы зависят от колебаний цены на нефть. В результате, например, в этом году правительство получило на 300 миллиардов рублей доходов больше в сравнении с заложенными в бюджет цифрами. И без шума и пыли эти деньги истратило так, как посчитало нужным. Естественно, что «лишние деньги» пошли не только на благотворительность и оплату внешнего долга, но и на «важные» цели, которые были пролоббированы или, точнее, хорошо смазаны заинтересованными в них лицами.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Во «взрослых» странах такой практики нет — сверхплановые доходы резервируются и включаются в доход бюджета следующего года. Наша же Дума, вместо того чтобы законодательно ввести такую практику и прекратить эти «маслянистые» операции правительства, стремится сама в них участвовать. Почему и скандалит постоянно по поводу дополнительных доходов.
В новом бюджете просматривалось порядка 250 миллиардов неучтенных средств, по которым сразу же началась пикировка думцев с минфиновцами. Но внезапно упавшие цены на нефть лишили общество этого самого яркого зрелища в бюджетном спектакле, так как стороны ввиду «нефтяной» неопределенности решили пока не делить дополнительные доходы. В нынешней ситуации с нефтью их просто не видно.
Как представляется, в этом вопросе правительство воспользовалось моментом и обвело Думу вокруг пальца. Дело в том, что нынешнее падение цен на нефть имеет искусственное происхождение. Запад всеми силами удерживает мировую экономику от падения в тартарары, куда ее направил теракт 11 сентября. Фондовый рынок, хотя и просел на 20%, тем не менее уже выправляется. Теперь стоит задача удержать инфляцию, показатели которой прежде всего зависят от цены на нефть. Поэтому так же искусственно, как сдерживалось падение цен на фондовом рынке, сейчас искусственно снижаются цены на нефтяном.
Как обычно, не обошлось и без вранья. По части «профицита» бюджета в сумме 126 млрд долларов. Правительство, чтобы выглядеть прилично, не включило в план расходов выплату основного внешнего долга в сумме 350 млрд рублей. Так что профицит получился липовый, тогда как дефицит никуда не делся.
Что же касается остального содержания бюджета, то в нем заметно увеличиваются расходы на социальную сферу. И это хорошо, так как у народа появляется больше шансов дожить до обещанного либеральными реформаторами «светлого капиталистического будущего». Другая положительная тенденция в бюджетных расходах — снижение финансирования «экономического развития». То есть «поддержки» промышленности, АПК и других инвалидов нашей экономики. Здесь нужно радоваться по следующим причинам.
Опыт развитых стран по финансированию из бюджета реального сектора нам в принципе не подходит. Потому что наша власть пока что сверх меры коррумпирована, а экономика сверх меры криминализована. Поэтому любые направляемые в нее из бюджета деньги ждет лишь одна участь — быть разворованными. Бюджетные деньги относятся к особо легковоруемым, а потому если сегодня направлять их в экономику, то они будут «работать» только на дальнейшее разложение власти и углубление криминализации бизнеса.
По большому счету это все, что есть интересного в новейшей бюджетной истории России.
Аналитический отдел
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68