СюжетыОбщество

КАК ГОССОВЕТ СТАЛ ПЕДСОВЕТОМ

Этот материал вышел в номере № 67 от 17 Сентября 2001 г.
Читать
В вопросе финансирования образования по-прежнему много неясного Состоявшееся в Кремле заседание Госсовета, посвященное проблемам модернизации системы образования в России, вызвало мощный резонанс как среди губернаторов, так и среди...

В вопросе финансирования образования по-прежнему много неясного

С

остоявшееся в Кремле заседание Госсовета, посвященное проблемам модернизации системы образования в России, вызвало мощный резонанс как среди губернаторов, так и среди образовательной общественности. Без преувеличения можно сказать, что Кремль давно не знал такого «аншлага». Видимо, воодушевленный происходящим председатель правительства Карелии Сергей Катанандов оптимистично назвал август «месяцем надежды для всех работников образования». Подобная реакция разносилась эхом в кулуарах Кремля. После заседания в разговоре со мной член рабочей группы Госсовета профессор Владимир Зернов, можно сказать, свел большинство мнений воедино: «Мы расходимся с чувством оптимизма. Было четко заявлено, что без решения проблем образования всем остальным заниматься бесполезно. Впервые в консолидированном бюджете расходы на образование превысят военный бюджет. Я уверен, что впереди нас ожидают серьезные сдвиги. Появились условия, чтобы сохранить конкурентоспособность нашего образования на мировом уровне. По мнению многих собравшихся, это единственный путь остаться нашей державе в числе мировых лидеров».

Что же продемонстрировал Госсовет? К политическим итогам можно отнести то, что губернаторы и правительство сделали шаги навстречу друг другу. Не секрет, что с начала своего основания Госсовет и его различные рабочие группы оказались в некоей конфронтации с правительством. Конечно, о «холодной войне» речь не идет, но определенно между двумя государственными структурами пробежала черная кошка. На протяжении всей своей деятельности рабочую группу Госсовета по модернизации образования обвиняли в разногласиях с правительственной комиссией по реформированию образования. И только непосредственно перед Госсоветом примирителем ситуации выступил президент Владимир Путин, сообщивший всем, что «позиции сторон сблизились». Через день, на Госсовете, большинство губернаторов поддержали правительство и прозвучавший доклад вице-премьера Валентины Матвиенко.

Да и трудно было не согласиться с Валентиной Ивановной, которая подвела удручающую черту за последний десятилетний период образования в России. Конечно, в первую очередь – низкое финансирование этой сферы (40% требуемого) и нищенские зарплаты учителей. Эти «дыры» нужно латать в срочном порядке. Поэтому на будущий год консолидированный бюджет образования (бюджеты всех уровней) составит 382 млрд. руб., федеральный бюджет – 78 млрд. Это на 60% больше, чем в текущем году. Решением правительства с 1 января 2002 года зарплата учителей повысится на 83%, у преподавателей вузов прибавка составит 65%.

В то же время вице-премьер обратила внимание членов Госсовета, что теневой оборот средств в российском образовании составляет от 2 до 5 млрд долл. в год – это репетиторство, различные сборы и доплаты. Свыше 90% родителей доплачивают за обучение детей. По мнению Матвиенко, исправить эту ситуацию должен помочь единый государственный экзамен, который является «очень современной и прогрессивной системой оценки знаний выпускников».

Надо сказать, что ожидавшейся дискуссии вокруг ЕГЭ на Госсовете не было. Губернаторы высказались «за» госэкзамен, чего не скажешь об их отношении к планам Минобраза по введению 12-летнего образования. Выступавшие на Госсовете, включая руководителя рабочей группы Сергея Катанандова, отнеслись к этой идее более чем скептически и перенесли ее обсуждение аж на семь лет.

Фоном заседания Госсовета служили социологические данные фонда «Общественное мнение», розданные собравшимся. Так, в частности, против введения 12-летнего обучения в российских школах 63% опрошенных. Поддерживают такое намерение лишь 23% россиян. Причем среди них в основном те, у кого нет детей школьного возраста.

Победой реформаторов можно назвать поддержанное на самом высоком уровне предложение о введении «подушевого» финансирования образования (так называемые «именные обязательства»), против которого категорически выступает руководство Союза ректоров. Сегодня вузы получают от государства средства на обучение определенного числа студентов, а затем уже набирают на эти места абитуриентов. По новой схеме деньги выделяются самим абитуриентам, за которыми они и будут следовать в зависимости от того, куда поступят выпускники школ — в МГУ или региональный политех. «При таком подходе деньги следуют за тем, кто учится, но не «размываются» в общей смете учебного заведения», — заявил Путин.

Как ожидалось, страсти на Госсовете закипели вокруг финансовых вопросов. Предложение рабочей группы — перевести финансирование школ с муниципальных бюджетов на баланс федеральных властей – вызвало полемику. Примечательно, что Владимир Путин, до этого высказывавшийся достаточно четко и ясно, был в этом вопросе очень осторожен. Видимо, дело в том, что непонятно правовое обеспечение этого процесса. До сих пор не было прецедентов передачи имущества государству. Видимо, федеральные власти попытаются найти компромисс. Правительству предстоит поломать голову над проблемой упрощения финансовых потоков, которые идут из федерального бюджета в школы.

Возможно, по прошествии времени при президенте будет создан еще один орган – Национальный совет по образованию. Поскольку об этом упомянул сам Путин, то аппаратчики могут удовлетворенно потирать руки. Но идея содержит изъян еще не родившись. Если этот совет будет заседать один-два раза в год (как предлагает Сергей Катанандов), внимание Путина к проблемам образования нисколько не увеличится. Уже сегодня при президенте таких советов немало, но толк от них, мягко говоря, небольшой. В то же время неожиданно для многих в Кремле повысился аппаратный вес руководства Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) в лице сопредседателей депутата Госдумы Андрея Кокошина и ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. В немалой степени этому способствовала встреча последних с президентом России. Теперь Кокошин и Кузьминов — частые гости разных образовательных тусовок. Росту авторитета РОСРО способствует и то, что эта организация на базе образования сумела объединить представителей всего политического спектра.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow