СюжетыОбщество

СТИЛЬ ДОРОЖЕ СУТИ?

Этот материал вышел в номере № 66 от 13 Сентября 2001 г.
Читать
Сверхзадача нового НТВ — истребить дух НТВ старого Ну не умеет Кох играть на чужие деньги! Во-первых, исчисляемые в рублях два миллиона для Альфреда Рейнгольдовича просто не деньги — ни драйва, ни блеска в глазах не вызывают. Пачку из 25...

Сверхзадача нового НТВ — истребить дух НТВ старого

Н

у не умеет Кох играть на чужие деньги!

Во-первых, исчисляемые в рублях два миллиона для Альфреда Рейнгольдовича просто не деньги — ни драйва, ни блеска в глазах не вызывают. Пачку из 25 штук деревянных Кох держит брезгливо, как жабу скользкую, все норовит поскорее с рук сбыть. Во-вторых, губительное отсутствие своего интереса. Унесут или не унесут игроки из студии пресловутые два миллиона, Коху-то что... Не собственные же деньги на кону! А Кох — блистательный игрок, но только на собственный интерес. Вспомните весенние эфиры поры бесконечных баталий за НТВ — азарт в глазах и образность в открытых письмах, а не сухость непрофессионально читаемых с телетекста заранее заготовленных редакторами слов...

На телевидении случаются идеи, суть которых много красивее их воплощения. Это как Пушкину на Пушкину в «Женских историях» поменять. Или Коха поставить во главе шоу с говорящим названием «Алчность». Пиаровский потенциал затеи среди посвященных многократно превышает интерес рядового зрителя. Человеку у телевизора что Кох в роли ведущего, что Йордан, все едино. Ему, зрителю, Игорь Янковский, обещанный в этой роли с четвертого выпуска, в эфире, наверное, больше Коха понравится, даром что собственный миллионерский статус у него менее значим, чем у Коха (юный баккардийский офицер из «Принца Флоризеля» давно уже президентствует в группе «Максима», разруливающей львиной долей столичного рекламного рынка). Но как бы на следующей неделе ни стартовал Игорь Ростиславович, Кох в «Алчности» все равно останется событием знаковым. Миллионер Жечков может себе позволить надрывное: «Как упоительны в России вечера», так почему же миллионеру Коху не позволить «Алчность»! Даже жаль, если первых три эфирных блина так и останутся его единственным телевизионным комом. Или профессионалы, оценив потенциал своего большого начальника, еще придумают для Коха со товарищи игру на такие деньги, от которых почувствуется блеск в глазах Альфреда Рейнгольдовича?!

На телевидении, как в допетровской Руси, Новый год наступает в сентябре. И не один раз наступает, а раз пять как минимум. Неделей ранее он уже пришел на ТВ-6, тремя днями позже достигнет РТР, к концу месяца — ОРТ. На этой неделе теленовый год добрался до НТВ, использовав вместо зеленой елочки буйную зелень нового оформления канала.

В понедельник в эфир залпом были выданы едва ли не все обещанные премьеры — от новых часов и нового ньюс-рума для информационных программ (причем дневные новости почему-то выходили из старой синей студии, и зазеленело и в новостях только в 19.00 на выпуске Митковой — «право первой ночи»?) до столь разрекламированной «Алчности».

Кох оказался в этот понедельник не единственным дебютантом. Г-жа Юденич, по ходу рекламной раскрутки обещавшая стать «русской Опрой Уинфри», в первых трех эфирах выглядела абсолютно нетелегеничной, а ее ток-шоу «Просто Марина» безосновательно затянутым, лишенным всякого движения. Понятно, что шоу дневное, но не до такой же степени! Тем более что «Просто Марина» вынуждена конкурировать с уже раскрутившейся за лето «Большой стиркой» Андрея Малахова, и при достаточно похожих задачах обеих программ сравнение явно в пользу ОРТ.

«Просто Марина» предстало воплощением старой «тэвэшестьности». В засилии приторно сладких цветов, мелькающих световых эффектов и прочего антуража в стиле «я сама пальчики облизываю» трудно было распознать знаменитую 11-ю студию, из которой шло в эфир большинство известных программ старого НТВ. Будто главной задачей новых ее хозяев было истребить малейшее напоминание о прошлом — большой экран окантовали, креслица поменяли, пол прикрыли — загримировали. В результате в эфире игра «Найди 10 отличий со старым ТВ-6». И получается, что, пока Леонид Парфенов в служебной записке по поводу собственных «Намедни» декларирует эффект «энтэвэшности», вместе с новым генеральным продюсером Александром Алейниковым на канал приходят не только оформители и ведущие, но стиль и дух докиселевского ТВ-6.

Истребление прежнего духа поставлено в качестве задачи и Александру Гордону в его ночной программе «Без названия» (а так же без представления собеседников, без титров, без начала и конца). Главное — убить любое воспоминание о витающем в этом таймс-лоте духе Диброва. Средства радикальные. Льющийся белый цвет «Антропологии» замазан красным и черным, поделившими экран в пропорции два к одному, знаменитые антропологические ракурсы (телефонные звонки слушателей, идущие сверху) перекрыты доминирующими в кадре фрагментами очков, усов, шевелящимися губами и планом с «ватерлинией» — отражением всего красного в знаменитом зеркальном полу все той же 11-й студии. Дух старый убит. Родится ли на его месте дух новый — вопрос. Пока за поисками формы слишком трудно услышать содержание. Не слышно ни Гордона, ни его собеседников. Понятно, что рассуждают про отношения полов, но понять, каких полов, трудно, мешает отражение в полу.

Эпидемия повального истребления духа НТВ миновала два островка — межпрограммное оформление канала и главную, отныне имиджевую и итоговую программу «Намедни», — на которых, как после потопа, вся эта «энтэвэшность» была сконцентрирована. И концентрация достигла критической степени. Оформление, призванное перекрыть все воспоминания о старом, отталкивается именно от старого — зеленого круга эмблемы НТВ, некогда придуманной Семеном Левиным. В новом стильном дизайне Сергея Шановича круги расходятся во все стороны, а зеленый настолько подавляющ, что другие цвета глаза уже не различают. От зеленого пола в «Намедни» бежать некуда, приходиться гасить цвет на собственном телеэкране.

«Намедни» — действительно воплощение. Сияющий самой сияющей улыбкой отечественного ТВ побритый Парфенов (Киселев и Йордан отпустили бороды, Парфенов побрился, все смешалось в датском королевстве) в первом выпуске собственной главной программы — воплощение стиля. И вторящий ему Пивоваров — воплощение стиля, и снятые с двух камер комментирующий Шумахера автогонщик Фоменко тоже. Парфенов никогда и не скрывал, напротив, всегда поднимал на щит принцип: важно не «что», а «как». Не про что рассказывать и что показывать, а как. Наконец, его принцип полностью совпал с принципами тех, кто НТВ управляет и владеет. Не «что», а «как» — новая суть новой жизни четвертого канала.

«Намедни» смотреть интересно. Комментарии, как всегда, искрометны, репортажи достаточно исчерпывающи — и из Израиля необычный взгляд, и детей «Курска» едва ли не первые так показали, а уж до Склярова в его нынешнем бытие в Силиконовой долине точно уж первые добрались. Здорово. Но... Странное послевкусие — выключив телевизор, помню только, как это было. Было стильно. Но что это было?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow