СюжетыОбщество

«РУССКИЙ ТИТАНИК» НА RENTV: КАТАСТРОФА ВЕКА 15 ЛЕТ СПУСТЯ

Этот материал вышел в номере № 62 от 30 Августа 2001 г.
Читать
Гибель теплохода «Адмирал Нахимов» в 1986 году всколыхнула всю страну. Его палубы любили кинематографисты — на них играли немало великих актеров. И это судно ушло под воду всего за 7 минут, унеся в пучину 423 человеческих жизни. Это...

Гибель теплохода «Адмирал Нахимов» в 1986 году всколыхнула всю страну. Его палубы любили кинематографисты — на них играли немало великих актеров. И это судно ушло под воду всего за 7 минут, унеся в пучину 423 человеческих жизни. Это случилось летом, недалеко от берега. Температура воды за бортом + 27. Люди могли доплыть до берега, который находился всего в двух милях… Телекомпания RENTV спустя 15 лет объяснила истинную причину катастрофы. 31 августа, в день пятнадцатилетия трагедии, в эфире RENTV – фильм Оксаны Барковской «Русский Титаник».

О

фициальная версия драмы – столкновение с сухогрузом «Петр Васев». Запоздалые купальщики и влюбленные парочки на берегу запомнили на всю жизнь тот жуткий, сотрясший Цемесскую бухту грохот удара. «Адмиралу Нахимову» фактически оторвало днище – он получил пробоину в 80 кв. метров. Вода заполняла трюм и палубы со скоростью 29 000 кубометров в минуту, моментально превратив трюм с каютами команды в братскую могилу. А на верхних палубах тут же погас свет. Бухта наполнилась криками и стонами. Кто-то сразу прыгнул за борт. А потом со всех сторон к месту аварии помчались катера, моторные лодки спасателей. Что им предстояло увидеть – лучше не пересказывать. Утром, когда моряки с других моторок наполняли черные полиэтиленовые мешки частями человеческих тел, многие из них возвращались на берег поседевшими.

Прошло 15 лет, но боль не утихла. У очевидцев до сих пор на глазах слезы, а свидетелей, которые могут воссоздать реальную картину происшедшего, найти практически невозможно. Гриф секретности с уголовного дела до сих пор не снят. Погружаясь в лабиринты загадок, автор «Русского Титаника» Оксана Барковская со съемочной группой преодолела немало трудностей. Вначале ей обещали щедрую помощь в Новороссийском порту, потом те же люди пытались сорвать съемки. Но бескорыстно помогали другие – например, один местный бизнесмен предоставил свою яхту, и на ней дайверы вышли в море…

В основе фильма – уникальные подводные съемки дайверов во главе с оператором Дмитрием Волковым. Там, на дне моря, сохранилась великолепная библиотека, в шкафах висят вещи, обстановка кают не нарушена, и все покоится в благополучном порядке – за семь минут ничто не нарушило привычного уклада. «Почти в каждой каюте на столах до сих пор лежат книги о «Титанике», – говорит Оксана Барковская, — их продавали на лотке перед трапом. А еще постоянно фигурирует несчастливое число «13». Корабль спущен на воду спустя 13 лет после катастрофы «Титаника», тоже в апреле, день в день. Принадлежал до войны немцам и носил название «Берлин». Существует даже версия, что он был личным кораблем Гитлера, и потому за ним усиленно «охотились». В войну «Берлин» дважды тонул, два года пролежал на морском дне, и когда его подняли в 1947 году, то чинили опять-таки 13 лет – лишь в 1960 году он снова вышел на линии. Боцман Вильям Лобода, спасший почти половину из выживших пассажиров и покинувший палубу одним из последних, говорит в нашем фильме и вовсе «крамольные» вещи. Мол, кто такой был сам Нахимов? Конечно, герой, мужественный адмирал. Но ведь он дважды собственноручно топил российский флот! И потому просил, чтобы после смерти его именем русских кораблей не называли. А когда он проходил Цемесскую бухту в Новороссийске, то постоянно говорил, что, несмотря на благоприятную погоду, его не покидает щемящее, тревожное чувство.

Но это лирика. Не она причина трагедии…»

Барковская предъявляет жестокие обвинения реальным виновникам трагедии. Она неголословна: нашла очевидцев, которые подтверждают ее версии и выводы, — тех, кто сумел доплыть до берега, работников портового морга-рефрижератора, матросов-спасателей.

Капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков, кстати, подобно корабельной крысе покинувший палубу одним из первых и плюхнувшийся в шлюпку с едва замоченными кончиками брюк, и сегодня работает на ниве судоходства. Капитан сухогруза «Петр Васев», протаранивший «Адмирала Нахимова», после амнистии в 1992 году перебрался в Израиль. Вместо положенных 15 лет за решеткой оба капитана не отсидели и шести. Реконструируя события трагической ночи, журналисты установили, что, пока один капитан лихачил, другой отправился смотреть футбол с находившимся на борту генералом КГБ... Кроме того, почти за месяц до трагедии был составлен акт, в котором было установлено, что «Адмирал Нахимов» вообще непригоден не только для международных рейсов, но и для каботажного плавания в виду берега! И тем не менее вскоре вышел в свой очередной, но ставший последним рейс.

К тому же «Адмирал Нахимов» был не просто старым кораблем, это был корабль «штрафников» – тех, кого «снимали» за всяческие проступки с международных линий и кому не давали загранпаспортов. Проштрафившимися были все поголовно: от капитана до горничной. Кто-то «попался» на контрабанде колготок, чья-то голова полетела за «аморалку», кого-то выгнали из партии. И потому команда не любила свой корабль, сам «проштрафившийся» с рождения, – его строили в Веймарской Германии, у которой не было денег и которая на всем до последнего гвоздя экономила.

В результате – с полтысячи трупов, многие из которых до сих пор покоятся на виду всего Новороссийска, в самом центре Цемесской бухты.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow