СюжетыОбщество

…И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО

Этот материал вышел в номере № 29 от 23 Апреля 2001 г.
Читать
СОБСТВЕННОСТЬ, КОТОРУЮ НЕ НАДО ЗАЩИЩАТЬ Всем своим существом, всем, так сказать, нутром испытываю потребность ясно видеть перспективу каждого дня, и недели наступающей, и грядущего в целом. Вот, дескать, и рассвело — передо мною длинное...

СОБСТВЕННОСТЬ, КОТОРУЮ НЕ НАДО ЗАЩИЩАТЬ

В

сем своим существом, всем, так сказать, нутром испытываю потребность ясно видеть перспективу каждого дня, и недели наступающей, и грядущего в целом.

Вот, дескать, и рассвело — передо мною длинное время до самого заката и далее, в электрическом свете до полуночи, и далее, по ситуации, сколько сил хватит.

А вот мои силы поубавились, конечно, поистерлись, но кое-что есть, на что-нибудь да хватит.

А вот мои долги и обязанности — расположим их по порядку, начиная с самых главных и застарелых, и начнем помаленьку отдавать и исполнять.

А вот мои права — вроде бы естественные, но многократно нарушенные разными людьми, учреждениями, организациями и обстоятельствами. А вот мои грехи, образовавшиеся в результате неисполнения мною моих обязанностей.

А вот мои обиды, накопившиеся от ущемления моих прав.

А вот мое здоровье, которое оставляет желать лучшего и постоянно требует починки.

А вот моя лень, которая замедляет, а иногда отменяет исполнение мною долгов и обязанностей.

А вот телефон, который крадет у меня время болтовней и пустословием.

А вот телевизор, который соблазняет меня красотой не нужных мне вещей и с утра до вечера превращает меня — даже не в участника, тут еще хоть какой-то смысл! — в наблюдателя дурацких игр, в которые неостановимо играют сотни бездельников.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Сколько же всего навалилось на один-единственный день, который уже идет, бежит, летит... и проходит! Как выдержать мне все, что на меня навалилось? Нужен компас, нужна какая-то стрелочка, которая показала бы мне, что сперва вот это, а уж потом это, вот, дескать, добро, а это уже, как ни крути, зло. Стрелочка такая называется словом, которое большинство людей отпугивает. Слово это — «философия».

Давайте и мы испугаемся этого слова, не будем притворяться слишком умными, а будем, как все нормальные люди, — философией пусть занимаются философы, туда им и дорога! А мы вот что — обратим внимание на самый последний (и важнейший!) пункт этой самой пресловутой философии, ради которого она, собственно, и существует: всего-навсего надо ответить на детский вопросик, когда-то в стихах поставленный для несмышленышей поэтом В. В. Маяковским: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?» И все дела! И все проблемы!

Казалось бы, чего легче, — отвечай на этот вопрос, и все станет ясно. Скажем, хорошая погода — это хорошо? Хорошо! А плохая — плохо? Плохо. Все нормально. Но ведь начинаются эти замутняющие дело подробности. Для велосипедистов хорошо без дождя, а для огородников как раз наоборот — желателен дождик. Для пришедших на пляж подавай солнце, а рыбакам с парусами нужен ветер. Вот ты уже и не знаешь, что для тебя хорошо, чтобы при этом для соседа было не слишком плохо.

Поверьте, я не шучу и не притворяюсь наивным дурачком. Я, правда, теряюсь, не находя ответы на простейшие вопросы. Вот приведу пример:

Вот как, по-вашему, частная собственность — это хорошо? Хорошо, я спрашиваю? Понял — теперь хорошо. Потому что на нашей памяти еще время, когда ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — это было плохо. Далее: защищать хорошую частную собственность — хорошо? Хорошо! А интеллектуальную собственность защищать? Тем более, само собой.

Ну-с, а теперь к сюжету: я, как и многие мои знакомые, иногда читаю книги, газеты и другие печатные материалы. В силу моих личных склонностей читаю иногда и пьесы. И вот на любой пьесе, которая еще и не издана, и никем не поставлена, и, не в обиду будь сказано, ни к чему ее издавать и ставить, так вот, на ней впереди всего, даже раньше списка действующих лиц, написано:

«ВНИМАНИЕ! Все авторские права на пьесу защищены законами России, международным законодательством и принадлежат автору. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ее издание и переиздание, размножение, публичное исполнение, перевод на иностранные языки, постановка спектакля по пьесе без письменного разрешения автора».

Здорово? По-моему, здорово! По-моему, это по-нашему, по-новому! Пора в железные рукавицы взять пиратов от интеллектуальной собственности! Стало быть, все в порядке! А чуть кто попытается сыграть пьесу сам по себе, или, боже сохрани, перевести ее на норвежский или китайский, тут же — в суд, и так по рукам дадут, что долго помнить будет.

Практически я от всего этого в восторге. Даже, извините за нескромность, думаю про себя — вот пишу я для «Новой газеты» данное произведение, или, возвышенно говоря, эссе, и защищено мое «эссе» всеми законами мирового сообщества. Как потянутся к моему «эссе» длинные руки международных пиратов, как попытаются они использовать его целиком или в отдельных частях, так и врежут им по первое число!

И вот в этих гордых мыслях открываю я — случайно! — пьесу Л. Н. Толстого «Живой труп», драма в 6 действиях, 12 картинах, издание 1912 года (это, заметьте, еще при царском строе и капитализме, где частную собственность очень уважали!) и читаю после названия:

«ПЕРЕПЕЧАТКА И ПОСТАНОВКА НА СЦЕНЕ РАЗРЕШАЕТСЯ БЕЗВОЗМЕЗДНО».

Каково? Нет, я понимаю, тут и интеллигентское прекраснодушие, и толстовщина, и «ударили тебя по одной щеке, подставь другую», и потом, они ведь графья, могли себе позволить. Это так. А все-таки — КАКОВО?

И вот уже смута в душе — что хорошо, что плохо, не понять.

Гоню от себя противоречивые мысли. Стараюсь махнуть рукой — давно все это, дескать, было. Но вот оглядываюсь и вижу: то тут, то там пробиваются в современной чистоганной жизни какие-то удивительные идеалистические ростки. То в подмосковном Ногинске — Богородске человек, удачно разбогатев, все состояние пустил на восстановление былой гимназии, на создание Общества и изучение истории города (правда, и воздалось ему за это — собратья по богатству все отняли и по миру пустили, чтоб не выделялся особо). То в заглохших Великих Луках только на взлете духа и энтузиазме создали такой Дом эстетического воспитания, что он всему городу виден. То молодые артисты МХАТа создают сценические вечера современной литературы во славу этой самой литературы. И не один, и не два раза, а каждый месяц весь этот сезон, и постоянно обновляя программу, и на очень высоком уровне, и при совершенно уравновешенном вложении средств: и затраты, и оплата труда 0 рублей 00 копеек.

Интеллигентщина? Толстовство? Ага, вот именно.

Пора заканчивать мое, охраняемое авторским правом эссе. Конечно, надо бы поднять животрепещущий вопрос о безобразиях и насилии вокруг НТВ. Но, думаю, и без меня многие выскажутся. Я лично всей душой за талантливых журналистов и против насильников. Но там собственность замешана, акции, активы, пассивы, долги. А в этом я, как видите, необыкновенно слаб и что посоветовать, не знаю.

А пока мысль не созрела, чего же воздух сотрясать. Дни бегут, и времени ой как мало!

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow