СюжетыОбщество

НАС ЕЩЕ МАНИЛА НЕ МАНИЛА

Этот материал вышел в номере № 27 от 16 Апреля 2001 г.
Читать
Поиск удовольствий пока не привел россиян на Филиппины Мабухай! — значит Здравствуйте! Стоит ли уточнять, до какого слова обычно сокращают традиционное филиппинское приветствие россияне... Живем мы себе, живем в нашем не до конца...

Поиск удовольствий пока не привел россиян на Филиппины

Мабухай! — значит Здравствуйте!

Стоит ли уточнять, до какого слова обычно сокращают традиционное филиппинское приветствие россияне...

Живем мы себе, живем в нашем не до конца европейском сообществе, считая себя пупом земли, а на деле — не далее чем северная окраина земного шарика. И стоит только попасть в любую из азиатских стран, как окраинность нашей крошечной Европы становится особенно явной.

В Азии — свои герои, свои проблемы, свои кумиры. Здесь никому нет дела до ареста Милошевича и до политкорректности поставок российского оружия Ирану. И здесь никто не слышал слова «Чечня». Здесь начинают считать не с указательного пальца, как у нас, и не с большого, как в Европе, а с мизинца, иначе пальцы не разгибаются. Здесь яблоко — дорогой экзотический фрукт, который едят только по великим праздникам, бананы — корм для свиней, а внешний вид, названия и вкус здешних повседневных фруктов — лансонез, гуава, дуриан, рамбутан, мангустин — нам и вовсе неведомы. Фантастической красоты морской жемчуг всех размеров и цветов — от черного до розового — здесь не считается украшением, на куцых прилавочках оптового рынка Green Hills в Маниле его столько, что впору вспоминать поговорку, что для кого-то и жемчуг мелок... Кстати, вы пробовали жемчуг на зуб? А зря! Истинный жемчуг проверяется именно зубами. Скрежещет, значит, настоящий...

А разве мы знаем об этом мире больше, чем он о нас? Вы слышали о ковровых бомбардировках Филиппин во вторую мировую? А то, что Манила по степени разрушений оказалась на втором месте после Варшавы? Мы все еще думаем, что вся история творится только в Европе...

Что месяцем ранее я могла сказать о Филиппинах? Собираясь в путь, еще до того, как нырнуть в дебри интернета и выудить оттуда всю необходимую перед поездкой информацию, из любопытства — до какой же степени случайны и обрывочны отложившиеся в моей памяти крупинки сведений?! — попыталась вспомнить, что я знаю об этой стране. Припомнила, что там была жена диктатора Маркоса, у которой было на две ноги несколько тысяч пар туфелек, что филиппинские врачи-хилеры режут без ножа (рассказывают, что один большой чин из МДВ выписал в Россию хилера, а пациент умер, и наемного хилера упекли в тюрьму) и что в домах некоторых новых русских теперь принято иметь горничных-филиппинок, это удобнее и практичнее, чем держать в прислугах соотечественников, не отвыкших от социального равенства. Пожалуй, все.

Интернет выдал значительную порцию информации, связанной с импичментом заворовавшегося президента Эстрады и приходом к власти Глории Арройо, и сообщил, что правивший несколько лет назад президент Рамос пробовал регулировать рождаемость с помощью... телевизоров. Пораженный количеством детей в провинциальных семьях, Рамос выделил каждой отдаленной провинции по миллиону песо на приобретение телевизоров, чтобы у жителей «появилось ночью хотя бы еще одно занятие»...

Остальное — Филиппины при ближайшем рассмотрении.

В этот край далекий только KLMом можно долететь…

Путь до Манилы долог. Через Амстердам и Куала Лумпур укладываешься без малого в 24 часа. Прямого пути нет. Филиппинские компании летают только на внутренних линиях и пока только собираются открыть первый международный рейс до Франкфурта. Пущенный было рейс Аэрофлота не прижился — нерентабельно. Не летают наши соотечественники на Филиппины в массовом порядке, а те, кто летает в порядке индивидуальном, могут себе позволить потратиться на KLM и получить все удовольствия, пусть и от суточного полета. KLMом через Амстердам хоть и дольше, но намного приятнее.

Филиппинцы говорят о своей стране как о стратегическом центре азиатского региона. Из всех основных столиц Азии — Токио, Бангкока, Куала Лумпур, Сеула — до Манилы на самолете не более 3,5 часа. Подобное положение должно было бы привлекать туристов со всего азиатского мира — зачем японцу шесть часов лететь до Тайланда, когда можно уложиться в три до Филиппин. Но летают почему-то больше в Тайланд.

Европейцев это волнует меньше. Далеко до Филиппин, и все тут. Но для нашей евразийской страны, что для Москвы далеко — для Владивостока близко. Секретарь департамента туризма Филиппин Эвелин Пантинг с гордостью рассказывает, что в прошлом месяце было целых два чартера из Новосибирска и Иркутска! Ждут еще один. Три чартера из нашей 120-миллионной страны в их 70-миллионную. Ничего не скажешь, мощный поток... Сгонять до Бали на ноябрьские или майские праздники прочно вошло в джентльменский набор новых русских, а Филиппины в этот набор почему-то не попадают.

Теоретически на Филиппинах — туристская идиллия. Лето — круглый год. И кроме чистого-чистого моря и белого-белого песка, волшебное солнце. Такое, что, в отличие от многих вечно теплых стран, не обгоришь. Множественность островов дает идеальную почву для развития туризма: острова — это же пляжи! Но острова — это и оторванность от мира, а наладить снабжение островов по примеру Мальдивских здесь руки не доходят...

На деле идиллия резко переходит в реальность с отдельными роскошными курортами на островах Себу и Боракай и контрастирующей общей нищетой. Давно подмечено, что чем идеальнее условия, тем хуже жизнь. Зачем работать, если здесь +25—30 круглый год, не замерзнешь, и не обгоришь, а кокосы и манго в рот прямо с пальмы падают. От идеальности условий и нищета. Ничто не заставляет напрягаться, думать, горы сдвигать...

Вообще, очень похоже на нас. Нет стабильности. Нет развитой инфраструктуры. И мы любим свои курорты, но в Турции отдыхать все же приятнее.

Магеллан, попавший в лапы к вождю местных Лапу-Лапу

Помните анекдот: «Почему памятник Пушкину, если попал Дантес?!»

На Филиппинах этот вопрос решили просто. И увековечили память не только испанского дворянина Фермана Магальянша, которого история и перекрестила в Фернана Магеллана, принесшего сюда, в гущу азиатского мира, христианство, но и местного вождя Лапу-Лапу, убившего самого Магеллана.

От Магальянша-Магеллана на филиппинском острове Мактан, на который он высадился во время кругосветки в 1521 году, остался крест (точнее, остатки креста вделанные в более прочный крест из дерева тиндало), символизирующий приобщение страны к католичеству. 14 апреля того самого 1521 года Магеллан воткнул свой крест в землю Мактана, а неделей позже, 21 апреля, был убит вождем Лапу-Лапу. И, что не преминут здесь подчеркнуть, убит в честном бою!

В 1972 году супруга тогдашнего диктатора Эмельда Маркос приказала построить на том же острове памятник вождю Лапу-Лапу. Национальный герой Филиппин, однако. Завоевателя грохнул. За религию, следовательно, спасибо, но со своим уставом в чужой монастырь ходить негоже.

Кроме памятника, возле которого теперь продают туристам острейшие кинжалы, уверяя, что именно таким и был убит Магеллан, имя Лапу-Лапу увековечено в... рыбе. Самая вкусная, таящая во рту рыба называется здесь лапу-лапу.

Тarsier… jumped over the moon…

Вам никогда не хотелось на минуту оказаться кем-то другим?

Вот и мне на острове Бохол ужасно захотелось на несколько мгновений стать Павлом Любимцевым из энтэвэшных «Путешествий натуралиста». Как бы этот милый толстячок восхитительно описал и показал то чудо, которое я держала в руках (см. фото).

Это не крыса и не минимизированная коала. На моей ладони... обезьяна. Таршиер (по-научному Tarsius Syrichta, здесь, на Бохоле, называемый маомаг или маго), самый крохотный примат на земле. Его длина не превышает 12 см, и только хвост выделяется на собственные 23 см. Леса Бохола — единственная естественная среда обитания таршиера-маго.

Мимика у крошечного существа подобна человеческой. Протяни ему на тонкой палочке кузнечика, и вся гамма чувств отразится в этих огромных глазищах. Ходит такой крохотный таршиер мягкими лапками по твоей руке, разрешая гладить себя по спинке (но ни в коем разе нельзя трогать голову — для мини-приматика это знак опасности), а потом... как прыгнет на несколько метров. «Jump! Jump!», — в ужасе кричат местные смотрительницы созданного специально для туристов маленького зооуголка, кидаясь на поиски подопечных. Да... Сопоставить параметры роста и веса, то если кенгуру при ее габаритах так сиганет, полет на Луну ей обеспечен. А англоязычным детям еще поют про то, как «cow jumped over the moon». Так, может, это была никакая и не корова, а кенгуру, возомнившая себя таршиером?

Веселые импичменты и революции

В мае на Филиппинах выборы в сенат. И стандартными предвыборными плакатами завешаны не только все заборы, но и... реликтовые леса. Едешь в глубь острова Бохол, ощущаешь себя аборигеном в зарослях, как вдруг то на одном, то на другом дереве — предвыборная агитка.

Вообще-то, с политикой на Филиппинах все в полном порядке. Опыт веселых революций в наличии. Сначала, в 1986 году, семидневный карнавал положил конец диктатуре Маркоса, а теперь этой зимой до импичмента экс-президента Эстраду довели до логического конца именно народные волнения, здесь более напоминающие народные гуляния.

При Эстраде вскрылись все возможные «гнойники» страны. Филиппины стали удобной страной для отмывания денег. Плюс киднепинг (были сообщения, что официальные лица правительства Эстрады участвовали в дележе денег, которые Каддафи выделил на выкуп своих туристов), наркобизнес (уже в таможенной декларации вас ждет грозное предупреждение: «За ввоз наркотиков — смерть!», и это ты читаешь в самолете, летящем из Амстердама, где легкие наркотики официально разрешены), педофилия. На педофилтуризм особенно клюют японцы, голландцы, англичане. В некоторых кабаках детская проституция, как в советские времена хлеб в столовых, — бесплатное приложение к основному блюду.

Жозеф Эстрада (бывший актер, прославившийся в кино как Робин Гуд, а в реальности как жуткий бабник, содержащий одновременно нескольких любовниц, и коррупционер, присвоивший около 8 млн долларов), несмотря на затеянный импичмент, так бы и остался у власти (где-то подобное уже встречалось, интересно — где?!). Сенаторы с перевесом в один голос проголосовали против того, чтобы вскрыть конверт, в котором содержался основной компромат на Эстраду. Но народ (надо же!) вдруг разлюбил своего героя, увидев в нем не Робин Гуда, а филиппинский аналог стыдливого воришки Альхена, и вышел на улицы.

В результате Эстрада в отставке. А новую президентшу, университетскую однокашницу Билла Клинтона, сильную женщину крохотного роста г-жу Арройо, вся страна зовет не иначе, как Глория. Надеясь, что с новым президентом стране вернется ее слава.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow