СюжетыОбщество

ИСКУССТВО НЕ ГОРИТ

Этот материал вышел в номере № 19 от 19 Марта 2001 г.
Читать
Про одного актера казанского ТЮЗа мне сказали: «К счастью, он умер до пожара». Эта фраза лучше, чем что-либо другое, свидетельствует, каким потрясением для тюзовцев был пожар 1995 года. Шесть лет они не имели своей сцены и зала. И вот...

П

ро одного актера казанского ТЮЗа мне сказали: «К счастью, он умер до пожара». Эта фраза лучше, чем что-либо другое, свидетельствует, каким потрясением для тюзовцев был пожар 1995 года. Шесть лет они не имели своей сцены и зала. И вот наконец обрели и то и другое: 10 марта премьерой спектакля «Колобок, колобок» открылся Казанский ТЮЗ.

Театр, который должен был закрыться на капитальный ремонт еще в 1975 году, а сгорел через 20 лет, так и не дождавшись этого капремонта, сверкает теперь евроремонтом. Мрамор, лепнина, цветные витражи, хрустальные люстры, роскошные кресла в зале, каждое из которых, говорят, стоит около 300 долларов. Ясно, что, если бы не пожар, ничего бы этого театр не имел.

— В ночь с 30 на 31 января 1995 года сгорел и был залит водой практически весь репертуар театра, — говорит Любовь Лукина, заведующая труппой и литературной частью. — Уцелела только «Буря» Шекспира, с которой ТЮЗ в дальнейшем гастролировал по стране и за рубежом и которая получила в 1996 году «Золотую маску».

За шесть лет был восстановлен репертуар — 17 спектаклей, один из которых носит символичное название: «В огне не горит, в воде не тонет». По словам нового главного режиссера театра Георгия Цхвирава, который принял ТЮЗ пару месяцев назад, годы скитаний, выступлений во дворцах культуры и школах, конечно, не прошли бесследно, и сильная казанская труппа потеряла форму. Но это, как и само здание, подлежит восстановлению.

До начала декабря не было только горячего буфета, но и горячих батарей. Из-за холодных труб, говорят, даже приходилось отменять репетиции.

Но новому режиссеру в еще не достроенном здании, по его словам, замечательно репетируется. «Я репетирую в кабинете, — говорит Георгий Зурабович. — И даже строительный шум не мешает. Это приятный шум — строят твой дом, а не разрушают. Как говорила моя учительница Мария Осиповна Кнебель: «Жорочка, лучшие спектакли были созданы в России в послереволюционные годы. Была разруха, мы ходили на репетицию и несли каждый по полену и пили морковный чай...»

Здесь всерьез принялись за детский репертуар: «Колобок, колобок», «Приключения Буратино в Стране дураков», «Синяя птица». Принципы главного режиссера просты: «Литература всегда будет хорошего качества, драматургия и режиссура тоже. Пьянства у меня в театре не будет, выгоню сразу, как только учую запах».

Казанский ТЮЗ собирались открыть ко Дню театра, 27 марта, но, важнее, вероятно, оказался День, так сказать, политического театра: 25 марта в Татарстане выборы президента, и сверкающий ТЮЗ должен, видимо, будет стать еще одним козырем Минтимера Шаймиева.

Директор театра Фарид Шамсиев благодарен татарстанскому президенту. Он в июне 1999 года обратился к Шаймиеву с просьбой ускорить реконструкцию. Президент посетил театр и поставил задачу в течение полутора лет завершить первый этап. Тут, правда, возникает вопрос: почему Шаймиев посетил театр лишь спустя четыре с лишним года после пожара?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow