СюжетыОбщество

ДИКОЕ ПОЛЕ СТАНОВИТСЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ

Этот материал вышел в номере № 19 от 19 Марта 2001 г.
Читать
14—18 марта 2001 года в Москве, на ВВЦ, прошла IV национальная ярмарка «Книги России» Чаек, синих птиц и гадких утят российские литераторы и книгоиздатели все-таки считают по осени (а также по зиме). Весенняя выставка уступает сентябрьской...

14—18 марта 2001 года в Москве, на ВВЦ, прошла IV национальная ярмарка «Книги России»

Ч

аек, синих птиц и гадких утят российские литераторы и книгоиздатели все-таки считают по осени (а также по зиме). Весенняя выставка уступает сентябрьской Московской Международной книжной ярмарке, декабрьской Non-fiction в ЦДХ. И вид имеет более мелкооптовый.

Впрочем, книжные ярмарки вообще становятся далеко не единственным зеркалом издательского процесса.

...Вот, возьмем, к примеру, газету «Книжное обозрение» — она не только удачно изменила верстку, но стала намного оперативнее, интеллектуальнее и деловитее. И не все новинки, отмеченные в свежих номерах «КО», успели попасть на стенды и лотки весенней ярмарки. Не видно очередного тома Х. Кортасара из серии «Millenium» издательства «Азбука» (в сборник «Прощай, Робинзон» вошли пьесы для театра абсурда, публицистика, стихи). Не видно книги А. Н. Николюкина «Розанов» (М.: «Молодая гвардия», 2001. — (ЖЗЛ)) — первой обстоятельной биографии философа, написанной ведущим исследователем розановского наследия. Нет и книг екатеринбургской «У-фактории», недавно заявившей о себе томом пьес Николая Эрдмана (всего вторым за пятнадцать лет трагической посмертной славы драматурга) и самым полным томом стихов и прозы Льва Лосева.

В природе меж тем эти прекрасные новинки уже существуют.

...Вот ярмарочный стенд петербургских издательств: есть новый том собрания сочинений Ю. М. Лотмана «Семиосфера» («Искусство — СПб.», 2000). Есть занятный (но неполный) сборник публицистики И. Г. Эренбурга 1917–1919 гг. «На тонущем корабле» («Петербургский писатель», 2000) — основу тома составили антибольшевистские инвективы Эренбурга из газет деникинского Юга. Есть воспоминания искусствоведа Михаила Германа «Сложное прошедшее» («Искусство — СПб», 2000) — феноменология души и быта интеллигента 1930-х годов рождения, книга о том, как автор полвека по капле выдавливал из себя советского человека.

Но выбор Дома книги на Невском, «Летнего Сада» на Петроградке еще притягательнее, чем стенды ярмарки.

...Занятно. Дожили. В принципе и это к добру: дожили до яркости, разнообразия, оперативности издателей и книготорговцев. Дожили до плотного информационного поля — в интернете, в специализированных изданиях.

Дожили, конечно, и до принципа «пусть расцветут все цветы». Включая и цветы зла, те красноухие, хрящеватые бальзаминчики, что прежде высаживали у помпезных памятников, — на ВВЦ экспонируется не только одиозный еще для эпохи ХХ съезда роман Ивана Шевцова «Тля», но и полное собрание сочинений этого автора (!).

А «Русская книга» в то же время прилежно издает собрания сочинений тех, кого тов. Шевцов вытеснил из литпроцесса: вышли уже пять томов собрания сочинений А. М. Ремизова, семь — И. С. Шмелева, завершается многотомник Б. К. Зайцева, начинается работа над полным изданием наследия З. Н. Гиппиус.

…Н

а мартовской ярмарке «Книги России» не так много новых ярких изданий, как на сентябрьской ММКЯ и декабрьской Non-fiction. Интеллектуальными бестселлерами выглядят в программе презентаций ярмарки вялые, пухлые, написанные казенным языком книги о Цветаевой, Бунине и Алексее Толстом из серии «Центрполиграфа» «Бессмертные имена». За бессмертными следуют О. Фирсов, «известный эзотерик и астролог», И. Перетрухин, «ветеран КГБ», презентация книг «Сонник эзотерический», «Украшение блюд», «Шутки от Константина»... — в общем, рекордное количество ветеранов КГБ, шутников и домохозяек-искусниц.

Самая интересная тенденция — тяга к современной отечественной прозе. К новинкам «Вагриуса» («Взятие Измаила» Михаила Шишкина, «Высокая вода венецианцев» Дины Рубиной, «Путешествия экстраполятора» Александра Кабакова) добавляются «линии» других издательств, но...

Изящная по дизайну серия «Амфоры» «Наша марка» все-таки удивительно напоминает портсигар Воланда, перекуривающего с Иваном Бездомным: сапфировая пентаграмма сверху, внутри — вполне пролетарский табачок-самосад. (Менее всего это относится к новеллам Андрея Левкина, более всего — к претенциозной «борхесиане» Виктора Лапицкого с ее десятками пустых белых страниц, которым и заполненные мало чем уступают.) Издательство «Хроникер», напротив, ставит на цивилизованных почвенников: в начале 2001 г. вышли тома прозы Бориса Евсеева, Леонида Бородина, «Ночь славянских фильмов» Алексея Варламова.

А между этими бастионами — широкая ничейная полоса. Дикое поле, предназначенное для настоящей прозы.

В поле штабелями лежат разнообразные переиздания Сологуба, Набокова, Платонова, прозы Ходасевича. И — тишина.

Впрочем, хороша данная книжная ярмарка на ВВЦ или же уступает своим предшественницам — уходишь оттуда все равно с тяжелыми сумками. Вот «Радуга» возродила серию «Мастера современной прозы», вышли тома неисчерпаемого Сомерсета Моэма и Джойса («Портрет художника в юности», рассказы из книги «Дублинцы», этюды к «Уллису»). Вот поразительная антология «Дети эмиграции»

(М.: «Аграф», 2000), свидетельства сирот 1920-х годов о Гражданской войне. Вот «Книга Ангелов» (СПб.: «Амфора», 2001) — антология раннехристианских апокрифов и текстов византийских, европейских, российских духовидцев («Видение апостола Павла», Григорий Палама, Сведенборг). Вот Макс Вебер. Вот труды по истории России ХХ века из серии «О.Г.И.».

Кто покупает? Студенты. Школьники. Их там много.

И это самое радостное, что есть на любой книжной ярмарке. Это еще принесет плоды...

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow