СюжетыОбщество

ВОЛОГОДСКИЙ ПОДХОД

Этот материал вышел в номере № 30 от 27 Апреля 2000 г.
Читать
В Вологодской области, не имеющей собственных руды и угля, работает одно из лучших металлургических предприятий России Год назад все надежды России были связаны с теми регионами, которые традиционно занимались экспортом энергоносителей и...

В Вологодской области, не имеющей собственных руды и угля, работает одно из лучших металлургических предприятий России

Год назад все надежды России были связаны с теми регионами, которые традиционно занимались экспортом энергоносителей и сырья. Однако сейчас приоритеты поменялись. На первое место по экономическим показателям вышли регионы, которые вообще никаких серьезных сырьевых ресурсов не имеют.

Среди них — Вологодская, Иркутская и Новгородская области. Вологодская область стоит на 76-м месте среди всех регионов по запасам полезных ископаемых. Тем не менее область вошла в число регионов-доноров, исправно пополняющих федеральный бюджет. По данным Российского статистического агентства, Вологодская область входит в число пяти регионов России с наименьшим количеством убыточных предприятий. По размерам прибыли, получаемой на одного жителя, занимает четвертое место по России. Общий рост производства в регионе — 22 %.

Ведущим предприятием, наполняющим бюджет области, является Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь». И тут ситуация нетипичная: в Вологде нет ни руды, ни угля. Уголь везут из Коми, рудный концентрат «Северсталь» получает с Кольского полуострова. Тем не менее сейчас предприятие входит в четверку лучших металлургических предприятий России и ведет активную экспансию как на внешний, так и на внутренний рынки. Это картина сегодняшняя, а еще в 1997 году положение на предприятии ничем не отличалось от общей ситуации в металлургии: колоссальные долги в бюджеты всех уровней, падение сбыта, низкие зарплаты. Тогда казалось, что предприятие находится на грани банкротства и что в ближайшее время последует череда смен руководства, собственников, что происходило по всей России. Однако для Вологодской области это означало бы экономический крах.

Губернатор области Вячеслав Позгалев, сам проработавший на «Северстали» 29 лет, вспоминает: «Мы понимали тогда, что потерять «Северсталь» — значит потерять экономику области. Но как путы, на ногах висели долги... В 97-м году подписали соглашение с «Северсталью» по реструктуризации долгов».

Следующим шагом регионального руководства стало максимальное снижение налогов для всех предприятий области. Администрации пришлось пойти наперекор федеральным властям, требовавшим собрать как можно больше налогов:

«Мы точно рассчитали, и я уже имел аналогичный опыт, будучи мэром города, — рассказывает губернатор Позгалев, — что снижение налогов даст результат. Ведь прежде, чем требовать уплаты налогов, людям нужно дать возможность заработать. Практика и здравый смысл показывают, что чем больше налоги, тем меньше их собирают. B 1997 году мы все ставки налогов снизили до минимальных. В то время это было непросто еще и потому, что нас не поддержали в центре. Минфин сказал: раз вы такие добрые, снижаете налоги, мы вам уменьшим на эту сумму трансферты. Поэтому пришлось в трудных условиях преодолевать это непонимание».

Несмотря на трудности, начатое дело довели до конца. Последовательная политика по налогообложению позволила предприятиям области получить 800 миллиардов рублей дополнительно. Снизив налоговое бремя, область требовала от производственников отчета: средства должны были обязательно направляться на развитие производства. В 1998 году в области начался промышленный рост.

Сейчас на экспорт идет 55% всей продукции «Северстали», получившей высокую международную оценку и отмеченной международными сертификатами «ТЮФ» и «Ллойд».

Череповецкий завод обеспечивает работой более 51 тысячи человек, выпускает более 70 видов различной продукции.

Однако и на заводе, и в области понимают, что в условиях рынка на достигнутом останавливаться нельзя. Чтобы достойно конкурировать с лучшими мировыми производителями, нужны коренные изменения, переориентация предприятия. Для этого в Череповце строится новая экспериментальная электроплавильная мартеновская печь, использующая электричество вместо традиционного кокса. Сам бывший металлург, Вячеслав Позгалев поддерживает заводчан в их начинании: «Я совершенно убежден, что сегодня металлургия уже не имеет перспектив роста по мощностям. По основным фондам. Речь может идти только о повышении качества, ассортимента, роста валового производства за счет дорогих марок стали».

Еще одним амбициозным проектом вологжан стала программа по выпуску труб большого диаметра для газопроводов. Раньше эти трубы закупались за рубежом — в Японии, Германии, Австрии — по хорошо известной схеме «трубы вместо газа». Выпускать трубы хотят и на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Там даже пробили государственные льготы в виде гарантий под кредит. Вячеслав Позгалев считает, что в Череповце смогут составить достойную конкуренцию лучшим зарубежным производителям, потеснить их с российского рынка и получить престижный заказ, сэкономив тем самым для России миллиарды долларов.

Сегодня мы работаем на внешнем рынке, а там очень сильные колебания. Внутренний рынок устойчивее. Если мы получим устойчивый заказ от «Газпрома» на производство трубы большого диаметра (а «Газпрому» на десятки лет вперед предстоит реконструкция газопроводов), то это будет устойчивый заказ на десятки лет. Поэтому это деньги — в основном в устойчивость рынка. Деньги большие — несколько сот миллионов долларов. Причем уникальность этой ситуации в том, что нам не нужно ни гарантий правительства, ни кредитов от государства.

Первые шаги уже сделаны: у ижорских заводов куплен «Стан-5000», необходимый для производства проката, а в Германии — современный трубосварочный стан. Расторопность вологжан открывает перед ними хорошие перспективы: ведь в Нижнем Тагиле пока дальше обустройства стройплощадки дело не продвинулось — ждут госгарантий. Учитывая неповоротливость государственной машины, ждать будут еще долго. А «Газпрому» трубы нужны уже сейчас. Только в ближайшие несколько лет нужно построить 16 тысяч километров газовых магистралей!

Способность региональной власти во главе с губернатором Позгалевым эффективно работать в одной упряжке с производственниками кажется одной из главных причин экономического успеха Вологодской области. Ставка на взаимовыгодное сотрудничество между администрацией и представителями крупного промышленного капитала в лице «Северстали» — то есть, на те отношения, к которым сейчас стремятся как власти, так и промышленники многих российских регионов, — оправдала себя. Современные условия уже не позволяют региональной экономике расти на голом сырье. На этом фоне промышленная политика областных администраций становится все более значимой.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow