СюжетыОбщество

СВОРОВАНО В РОССИИ

Этот материал вышел в номере № 30 от 27 Апреля 2000 г.
Читать
Как французский банк Credit Agricole Indosuez прокатил россиян В последнее время среди правительственных аналитиков активно рассматривается идея по привлечению в Россию ряда крупных частных инвесторов с Запада. Одним из них может стать...

Как французский банк Credit Agricole Indosuez прокатил россиян

В последнее время среди правительственных аналитиков активно рассматривается идея по привлечению в Россию ряда крупных частных инвесторов с Запада. Одним из них может стать французский банк Credit Agricole Indosuez. Его все чаще упоминают финансовые аналитики, близкие к одному из самых влиятельных «московских питерцев» А. Чубайсу.

В связи с этим стоит напомнить, к чему привела прошлая «инвестиционная» деятельность этого банка, всегда пользовавшегося особым покровительством команды могущественного олигарха.

Credit Agricole Indosuez был одним из самых крупных иностранных участников российской пирамиды ГКО. Эта «черная дыра», в которой бесследно исчезали миллиарды долларов из российского бюджета и большая часть слезно выпрошенных у МВФ кредитов, среди финансистов всегда считалась зоной высокого риска, своеобразной рулеткой, на которой можно выиграть, но можно в одночасье и спустить все. По этой причине серьезные игроки, гордо именовавшиеся у нас «инвесторами», никогда не вкладывали в ГКО суммы, превышающие фонд риска, обычно составляющий 7—10% от всего портфеля ценных бумаг. Этому правилу следовали все, но не Credit Agricole Indosuez — к маю 1998-го 50% портфеля банка составляли ГКО! Любой студент-второкурсник финансового вуза скажет, что так рисковать деньгами своих вкладчиков — это безумие. И будет неправ. В учебниках, по которым учат студентов, описываются правила честной игры. Рулетка же, как известно, редко бывает честной. Выигрывает тот, кто дружит с крупье. Руководители Credit Agricole Indosuez, судя по их успехам, с крупье дружили. Заработав сотни процентов (а это сотни миллионов долларов) на спекуляциях, они избавились от своих ГКО за пару недель до объявленного Кириенко в августе 1998 года дефолта, заработав на этом не менее 90 миллионов «зеленых». Сколько заработали крупье, сказать трудно, но, надо полагать, банк их не обидел.

Бурная «инвестиционная» деятельность Credit Agricole Indosuez в России игрой в ГКО не ограничивалась. Банк вкладывал деньги вкладчиков и в другие проекты. Как правило, это были очередные «проекты века», обеспеченные государственными гарантиями и полностью освобожденные от государственного контроля, которые чаще всего оказывались обыкновенными «панамами».

Одна из самых знаменитых российских «панам» — «суперпроект» века — строительство высокоскоростной ж/д магистрали СПб—Москва. Главным «инвестором» в этой афере как раз и выступал французский банк. Осенью 1997-го он даже выразил желание выкупить очередную эмиссию акций РАО ВСМ.

4.11.97 РАО ВСМ зарегистрировало пятую эмиссию акций объемом 380 млрд неденоминированных рублей, которую через 2 дня почти полностью (на 50 млн долларов) выкупает Credit Agricole Indosuez и становится крупнейшим акционером РАО ВСМ с почти 50-процентным пакетом акций. Банку передали более половины государственной доли. Остальные участники проекта — Октябрьская ж/д, АО «ЛенЭнерго», Череповецкий и Новокузнецкий меткомбинаты — остались мелкими акционерами.

Тогда же Credit Agricole Indosuez в союзе с другим крупнейшим международным банком SBC Warburg заявил, что они решили прокредитовать строительство на 200 миллионов долларов. Напомним, что проект был заведомо провальный — к этому моменту администрации областей, по территории которых должна была пройти магистраль, не дали разрешений на прокладку. Что же заставило «инвесторов» вложить в него пусть и легкие, заработанные на спекуляциях, но весьма немалые деньги?

Ответ прост: у проекта была высокая «крыша», госгарантии и полностью отсутствовал контроль над его реализацией. Деньги были вложены в строительство вокзально-гостиничного комплекса в Санкт-Петербурге, стоимость которого оценивалась в 320 млн долларов. Подрядчиками были взяты только западные строительные компании, расчеты с которыми производились за пределами России. На выплаты, судя по документам, не скупились — расценки завышались в несколько раз. В итоге Санкт-Петербург получил гигантский котлован, на рытье которого ушло 320 млн долларов. Затем, после того как Ельцин своим указом притормозил строительство, а правительство приняло решение о закрытии РАО ВСМ, все было заморожено. Это вызвало скандал среди акционеров, которые потребовали возвратов за наступление форс-мажора. Разумеется, в их числе и самый крупный — наш Credit Agricole Indosuez. Все правильно — проект обеспечен государственными гарантиями, которое вынуждено рассчитываться. Банк внакладе не остался. Потеряло только государство. Сколько — сказать трудно. Ведь помимо возврата по гарантиям банк заработал на завышенных суммах подрядов. По оценкам Счетной палаты РФ, всего в ВСМ «зарыли» более 500 миллионов долларов. Очень значительная часть этой суммы оказалась в сейфах главного «инвестора».

И вот теперь его вновь хотят к нам привести. Зачем? Либо в умах некоторых чиновников созрела идея новой «панамы», либо у крупье, поддерживавших Credit Agricole Indosuez, кончаются деньги. Остается только надеяться, что в высоких коридорах возобладает здравый смысл и Россия наконец откажется от сомнительных «инвестиций», которые на поверку оказываются очередным способом облегчения нашего и без того тощего кармана.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow