Несколькими часами раньше в Вашингтоне президент Дональд Трамп вдруг решил ввести санкции США против двух крупнейших нефтяных компаний России — «Роснефти» и «Лукойла». А накануне стало известно о его неожиданном, если не скандальном, решении отложить на неопределенный срок (фактически отменить) уже готовившуюся встречу с Владимиром Путиным в Будапеште.
Трудно удержаться от конспирологии (особенно если еще добавить к этой цепочке событий взрывы и пожары на НПЗ в Венгрии и Румынии, перерабатывавших российскую нефть). Но совпадение решений об антироссийских санкциях, принятых в Вашингтоне и Брюсселе, может не быть случайным. Если первое было неожиданным и, вероятно, импульсивным, в духе Трампа, то второе оставалось на слуху не один месяц, откладывалось от саммита к саммиту, пробивая путь через согласования, натыкаясь на чьи-то вето в поисках консенсуса. В духе европейской бюрократии. В обоих случаях, видимо, триггер был один: логика событий привела к очередному шагу.
За время «после Крыма» (с 2014 года) ЕС ввел серию санкционных пакетов в отношении России, каждый из которых умножал и ужесточал ограничения и запреты предыдущих. Бюрократическая машина работает непрерывно, реагируя на каждую новую отмашку политиков.
Решение о разработке 19-го пакета регламентов было принято на саммите ЕС 19 декабря 2024 года, то есть без малого год назад, но принятие его Советом ЕС, где заседают представители стран-членов, затянулось. В прессе начали появляться мнения о кризисе ЕС, о тупике в его санкционной политике. Действительно, для принятия союзных законов о санкциях нужен консенсус всех 27 членов. Но каждый раз какая-нибудь страна (обычно Венгрия и Словакия) голосовала против. Окончательный вариант Еврокомиссия представила 19 сентября.
Прохождение законов через совет ЕС — всегда вопрос торга. Причем не обязательно по содержанию данного закона.