Сюжеты · Политика

Великобритания: В ответе за тех, кого приютили

Британцы спонсируют беженцев, а государство — британцев

Евгения Диллендорф, собственный корреспондент «Новой» в Великобритании

21 марта 2022 года. Волонтеры польского социального центра в Лондоне собирают гуманитарную помощь для украинских беженцев, бежавших на территорию Польши. Фото: JUSTIN TALLIS / AFP

Их без малого семь миллионов — по большей части женщин, детей и стариков, которые после февраля 2022 года вынуждены были покинуть свой дом в Украине и искать временного убежища за границей. Полномасштабные военные действия вызвали крупнейший со времен Второй мировой войны кризис перемещения населения. Люди бежали в ужасе и спешке, бросая дом, вещи и привычную среду обитания, в надежде переждать свалившуюся на них беду.

В Великобритании на данный момент осело около 247 000 украинских беженцев.

За почти три года СВО гражданское общество в Британии выработало уникальную схему приема и адаптации беженцев. Решение было найдено не сразу, поскольку тема миграции очень чувствительно воспринималась консерваторами, находившимися у власти в 2022-м. Европейские страны уже вовсю принимали украинских беженцев (Польша, например, начала готовиться к этому еще в январе), а Лондон все еще настаивал на сложных и забюрократизированных схемах мандатного переселения. Начинался политический скандал, дело шло к отставке министра внутренних дел.

В неразберихе и отчаянии тех дней правительство предложило компромиссную новаторскую схему*. Ее назвали «Дома для Украины» (Homes for Ukraine, HfU). Ее суть — в разделении ответственности за поток гостей между центральной властью, местными советами-сообществами и жителями-хозяевами. Залог успеха интеграции гостей — в деятельном постоянном участии всех трех элементов.

Новаторство

Каждый житель Великобритании (кстати, поначалу даже не гражданин этой страны, а любой человек, проживающий в ней на законных основаниях) мог быть гарантом приглашения украинского беженца — спонсором в схеме HfU. 

Он должен был обладать свободным жильем определенных нормативов и согласиться на бесплатное проживание гостя в течение как минимум полугода.

Спонсор соглашался пройти антикриминальные проверки. Он не обязан был кормить, возить или другим образом помогать гостю, хотя в реальности между гостями и хозяевами возникло множество по-настоящему крепких связей.

Со своей стороны правительство радикально упростило процедуры приглашения и оформление виз и гарантировало украинским беженцам многочисленные права британского гражданина (кроме избирательного), включая бесплатное здравоохранение и среднее образование для детей. При необходимости гости имели возможность получать социальные выплаты, положенные гражданам (например, пособия для малоимущих, по уходу за ребенком, по безработице). Казначейство гарантировало выплату «благодарственных» ежемесячных субсидий хозяевам в размере 350 фунтов (43 тысяч рублей) в месяц в первые полгода и 500 фунтов, если гость оставался на более продолжительный срок. Эта сумма довольно существенная, хотя и меньше, чем рыночная цена аренды комнаты. Гость также получал 200 фунтов на руки сразу — единовременную выплату на первое время.

С третьей стороны, многочисленные заботы легли на местные органы власти. Они проверяли предложенное спонсором жилье на соответствие стандартам безопасности и санитарии. Многие муниципальные советы в разных графствах от себя доплачивали хозяевам 100–150 фунтов в месяц и предоставляли муниципальную налоговую скидку. Советы помогали найти нового спонсора в случае срыва размещения. Некоторые местные органы власти осуществляли посредничество в аренде жилья. Окружной совет Восточного Хемпшира, используя государственные гранты, приобрел семь домов для украинских семей (и один — для беженцев из Афганистана). Моя знакомая семья с двумя детьми из Харькова после разрыва со спонсором и некоторых мытарств получила от городского совета двухспальную квартиру из фонда социального жилья в прекрасном месте на краю Кентербери со скидкой примерно в 30% от рыночной стоимости. Муниципалитеты по всей стране помогали с бесплатным языковым обучением украинцев и объемной культурной ориентацией (детские клубы, хоры, йога, встречи и экскурсии для пожилых и прочее).

Детальным и сложным подбором друг к другу гостей и хозяев занимались волонтерские организации (в основном украинцы и русские).

Тщательное составление пазла интересов, запросов и ожиданий этого временного человеческого общежития сыграло огромную роль в успешной интеграции беженцев. Волонтеры также помогали в оформлении документов, что в противном случае было бы практически недоступно большинству переселенцев.

«Украинские» гуманитарные визы сначала выдавались на три года, а с февраля 2024 года — на полтора. Тогда же несколько усложнилась форма подачи заявления на визу. С марта 2025 года можно будет просить о продлении гуманитарной визы еще на полтора года.

Подобная схема спонсорства местных сообществ для беженцев разных конфликтов отрабатывалась и ранее. Однако до СВО она была слишком забюрократизированной: комьюнити тратили от 12 до 24 месяцев, чтобы получить разрешение выступить принимающей стороной. С другой стороны, и местные власти неохотно принимали участие и одобряли заявки, как отмечает исследование Оксфордского университета. В результате за 2016–2022 годы было принято только 700 беженцев.

Итоги

В рамках HfU к сентябрю 2024 года было зарегистрировано почти 155 400 прибытий. По данным Британского Красного Креста, за этот период около 9 тысяч семей украинских беженцев так или иначе балансировало на грани бездомности в связи с различными обстоятельствами. Но по итогам двух с половиной лет масштабного эксперимента люди нашли свой путь и 

примерно 2/3 приехавших живет уже по новым адресам, самостоятельно арендуя частное или муниципальное жилье. Расследование «Би-би-си» показало, что около 20% приехавших по HfU вернулись в Украину.

Последние месяцы программа пробуксовывает. Волонтер Татьяна, геолог по профессии, которая помогла оформить за эти годы бумаги на въезд 150 беженцам, как и многие, отмечает, что программа «сдувается» из-за отсутствия новых спонсоров. В 2022 году Татьяна оформляла по восемь человек в неделю, говорит она, а теперь это может быть один приезжий в месяц. Волонтер винит в этом сужение информационного поля вокруг СВО. 

«Меня даже недавно спросили в Лондоне: а что, разве *** еще продолжается?»

Действительно, невооруженным глазом можно видеть, что объем информации о военно-политическом кейсе «Россия — Украина» в британских СМИ заметно уменьшился. Этот процесс начался давно и стал особенно заметен после неудачного украинского наступления летом 2023 года, затем была еще ступенька вниз после теракта ХАМАС в Израиле. В результате, например, сайт лидера деловой прессы мира The Financial Times (рубрика «Битва Украины с Россией в картах: последние новости») не обновлялся с 25 сентября (после взятия российскими войсками Украинска), а недавний визит президента Украины в Лондон и встречу Зеленского с новым премьер-министром Великобритании в репортажах телеканалов BBC и SkyNews оттеснили другие новости.

С марта 2022 года по февраль 2024-го действовала программа воссоединения семей и программы продления пребывания в Британии. Те, кто получал визы по этим схемам, не пользовались всей полнотой поддержки, предоставляемой HfU. По этим схемам приехало соответственно 56 800 и 31 400 украинцев.

Президент Украины Владимир Зеленский во время официального визита в Великобританию. На встрече с новым премьером Киром Стармером. Июль 2024 года. Фото: RICHARD POHLE / AFP

Настроения меняются, но не кардинально

Помимо помощи беженцам, с декабря 2021 года по февраль 2024-го Великобритания выделила Украине финансовую поддержку в размере 6,5 млрд фунтов стерлингов через банковские гарантии и гранты Всемирного банка.

На военную поддержку Украины с января 2022 года по март 2025-го Великобритания выделила, по официальным данным, 7,8 миллиарда фунтов стерлингов. Предоставленное оборудование включает ракеты противовоздушной обороны, беспилотные летательные аппараты, крылатые ракеты, танки и корабли, а также одежду и личные принадлежности. Вооруженные силы Великобритании подготовили по меньшей мере 42 050 военнослужащих ВСУ, включая новобранцев, командиров на передовой, инструкторов и специалистов, таких как медицинский персонал. Так что, как цитировала недавно The Times министра обороны Джона Хили, «самым большим препятствием» в обучении украинцев является «предоставление Украиной персонала для обучения».

Новое правительство партии лейбористов получило тяжелое наследство от консерваторов: годы недофинансирования государственных служб, хронический дефицит государственных и частных инвестиций и медленный экономический рост, тяжелые последствия Брексита. Как бы убедительно ни звучали слова нового премьера Кира Стармера о необходимости трудных шагов, прежде чем настанут хорошие времена, первым из них стала отмена выплаты за зимнее топливо миллионам пенсионеров, которая действовала с 1997 года. Споры об обоснованности этой меры продолжаются, но она стала серьезным ударом по общественному мнению. Это к тому, что правительство не тронуло украинские деньги.

Поддержка Украины британцами с 2022 года в значительной степени сохраняется, как свидетельствует сентябрьский опрос Британского совета по внешней политике. При этом, однако, снизилась доля британцев, считающих, что Великобритания должна поддерживать Украину столько, сколько потребуется, — с 53% в 2023 году до 47% в 2024-м. В то же время доля британцев, считающих, что Великобритания должна поощрять Украину к заключению мирного соглашения с Россией, выросла до 37% с 33% в 2023 году. В то же время, даже когда тема Украины сходит с первых полос газет, 

только 8% британцев считают, что Великобритания должна немедленно прекратить поддержку Украины.

Авторы ежегодного отчета The British Foreign Policy Group утверждают, что широкая общественная поддержка Украины является одним из факторов роста патриотизма британцев наряду с избранием нового правительства, коронацией короля Карла III и выступлением олимпийской сборной.

* Схему разработал и внедрил Департамент по повышению уровня жизни, жилищному строительству и сообществам (DLUHC) Англии и его тогдашний руководитель Майкл Гоув. В Уэльсе, Северной Ирландии и Шотландии действуют отдельные механизмы, включая схемы «суперспонсоров», управляемые правительствами Уэльса и Шотландии. Они функционируют параллельно с основной схемой.