Комментарий · Политика

Прокси-патриарх

РПЦ радуется «смене власти» в Болгарской церкви, которая стоит перед новым расколом — там далеко не все хотят быть гибридным оружием Москвы

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Патриарший избирательный собор Болгарской православной церкви (БПЦ) избрал митрополита Видинского Даниила (в центре слева) патриархом Болгарским и митрополитом Софийским. Фото: AP / TASS

Новым патриархом Болгарским — главой одной из крупнейших церквей мирового православия — стал 30 июня 52-летний Даниил (Николов). Он занял престол, освободившийся в день кончины патриарха Неофита (13 марта). Даниил имеет репутацию одного из наиболее промосковских иерархов Болгарии. Однако голоса делегатов избирательного собора в Софии разделились практически поровну. Сможет ли новый патриарх вернуть Болгарскую церковь в орбиту Москвы или такая попытка приведет к масштабному расколу, подобному тому, который произошел в Болгарии в начале 90-х?

Во взглядах нового первоиерарха и в запутанной геополитической позиции Болгарской православной церкви разбирается «Новая».

Хромая легитимность

Выборы патриарха Болгарского были тайными и проходили в Синодальной палате в Софии. 138 делегатов Церковно-народного собора, прибывших из 15 епархий Болгарской православной церкви (БПЦ) и представлявших 120 монастырей и более 2600 общин, подходили к урнам и бросали в них бюллетени. Процедура транслировалась в прямом эфире. Из трансляции видно, что к урнам подошли все 138 иерархов, священников, монахов и мирян, избранных и прибывших на собор. Однако счетная комиссия огласила такой результат второго тура голосования: 69 голосов — за митрополита Видинского Даниила и 66 голосов — за митрополита Врачанского Григория.

Куда делись еще три — решающих! — голоса? О признании каких-либо бюллетеней недействительными счетная комиссия не заявляла.

И это еще не все. Согласно уставу БПЦ, избранным во втором туре считается кандидат, набравший большинство голосов участников собора. Но 69 — это не большинство от 138, а ровно половина! В первом туре Даниил значительно уступал фавориту патриаршей гонки — проконстантинопольскому (и, соответственно, прозападному) митрополиту Врачанскому Григорию, местоблюстителю патриаршего престола (51 против 64).

По словам профессора канонического права Софийского университета Дильяна Николчева, процедура была нарушена и на более раннем этапе — синодального утверждения кандидатов. Кандидатура Даниила прошла фильтр только 9 членов синода, вместо необходимых 10, и не могла быть допущена даже к первому туру.

Спорная легитимность нового патриарха Болгарского — мина, заложенная под его престол. Шестимиллионная БПЦ сегодня, на третий год изоляции РПЦ от большинства церквей мирового православия, сильно поляризована. Любое неосторожное действие или слово «юридически спорного» патриарха вызовет раскол БПЦ — по тем контурам, которые уже были начерчены ее масштабным расколом 1992 года. То есть по контурам политическим.

Новый патриарх Болгарский Даниил (Николов). Фото: AP / TASS

Интронизацию новоизбранного патриарха в Софийском соборе Александра Невского провели с удивительной поспешностью — через несколько минут после оглашения результатов голосования. На ней присутствовало политическое руководство страны и царь Симеон II, занимавший в 2001‒2005 годах пост премьер-министра Болгарии. Он стоял в окружении почетного караула у подножия царского трона, сохранившегося в соборе, и сам вид «живого царя», казалось, восполнял недостающую легитимность Даниила.

Прибывший накануне в Софию Константинопольский патриарх Варфоломей, явно делавший ставку на другого кандидата, сухо поздравил Даниила, напомнив о первенстве Вселенского престола Константинополя. На первую патриаршую литургию Даниила 1 июля Варфоломей не пришел.

Константинопольский патриарх Варфоломей. Фото: Zuma \ TASS

Отголоски грядущих настроений в БПЦ донеслись из Црногорского монастыря под Софией. Его настоятель, 

архимандрит Никанор, заявил, что позиция нового патриарха по вопросу боевых действий в Украине не позволяет ему служить под омофором Даниила. Каковы же взгляды нового патриарха и какой жизненный путь его к этим взглядам привел?

Равнение на Москву

Даниил (в миру — Атанас Николов) родился в 1972 году в нерелигиозной семье в горном городке Смоляне на юге Болгарии. В Софийском университете начал изучать английскую филологию, но вскоре перевелся на богословский факультет, а затем и вовсе бросил учебу, уехав в отдаленный монастырь на границе с Грецией. Лишь спустя несколько лет, будучи иеродиаконом, заочно окончил богословский факультет. В 2008 году стал епископом Драговитийским, викарием Неврокопской епархии, а в 2010 году отправлен на служение в Американо-Австралийскую епархию, которую должен был со временем возглавить. Но от дальнейшего служения за границей уклонился и в 2018 году возглавил Видинскую епархию на северо-западе Болгарии, став митрополитом.

На этом посту запомнился поездками в Москву без санкции синода и патриарха БПЦ, а также окружным посланием на тему СВО, разосланным духовенству епархии в ноябре 2022 года. 

В послании Даниил осудил политических и церковных деятелей, которые «сеют ненависть к одной из воюющих сторон». Он прямо обвинил Украину («страну, которую сейчас оправдывают») в «разжигании страстей ненависти и вражды», «в том числе до начала военных действий в феврале»,

а также упрекнул США («третью страну») в «финансировании, проведении подрывной деятельности и совершении государственного переворота в той же Украине». Такая позиция шла вразрез с официальной точкой зрения БПЦ, выраженной патриархом Неофитом уже 24 февраля 2022 года и в целом совпадавшей с позицией болгарских властей, которые оказывают поддержку Украине.

Антиукраинские нотки звучали уже в интервью Даниила 2018 года, сразу после его избрания на Видинскую кафедру. Тогда он назвал объединительный собор представителей трех ветвей украинского православия, собранный под эгидой Константинопольского патриархата, «советом нечестивых» и заявил, что такой собор «не уврачует раскол среди верующих Украины, а углубит его».

Показательно, что на своей первой литургии в новом сане 1 июля Даниил помянул полным титулом единственного зарубежного патриарха — Кирилла. В тот же день в Софию пришло поздравление главы РПЦ, который высказал надежду на смену курса БПЦ при новом предстоятеле: «Верим, что в славную многовековую историю отношений между нашими Церквами Вашим Святейшеством будут вписаны и новые светлые страницы».

На интронизации Даниила Украину представлял Белоцерковский митрополит Августин (Маркевич), сторонник Московского патриархата, награжденный российскими орденами Дружбы и Почета. Представители автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ) на торжества допущены не были, хотя в период междупатриаршества местоблюститель митрополит Григорий делал шаги по сближению БПЦ с ПЦУ (иерархи обеих церкви, в частности, сослужили за литургией в Константинополе/Стамбуле).

Тени гэбэшных предков

Основным поводом для масштабного раскола БПЦ в 1992 году было открытие архивов об участии компартии в назначении патриарха Максима в 1971 году и о сотрудничестве ряда иерархов с болгарскими и советскими спецслужбами. Шесть митрополитов и несколько епископов объявили тогда патриарха Максима низложенным и образовали «альтернативный» синод, избрав своим патриархом Пимена. В 1998 году совместными усилиями Константинопольского и Московского патриархатов этот раскол в целом был преодолен, но «тема КГБ» остается актуальной для БПЦ (равно как и для властей Болгарии) по сей день. 

Например, во время публичного конфликта патриарха Кирилла (Гундяева) с правительством Болгарии в ходе последнего визита главы РПЦ в эту страну в марте 2018 года вице-премьер Валерий Симеонов назвал его «второразрядным агентом советского КГБ», сделавшим миллиарды на торговле сигаретами.

В своем слове при интронизации Даниил отдал должное ставленнику компартии патриарху Максиму, заявив, что своим «строгим соблюдением церковного порядка» тот сохранил единство церкви. Даниил пообещал следовать его примеру, «в том числе в отношениях Церкви с государственными и общественными учреждениями». Бывший Американо-Австралийский митрополит БПЦ Иосиф, чьим викарием служил Даниил в 2010‒2018 годах, согласно опубликованным правительством Болгарии секретным досье коммунистических времен, в течение девяти лет работал сексотом КГБ НРБ.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

До сих пор неясно, с какой целью Даниил регулярно ездил в Москву и консультировался там с митрополитом Иларионом (Алфеевым), а также с представителями российских властей. Во время прошлогоднего конфликта вокруг подворья РПЦ в Софии, где болгарские спецслужбы, по их заявлениям, «вскрыли резидентуру российских спецслужб», Даниил пошел против синода БПЦ, отстаивая московскую точку зрения.

25 сентября патриарх Неофит назначил в «русский» храм Св. Николая клириков БПЦ, ссылаясь на то, что все православные храмы на территории Болгарии, состоящие в общении с мировым православием, находятся в юрисдикции БПЦ. Посольство РФ заявило тогда, что считает храм собственностью России, и богослужения в нем были прекращены по распоряжению посла Элеоноры Митрофановой. Посла Болгарии тогда даже вызывали в МИД РФ, где намекнули на закрытие подворья БПЦ в Москве в случае назначения болгарских священников в «русский» храм в Софии. В разгар конфликта, который закончился компромиссом и назначением в Софию нового представителя РПЦ, Даниил выражал протест против выдворения из страны архимандрита Вассиана (Змеева) и двух других клириков Московского патриархата, которых власти Болгарии подозревали в шпионаже.

БПЦ Московского патриархата

«Русские братья создали [за эти два года] собственную, параллельную церковь», — так подытожил процесс дезинтеграции мирового православия архиепископ Австралийский Макарий (Константинопольский патриархат). Ранее сам Вселенский патриарх Варфоломей резко критиковал своего бывшего московского собрата Кирилла за безоговорочное служение власти и пропаганду доктрины «русского мира». Отдавая должное многовековой истории русского православия, в которой были и светлые страницы, Варфоломей называл эту доктрину «ересью», которая привела к разрушительным последствиям.

Со своей стороны, РПЦ официально прервала каноническое общение с Константинопольским патриархатом, Александрийской православной церковью и частью иерархии Кипрской и Элладской православных церквей. Практически заморожены контакты РПЦ с Румынской, Албанской и Чехо-Словацкой церквами. Да если коротко говорить, весь православный мир за пределами РПЦ отверг ее новый культ, только степень экспрессии разная.

В марте-апреле 2022 года велась подготовка к новому Всеправославному собору или хотя бы Саммиту пентархии (собранию предстоятелей древних и наиболее авторитетных православных церквей), чтобы официально осудить «лжеучение» патриарха Кирилла и его последователей. Но запал постепенно прошел, эмиссары Московской патриархии, преодолев возникшие было санкционные и визовые барьеры, снова стали разъезжать по поместным церквам, а кое-где (например, в Сербии или Израиле) даже возобновлять финансовую помощь по церковной линии. Сегодня карта мирового православия выглядит уже более пестро, чем в первые месяцы СВО.

Традиционно главного союзника РПЦ в мировом православии — Сербский патриархат — сегодня возглавляет патриарх Порфирий, который до своего патриаршества служил в Хорватии. Он несколько раз встречался с украинскими беженцами, оказывал им всевозможную помощь и даже возглавлял мирное шествие в Белграде. 

Но с возобновлением финансовой помощи Сербскому патриархату из Москвы риторика Порфирия стала более обтекаемой.

Непримиримой остается позиция Румынского патриархата — она заметно влияет на настроения в Православной церкви Молдовы, номинально еще не отделившейся от Московского патриархата, но ментально близкой к Румынскому. Прошлой осенью Кишиневский митрополит Владимир направил патриарху Кириллу нечто подобное ультиматуму, напоминая, что духовенство и миряне Молдовы не могут в нынешней геополитической ситуации оставаться заложниками чересчур прямолинейной позиции Московского патриархата. В Молдове усилился процесс перехода священников и общин в Бессарабскую митрополию Румынского патриархата, которой явно покровительствуют нынешние проевропейские власти страны.

При таких раскладах БПЦ с новым промосковским патриархом имеет шансы превратиться в прокси-церковь РПЦ, с помощью которой Москва будет активнее обозначать свое присутствие на международной церковной арене и наращивать влияние — по крайней мере, в сфере пропаганды. Как отмечала «Новая», представить себе визиты патриарха Кирилла в какую-нибудь «братскую поместную церковь», даже в наиболее близкую Москве Сербскую, сегодня невозможно. Поэтому востребованными становятся «гибридные» инструменты попыток влияния на христианский мир, возвещающего заповеди «Блаженны миротворцы».