Комментарий · Культура

Посттерроризм

Исламские и православные радикалы понимают друг друга, когда речь заходит об оправдании насилия и убийств

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Задержанного по подозрению в совершении теракта в «Крокус Сити Холле» доставили в Басманный суд. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

«Негативный консенсус» и проблески сострадания

«Господь наказал погибших в теракте, так как они на 1-й неделе Великого поста пошли на концерт вместо духовных подвигов», — примерно так звучит бесчеловечно-фарисейская реакция «глубоко воцерковленных» на случившееся в «Крокус Сити Холле» 22 марта. Прослушав проповеди некоторых собратьев, такую формулу вывел популярный блогер, настоятель Георгиевского храма в подмосковном Нахабине священник Павел Островский. До 2018-го он служил в том самом Никольском соборе в Павшинской пойме, где 22 марта укрылись несколько десятков человек, бежавших от пуль террористов. Собор расположен в 200 метрах от ныне уже не существующего концертного зала.

Наиболее откровенно, в свойственном ему быдлостиле, фарисейскую позицию выразил «духовник канала «Царьград» протоиерей Андрей Ткачев. Мерзость, которая излилась на пространство его блогов сразу после теракта, стала закономерным финалом многолетней «проповеднической» линии этого представителя РПЦ, о которой подробно рассказывала «Новая». 

«Какие концерты в пятницу Первой седмицы Великого поста? Какие торговые центры? — возмущался Ткачев. — Танцульки, распродажи, хохотульки… Жрем все подряд и песни глупые слушаем. А Пост-то начался… Когда дурак поймет, что он внутри Библии живет? Разве что когда в него в упор выстрелят».

Несмотря на статус телезвезды и «любимого проповедника патриарха», градус ткачевского цинизма оказался чрезмерным даже для патриархии, после окрика которой посты из его блогов исчезли. Но их скопировали и продолжают распространять его соратники и единомышленники — например, обер-философ Кремля Александр Дугин. «Духовность» Ткачева оказалась близка идеологу мрачной, инфернально-эклектической дугинской доктрины вечной войны равновеликих начал бытия — «цивилизации суши» с «цивилизацией моря».

Патриарх Кирилл часто разочаровывается в своих фаворитах и назначенцах. Он лично назначал Ткачева быть проповедником на своих литургиях в храме Христа Спасителя или Успенском соборе Кремля, использовал его как таран для разрушения «либеральной» общины о. Алексия Уминского в московском храме Троицы в Хохлах. Но от патриаршей милости до патриаршей опалы в РПЦ теперь меньше чем один шаг. Если новый виток антиэкстремистской активности спецслужб затронет не только мусульман, но и православных (что было бы логично), то радикал-популисты типа Ткачева едва ли смогут представлять РПЦ в публичном пространстве.

Протоиерей Андрей Ткачев в храме. Скриншот видеотрансляции

Тем более адекватная часть патриархии явно тяготится присутствием таких субъектов в своих рядах. «Вменяемый, более-менее культурный человек не позволит себе подобных высказываний, тем более публично», — говорит о риторике Ткачева глава миссионерского отдела Новосибирской митрополии РПЦ протоиерей Александр Новопашин.

О. Павел Островский свидетельствует о «негативном консенсусе», который сложился в фундаменталистских кругах клира в отношении жертв теракта. Вот пример: 

«Девушка, пострадавшая в теракте, пошла за помощью в храм и натолкнулась на осуждение из уст священника. Далее будет цитата: "Повеселилась? Это Бог вас наказал. Если бы в церкви теракт произошел — вы бы в рай попали, а так — кто знает. Благодари за то, что Бог дает тебе шанс подумать о своей искушенной жизни. Он дал тебе шанс"… Абсолютная бестактность и жестокосердие поразили меня, хотя я уже думал, что видел дно внутри церковной ограды. Но тут постучали снизу».

По распоряжению патриархии рядом со сгоревшим «Крокус Сити Холлом» каждые два часа служатся панихиды, священники дежурят в самом здании, куда очевидцы теракта или родственники жертв приходят за своими вещами, а также в больницах, куда доставлены раненые. Звучат предложения построить на месте трагедии храм-памятник.

Стихийный мемориал у «Крокуса». Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

На сей раз позиция фундаменталистов не звучит в унисон с официальной позицией РПЦ, и остается надеяться, что рано или поздно здоровая эмпатия поможет вспомнить о жертвах других трагедий, которые происходят на наших глазах в ежедневном режиме.

Смертная казнь — «традиционная ценность»

В эпоху патриаршества Кирилла официальная РПЦ стала источником ряда инициатив и идей, которые под видом возрождения традиционных ценностей укрепляют тоталитарные начала государственного устройства и оправдывают внешнюю экспансию, в том числе военным путем. Вспомним хотя бы, что термины «русский мир», «триединая Русь» или «либеральная диктатура Запада» впервые прозвучали в речах Кирилла и лишь потом были взяты на вооружение Кремлем.

Московская патриархия после 90-х годов не выступала с критикой смертной казни (еще бы — «традиционная ценность» на Руси!), а после теракта этот зловещий символ «народного единства» превратился в какую-то идею фикс.

Глава аффилированного с РПЦ «Союза православных граждан»* (СПГ*) Валентин Лебедев посвятил «православному обоснованию» широкого применения смертной казни свое официальное воззвание в ответ на теракт. Как убежден Лебедев, отказ от смертной казни — это не исполнение Божьей заповеди «Не убий», а «часть либерального ига, от которого Россия неуклонно избавляется». Причем 

если рассматривать расстрелы не как крайнюю и исключительную меру наказания, а именно как «традиционную ценность», то придется принять их неизбежную массовость, как было при «благочестивом государе» Иоанне Васильевиче или «архистратиге Победы» Иосифе Виссарионовиче.

Лебедев провозглашает: «Остановиться на вершках, не выкорчевавши корешки, преступно!»

Задержанный по подозрению в совершении теракта в «Крокус Сити Холле» в суде. Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Еще одна «традиционная ценность», которую актуализировало случившееся 22 марта, — это нерушимый союз православной России с исламским миром ради победы над «псевдохристианским» Западом. Союз православных граждан требует «отвести подозрения от таджиков», поскольку они этнически близки персам Ирана, и «не поддаваться на погромные призывы». Кем бы ни были исполнители теракта, виновные, по мнению «граждан», известны всегда и заранее — это Запад и его «шестерка» Украина. Поэтому случившееся в «Крокус Сити Холле» СПГ характеризует как «акт геноцида государствообразующего русского народа».

Гони мигрантов — спасай Россию!

В конце прошлого года тема трудовых мигрантов стала предметом полемики (чрезвычайно редкой в последние годы!) патриарха Кирилла с властью. Весьма жестко он выступил на встрече со студентами МГПУ и на Всемирном русском народном соборе. А на итоговом собрании духовенства Москвы 20 декабря прошлого года глава РПЦ подытожил, обвинив «многочисленных инокультурных мигрантов» в том, что они не желают интегрироваться в российское общество и уважать «религиозные и культурные обычаи нашей страны». 

Без ссылки на какие-либо данные Кирилл заявил, что по сравнению с прошлым годом ситуация резко ухудшилась, мигранты стали чаще создавать преступные экстремистские сообщества, и «жизнь коренного населения, в том числе в Москве, становится почти невыносимой».

Патриарх сделал прогноз: привлечение дешевой рабочей силы ради экономических выгод приведет к тому, что «мы потеряем себя, потеряем Россию». Разумеется, деликатно умолчав о том, почему в стране нехватка рабочих рук.

Тему борьбы с мигрантами конкретизирует заместитель Кирилла во Всемирном русском народном соборе, владелец холдинга «Царьград» Константин Малофеев. Свою концепцию он формулирует так: трудовые мигранты из Средней Азии угрожают нацбезопасности России потому, что стали брать деньги на теракты от ЦРУ и СБУ. «Миграционный поток из Средней Азии, — утверждает хозяин «Царьграда», — идеальная питательная база для террористического подполья и постоянной угрозы… Мигранты — пушечное мясо для второго фронта». Называя их «безмозглыми орудиями», Малофеев призывает ввести визовый режим со странами, откуда прибывают мигранты, и запретить въезд в Россию членов их семей (вот вам и «семейные ценности»!).

Все это, конечно, к православию в его истинном понимании никакого отношения не имеет, а вот к ксенофобии (если не сказать жестче) — напрямую.

Председатель Совета директоров группы компаний «Царьград» Константин Малофеев и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

…Противоречивая реакция клириков РПЦ на теракт в «развлекательном центре» показывает несовместимость сложившейся в России субкультуры «воцерковленных» с сострадающим образом евангельского Иисуса. Реальный экстремизм, идейно подпитывающий террористические практики, с одной стороны, «не имеет национальной или религиозной принадлежности». С другой — он эксплуатирует именно национальные и религиозные лозунги, нетерпимость и ксенофобию, доводя их до предельно простых, прямолинейных формул, апеллирующих к человеческим страстям. Формул, напоминающих те, в которые заигралась госпропаганда.

Терроризм — не плод какой-то специфически исламистской субкультуры. В современном мире истребление целых городов или геноцид целых народов «оправдывают» атеистическими, христианскими или даже буддийскими (как в случае с народом рохинджа) лозунгами. Поэтому попытки «православного» оправдания террористических действий (в том числе под видом диких рассуждений о необходимости поста) заслуживают не меньшего внимания, в том числе и силовых структур, чем такие же попытки, но в терминах ислама.

* «Союз православных граждан» — российская общественная организация, «находящаяся в послушании» РПЦ и защищающая ее интересы. Образована в 1995 году. Издает журнал «Православная беседа» и развивает ряд образовательных проектов консервативного толка. Имеет крупные филиалы в Казахстане и Украине (деятельность последнего прекращена после 24 февраля 2022 г.).