Страна-убийца № 1
В 2015 году Сальвадор стал самой жестокой страной в Западном полушарии — на 100 000 населения страны приходилось 103 убийства. Всего за год были убиты 6650 человек. Для сравнения: в 2014 — 3912 человека. Граждане Сальвадора — это 13,6% от населения всей Центральной Америки, при этом в 2015 году на страну приходилось 35,3% от всех убийств в регионе.
Вообще, за последние 30 лет больше 120 000 человек погибли в этой стране от рук бандитов, 80% Сальвадора принадлежали криминальным группировкам. И цифры жертв сравнимы с теми, что унесла гражданская война, длившаяся с 1979 по 1992 год. По разным оценкам историков, тогда погибли от 55 000 до 75 000 человек.
В отличие от Эквадора причина разгула преступности далеко не наркотики. В Сальвадоре действуют несколько криминальных группировок, две самые крупные из которых — MS-13 и Barrio 18. Они столь внушительны, что США признали, например, MS-13 глобальной криминальной организацией наравне с японской Якудзой, а президент Трамп сравнил ее с Аль-Каидой*.
MS-13 — это низовая структура, основу которой составляют представители бедных слоев общества. Ей, конечно, далеко до мексиканских картелей по капиталам, да и наркотики — не основной вид деятельности. Но влияние ее существенно.
Представители сальвадорских банд проникли в местную власть, они, например, участвуют в деятельности 247 муниципалитетов (а всего их 262). Банды занимались рэкетом и контролировали до 70% бизнеса страны. Ежегодно страна терпела убыток в 4 миллиарда долларов, или около 15% ВВП из-за бандитского «бизнеса».
И в 2012 году было заключено перемирие между правительством и двумя крупнейшими группировками, посредником в переговорах выступила Католическая церковь. И это на время сократило хотя бы количество жертв криминальных разборок — с 14 до шести в день. Но мир длился недолго.
И тут пришел Букеле
Найиб Букеле стал президентом Сальвадора в 2019 году, тогда он набрал 53,10%. И причина его нынешнего политического успеха проста — он обещал бороться с преступностью и сдержал обещание.
Политическая карьера Букеле началась в 2012 году, когда он стал мэром одного из муниципалитетов департамента Ла-Либертад. Примечательно, что тогда он выдвигался от правящей партии FMLN. И уже в те времена он отличался широкими жестами — например, отказался от зарплаты.
В 2015 году он становится мэром столицы — Сан-Сальвадора — и обходит оппонента от второй по влиянию партии в стране — Националистического республиканского союза (ARENA).
А вот к 2017 году его пути с правящей партией FMLN («Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти» — название, которое знал любой советский пионер, переживавший за дело революции в Латинской Америке. — Ред.) расходятся, и Букеле объявляет о создании партии «Новые идеи».
Зарегистрировать ее к выборам 2019 года он не успел, пришлось договариваться с «несистемными». И Букеле стал первым президентом с 1980-х годов, который избрался не от одной из двух основных сальвадорсикх партий — FMLN и ARENA.
Свою кампанию он построил на двух принципах — борьбе с коррупцией и криминалом. А его политические взгляды охарактеризовать сложно. С одной стороны, он криптоэнтузиаст, и став президентом, начал инвестировать бюджет страны в биткоин. Биткоин — мечта экономических «анархистов» — стал в Сальвадоре признанной валютой, им теперь можно расплачиваться в магазинах.