Комментарий · Культура

Кремлевский навет

Российское телевидение приписывает исламской культуре антисемитизм. Что в этом не так

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

В исламской библиотеке. Фото: Александр Музыченко / Коммерсантъ

Скандальное заявление главы государственного МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева об антисемитизме как «культурной норме» ислама срезонировало с глубинными комплексами, архетипами — только не мусульманской, а российской культуры. Одним из первых резонатор сработал у сопредседателя Союза писателей России, лауреата патриаршей литературной премии РПЦ Владимира Крупина.

Евреи в СССР, сокрушается сопредседатель, безвозмездно получили для счастливой жизни Биробиджан — «прекрасные сибирские земли, с которых согнали коренных жителей». (Сегодня на альтернативной «Земле обетованной» осталось около 800 евреев — примерно полпроцента от общего числа населения Еврейской автономной области РФ.)

Дмитрий Киселев в эфире госканала приписал антисемитизм исламской «культурной норме»

Телесигнал из Москвы (а это не только инвективы Киселева, которые не могли родиться без указания вышестоящего руководства, но и агрессивно-односторонняя подача «израильской агрессии») быстро достиг Кавказа: антисемитские акции прошли в конце октября в Черкесске, Нальчике и Хасавюрте, откуда местные жители потребовали выселить всех евреев. В ночь на 30 октября случилось вообще нечто беспрецедентное: разъяренная толпа «в поисках евреев» разгромила международный аэропорт Махачкалы.

Главный раввинат России отреагировал со скорбью: его представитель в регионе Овадья Исаков признал, что убегать в «материковую» Россию смысла нет — опасно и там.

Как быстро теперь ломается российская реальность: несколько дней назад на помпезной встрече религиозных лидеров с Владимиром Путиным в Кремле главный раввин страны Берл Лазар заверял, что именно в России, не то что в остальном мире, царят «взаимное уважение между людьми из разных народов, из разных культур, разных конфессий… Антисемитизма уличного практически нет».

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Берл Лазар — часть кремлевской элиты, поэтому более авторитетно звучит признание первого посла Израиля в РФ Арье Левина:

цитата

Арье Левин,
первый посол Израиля в РФ:

«Когда я встречался с [российскими] писателями, журналистами, актерами, художниками, то чувствовал, насколько глубоко сидит в них нелюбовь к Израилю и евреям… Русский антисемитизм есть всегда. Его невозможно искоренить, он идет из литературы, из воспитания. Но превратиться в угрозу для евреев он может только при соответствующем желании и поддержке правительства».

В современном арабо-мусульманском мире антисемитизм действительно распространен, но его связь с древней религиозной традицией, о которой заявил топ-пропагандист, просматривается слабо. Тексты и идеологемы, на которые этот антисемитизм опирается, имеют европейское, часто — российское происхождение.

  • «Протоколы сионских мудрецов»,
  • «Дело Андрюши Ющинского»,
  • советские «антисионистские» брошюры —

его основные источники.

Попробуем разобраться, какое отношение все это имеет к «культурной норме» ислама, когда и под влиянием каких факторов менялось восприятие «еврейского вопроса» в исламском мире.

Текст и практика

Официально исламское богословие осуждает антисемитизм — как и любую форму расовой и этнической ненависти, ссылаясь на 13-й аят 49-й суры Корана: «О люди! Мы… сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга» — во всем разнообразии. Священное Писание мусульман уважительно называет евреев детьми Израиля, потомками великого пророка Авраама (Ибрагима) и адресатами заповедей, ниспосланных через пророка Моисея (Мусу). 

Во 2-й суре говорится, что Аллах возвеличил сынов Израиля «над мирами», а в 44-й поясняется, что причиной величия стало знание.

Однако в 5-й суре обличаются иудейские раввины за то, что не удерживали свой народ от грехов, а сам народ предается проклятию: «Мы посеяли между ними вражду и ненависть вплоть до Дня Воскресения. Всякий раз, когда они разжигают огонь войны, Аллах тушит его. Они стремятся распространить на земле нечестие, но Аллах не любит распространяющих нечестие». 

Хотя Коран отрицает факт распятия Иисуса Христа (пророка Исы), но обвиняет в его казни (призрачной) еврейский народ.

Как известно, буквальное прочтение любого древнего сакрального текста способно запутать современного человека. Важнее понять, как этот текст реально понимался и использовался в своей религиозной традиции.

Фото: Александр Чиженок / Коммерсантъ

Строительство всемирного исламского халифата началось в 635 году, через три года после смерти пророка Мухаммада, когда арабские войска захватили христианскую Сирию. Вскоре под их владычеством оказались также христианские Палестина, Армения, Египет и Магриб (северо-западная Африка), а в VIII веке началось мусульманское покорение Европы, с переменным успехом продолжавшееся вплоть до Нового времени (XVII век). Из многочисленных документов той поры видно, что жертвами экспансии становились в основном христиане, а рассеянным во всему миру иудейским общинам, уже привыкшим к дискриминации со стороны христиан, легче и успешнее удавалось найти общий язык с новыми поработителями, которые оказались вполне прагматичны, быстро оценив качество услуг в сфере медицины, торговли и юриспруденции, которые могли предложить «дети Израиля».

В Османской империи интеграция зашла так далеко, что сгенерировала мусульманско-иудейскую секту денмё (саббатиан), последователи которой признали ислам вариантом еврейского единобожия, стали исполнять многие его предписания, практикуя вместе с тем талмудические обряды и сохраняя иудейские предания. В XIX–ХХ веках эта секта повлияла на формирование движения младотурков, идеология которых лежит в основе светской Турецкой Республики.

С юридической точки зрения христиане и иудеи как «люди Писания» (то есть имеющие божественное откровение, только неполное), или «зимми», занимали в халифате и позднейших исламских государствах среднее положение между мусульманами и язычниками/неверующими. Халиф Омар II в начале VIII века утвердил особые законы для зимми, которым гарантировались права на жизнь, собственность и вероисповедание, но при этом им запрещалось строить новые храмы, служить в армии и вступать в брак с мусульманами. 

Зимми должны были платить повышенный налог и носить на одежде отличительные знаки.

Когда по Европе прокатилась эпидемия изгнания евреев и начала бесчинствовать инквизиция, сотни тысяч евреев-сефардов по официальному приглашению султана Баязида II переселились в европейские провинции Османской империи. В ее столице — Константинополе — численность евреев достигала 10% от всего населения, то есть почти 100 тысяч человек.

Турецкие власти пресекали попытки христиан интриговать против иудеев с помощью «кровавого навета» — позаимствованной в Западной Европе практики обвинения евреев в употреблении крови христианских младенцев. Еще завоеватель Константинополя султан Мехмед II (XV век) предписал рассматривать все подобные обвинения лишь в высшей судебной инстанции — «диване». Но туда подобные обвинения почти не поступали.

Все по «Протоколам»

Современный мусульманский антисемитизм тоже имеет, если можно так выразиться, христианское происхождение. Его история начинается с Дамасского дела 1840 года, когда влиятельный французский консул потребовал от арабских властей города расследовать исчезновение монаха местного монастыря капуцинов Томаса. В процессе пыток погибли двое задержанных по делу евреев, а их товарищи дали «признательные» показания, после чего власти взяли в заложники 63 еврейских детей, требуя выдать кровь убиенного монаха. 

По Дамаску прокатились еврейские погромы, но вскоре в городе установилась турецкая администрация, которая руководствовалась запретом султана верить в «кровавый навет». Кровь и монаха не нашли, дело закрыли.

1939 год. Еврейские беженцы на корабле «Сент-Луис», его пассажиров отказалась принять Куба. Архивное фото

Уже в начале ХХ века появляется и быстро распространяется арабский перевод «Протоколов сионских мудрецов», до сих пор остающийся настольной книгой мусульман-антисемитов. Подложность этого текста, впервые вышедшего на русском языке и повествующего о «всемирном еврейском заговоре», была научно доказана еще дореволюционным следствием, инициированным Петром Столыпиным, а окончательную точку в спорах поставил Бернский процесс 1934–1935 годов.

цитата

Николай Бердяев,
философ:

«Считаю ниже своего достоинства опровергать "протоколы сионских мудрецов". Для всякого не потерявшего элементарного психологического чутья ясно при чтении этого низкопробного документа, что он представляет наглую фальсификацию».

Современные исследователи считают «Протоколы» артефактом своей эпохи, целившимся в модернизационный проект Сергея Витте, который надо было представить как «еврейский». Несмотря на грубую работу фальсификаторов, в подлинность «Протоколов» верил, например, идеолог итальянского неофашизма Юлиус Эвола, идеи которого продвигает близкий к Кремлю «философ» Александр Дугин.

Как рассказывали западные дипломаты, король Саудовской Аравии Фейсал ибн Абдул-Азиз аль-Сауд (1964–1975) дарил своим гостям экземпляр «Протоколов». Он верил, что «с древних времен у Израиля были злые намерения… У них есть определенный день, когда они подмешивают кровь неевреев в свой хлеб и едят его».

Этим и подобными «источниками» вдохновлялось террористическое движение ХАМАС, когда составляло свою идейно-религиозную Хартию 1988 года. Призывы к полной ликвидации Израиля авторы хартии перемежают такими рассуждениями:

цитата

Из Хартии движения ХАМАС:

«Евреи направляли французскую революцию, коммунистическую революцию и большинство революций, о которых мы слышали и слышим вокруг… На свои деньги они создали тайные общества, такие как франкмасоны, (…) в разных частях света с целью подрыва общества и достижения сионистских интересов».

Антисемитские семиты?

Можно ли говорить об «арабском антисемитизме», если арабы — семитский народ? Резонный вопрос — с учетом того, что на протяжении 12 веков недоброжелательное отношение к евреям в исламском мире основывалось отнюдь не на этнонациональных, а на религиозных предпосылках. Но на современном политическом языке «антисемитизм» — это ненависть не к семитам вообще, а к отдельно взятому еврейскому народу. В этом смысле термин надо признать неудачным (больше бы тут подошла «юдофобия»), но так уж исторически сложилось.

По мере угасания классического антисемитизма на Западе, особенно после Второй мировой войны и Холокоста, эта болезнь переместилась на Восток, где смешалась с советским империализмом и новейшим исламским фундаментализмом

типа движений салафитов, ваххабитов или ИГИЛ (признано террористическим и запрещено в РФ).

Благодаря всему этому исламский антисемитизм ставит на первое место религиозно-идеологические аспекты, почти не обращая внимания на расово-этнические. Через эту призму он воспринимает и создание еврейского государства, как бы рассекающего единое геополитическое пространство мусульман (от Атлантики до Тихого океана), причем рассекающего его в самой сердцевине — в священном городе Аль-Кудс (Иерусалим).

История исламского фундаментализма далеко не исчерпана и в России, наоборот — она здесь только начинается, и в этих условиях открывать антисемитский ящик Пандоры смертельно опасно.

Последнее прибежище империи

О том, что это происходит именно на государственном уровне, свидетельствует неожиданный и очень скандальный визит в Москву 26–27 октября официальной (!) делегации радикального и антисемитского движения ХАМАС. Подчеркивая принципиальность своей позиции, РФ использовала в Совбезе ООН право вето, чтобы сорвать резолюцию, осуждающую ХАМАС.

Встреча дипломатов МИД РФ с официальной делегацией ХАМАС в Москве, октябрь 2023 года. Протокольное фото

Израиль считает эту организацию более жестокой, чем ИГИЛ.

цитата

Эли Коэн,
министр иностранных дел Израиля:

«Руки верхушки ХАМАСа запятнаны кровью более 1400 израильтян, которые были убиты, казнены, а многие и сожжены [7 октября]. Они несут ответственность за похищение более 220 израильтян, включая младенцев, детей, женщин и стариков. Израиль считает приглашение высокопоставленных лиц ХАМАСа в Москву невозможным шагом, так как это поощрение терроризма и узаконивание зверств боевиков ХАМАСа».

Но призывы такого рода обращены в пустоту: в России беспрепятственно проходят массовые акции «в поддержку Палестины» и в то же время пресекается попытка одиночного пикета с выражением сочувствия Израилю.

Социологические замеры уровня антисемитизма в российском обществе не проводились уже давно. В начале века этот уровень колебался в районе 50%, причем на вопрос о том, может ли президентом России стать еврей, отрицательно отвечало 64% россиян.

Современный российский антисемитизм, подобно мусульманскому, — явление новейшего времени. Несмотря на отсылки к религиозным образам, прямого отношения к средневековому христианскому антииудаизму он не имеет. 

Нынешнему поколению россиян понятнее тот «антисионизм», который насаждала советская пропаганда (особенно на поздних этапах, в 1970–1980-е годы) как вариант антизападничества и укрепления национальной гордости великороссов.

СССР не простил Израилю краха своих союзников в арабском мире, насыщенных советским оружием и советниками, в войне 1967 года, и антисемитские настроения росли в стране вплоть до ее распада.

  • Были введены почти официальные квоты на прием евреев в вузы и учреждения, 
  • шельмовалась еврейская культура,
  • даже диссидентское движение преподносилось как часть «еврейского заговора».

Спущенное с самого верха разрешение ненавидеть по национальному признаку, давать «законный» выход дремучим и низменным страстям на ура воспринималось «простым народом».

Библия советского антисемита — книга Ю.С. Иванова «Осторожно, сионизм!», выпущенная в Политиздате в 1969 г. и неоднократно переиздававшаяся, — расширяла понятия «сионизм» и «еврейство» до космических, метафизических масштабов.

Формально отталкиваясь от Маркса, Иванов учил, что буржуазное по своей сути еврейство «перешагивает временную границу капиталистического общества и отступает в глубь веков», то есть становится синонимом любого социального зла в истории.

СССР вел «антисионистскую» пропаганду на международном уровне, убеждая в своей «правоте» зависимые от него развивающиеся, в том числе арабские страны, результатом чего стали резко антисионистская резолюция ГА ООН 1975 года и исключение Израиля из многих международных организаций. В обывательском сознании советских людей слово «Израиль» стало чем-то неприличным, а евреи-репатрианты — предателями.

На этой почве вырастает уже свободная от коммунистической риторики, чисто ксенофобская литература типа изданной в «тамиздате» в 1979 году книги Валерия Емельянова «Десионизация» или напечатанной в советской типографии работы академика Игоря Шафаревича «Русофобия». На «еврейском вопросе» в последние годы СССР специализировались влиятельные толстые журналы «Молодая гвардия», «Наш современник», «Москва» и «Октябрь». 

Апофеозом процесса стал стремительный взлет в середине 80-х национал-патриотического фронта «Память», со зловещим лидером которого Дим-Димычем Васильевым был вынужден встречаться в бытность свою первым секретарем МГК КПСС Борис Ельцин, выслушивая требования о «национально-пропорциональном представительстве».

Подробно говорить о 1990–2000-х годах, когда антисемитская литература, включая те же «Протоколы сионских мудрецов», издавалась совершенно свободно, в том числе в епархиальных издательствах РПЦ, смысла нет — это еще свежо в памяти.

Зерна нового витка антисемитской пропаганды, замешанной на «борьбе с фашизмом» в Израиле и Украине, падают в России на подготовленную и обильно удобренную почву. Власть, подобно умирающему СССР, хватается за иллюзорный шанс представить себя лидером глобального «антифашистского фронта».