С чего началось
Законного президента Мохамеда Базума, избранного всего два с небольшим года назад, путчисты — во главе с командиром президентской гвардии Абдурахманом Тчиани — 26 июля взяли под стражу и объявили о переходе власти к созданному ими «Национальному совету по защите родины» (CNSP). Тчиани — которого, как сообщают источники, президент собирался отстранить от командования гвардией, — сам стал «президентом». Не признанным, впрочем, пока почти нигде, кроме как в трех странах, в которых, по данным СМИ, «работают» вагнеровцы — Мали, Буркина-Фасо, Гвинея.
При этом хозяин африканской «кувалды» РФ г-н Пригожин записал 27 июля видеообращение, в котором назвал переворот в Нигере «обретением независимости от колонизаторов» и фактически сделал путчистам «коммерческое» предложение, уверенно — хоть и безосновательно — заявив, что «тысяча бойцов «Вагнера» способны навести порядок и уничтожить террористов».
Один из «пригожинских» телеграм-каналов написал, что «переворот в Нигере продолжает укреплять позиции и влияние России и «Вагнера» в Африке».
Нападение на посольство Франции
30 июля во время многотысячной демонстрации в поддержку путчистов в Ниамее в толпе были замечены десятки российских флагов — что можно приписать, в том числе, усилиям довольно хорошо развитой в этом регионе Африки пророссийской пропаганды (рядом — Мали, Буркина-Фасо и ЦАР, где вагнеровцы играют важную роль и в силовом аппарате, и в деле распространения кремлевских «нарративов»).
Демонстрация была организована «гражданским движением» M62, которое было создано в августе 2022 года и официально не имеет отношения к России, хотя именно оно, по данным Le Parisien и France-Presse, раздавало манифестантам российские флаги.
Ранее движение протестовало против проводимой французской армией в Сахеле антитеррористической операции «Бархан».