Комментарий · Политика

Зачистка

Один день из жизни прессы: атака на газету «Наша Ніва», шестеро арестованных по трем уголовным делам, блокировка двух сайтов. Репрессии продолжаются прямо сейчас

Ирина Халип , Собкор по Беларуси
Главред издания «Наша Нива» Егор Мартинович / Instagram

За минувшие годы белорусские силовики хорошо освоили науку синхронности простейших действий. В четверг, 8 июля, они одновременно пришли с обысками в редакции негосударственных медиа в разных городах.

  • В Минске — в редакцию газеты «Наша Ніва».
  • В Бресте — в редакцию «Брестской газеты».
  • В Барановичах — в редакцию «Интекс-пресс».
  • В Лунинце — в редакцию «Медиа-Полесья».

Обыски прошли не только в редакциях, но и в квартирах редакторов и журналистов.

В то же самое время с обысками пришли

  • к бобруйской журналистке Алесе Латинской,
  • редактору оршанского интернет-издания orsha.eu Игорю Казмерчаку и фотокорреспонденту Денису Дубкову,
  • витебским фрилансерам Дмитрию Казакевичу, Вячеславу Лазареву и Виталию Скрылю.
  • За журналистом из Глубокого Дмитрием Лупачом силовики приехали прямо в санаторий «Плисса», где он проводил отпуск.

Таким было почти привычное белорусское утро.

К вечеру выяснилось, что после обысков на свободе остались не все. Главный редактор «Нашей Нiвы» Егор Мартинович, главбух газеты Ольга Ракович, редактор Андрей Скурко и бывший главред Андрей Дынько, который последние три года редактировал журналы «Наша гісторыя» и «Асцярожна: дзеці!», задержаны на 72 часа в качестве подозреваемых по уголовному делу. Дело возбуждено по статье 342 («организация действий, грубо нарушающих общественный порядок»).

По этой статье весной уже были осуждены журналистки телеканала «Белсат» Катерина Андреева и Дарья Чульцова — за стрим, который они вели из двора, где в ноябре убили Романа Бондаренко. Игорь Казмерчак из Орши тоже задержан на 72 часа, но по статье 341 («осквернение сооружений и порча имущества»). Виталий Скрыль из Витебска задержан по статье 369 («оскорбление представителя власти»).

Так что журналистов в Беларуси сажают не только за массовые беспорядки: вон какая россыпь статей всего лишь за одно утро высыпалась из закостенелого белорусского УК.

Впрочем, кроме этой россыпи есть еще и статья об уклонении от уплаты налогов. Точно так же синхронно 18 мая силовики пришли в квартиры сотрудников и редакцию портала Tut.by. После обысков за решеткой по делу об уклонении от уплаты налогов оказались 15 человек: журналисты, главный редактор, директор, программист, бухгалтеры. Под домашний арест отправили даже вдову основателя портала Юрия Зиссера Юлию Чернявскую — притом что к Tut.by она отношения не имеет вообще: наследницей и мажоритарным акционером стала дочь Зиссера и Чернявской, живущая в Израиле. Впрочем, точно так же к налогам не имеют никакого отношения арестованные журналисты Tut.by.

В тот же день, когда «тутбаевцев» арестовали, доступ к сайту был заблокирован. 8 июля бывшие сотрудники Tut.by, выехавшие за границу, запустили новый сайт zerkalo.io. Ровно через час после запуска он тоже был заблокирован в Беларуси, как и сайт «Нашей Нівы».

Вечером 22 декабря прошлого года синхронно был задержан белорусский «Пресс-клуб». Статья — все то же уклонение от уплаты налогов. Тогда всю спецоперацию по времени приурочили к посадке самолета, летевшего из Египта: этим рейсом возвращалась из отпуска директор «Пресс-клуба» Юлия Слуцкая. Ее арестовали в аэропорту. Кроме Юлии — еще пять человек, включая ее сына Петра Слуцкого. Петр был оператором в «Пресс-клубе», занимался съемкой и монтажом мероприятий и никакого отношения к бухгалтерии не имел. Но арестовывать семьями — это в традиции белорусских силовиков: чтоб два раза не вставать.

Сегодня в Беларуси 29 журналистов сидят в тюрьмах. Заблокирован доступ практически ко всем негосударственным медиа. Большинство оказались в черном списке в последний год.

А первым был самый популярный в Беларуси общественно-политический сайт Charter97.org (Хартия‘97). Доступ к нему официально, на основании решения министерства информации, закрыли еще в 2018 году. К тому времени Хартия уже семь лет работала в Варшаве: еще в 2010 году, в день президентских выборов, редакция была разгромлена, а главный редактор Наталья Радина арестована по обвинению в организации массовых беспорядков. Позже, после освобождения под подписку о невыезде, Наталья бежала за границу, где продолжила работу. Собственно, еще тогда, в 2018 году, после блокировки доступа к Хартии, было очевидно, что это лишь начало и что все закончится тотальной зачисткой. Вопрос был лишь во времени.

Раньше главная государственная газета «Советская Белоруссия» могла продать часть тиража хотя бы летом, потому что благодаря дотациям была самой дешевой и покупалась в основном в летнее время торговцами семечками и ягодами: из нее делали кульки. Но потом на прилавках появились бесконечные сканворды и судоку, которыми можно было до использования в качестве тары развлечься, а в конце концов пластиковые стаканчики и полиэтиленовые пакеты уничтожили последних читателей этой газеты. Сейчас ее вместе с другими государственными изданиями распространяют среди госслужащих через принудительную подписку. Что делают с этими изданиями госслужащие — не знаю, но можно догадаться. Или хотя бы пофантазировать.

А вообще если говорить о начале репрессий против журналистов, то Лукашенко продержался нейтрально по отношению к независимым СМИ не больше года. Его избрали в 1994-м, и уже спустя год началась история уничтожения белорусской прессы. Сначала независимым газетам запретили печататься в белорусских типографиях и исключили из системы распространения и подписки: ими торговали не в киосках, а в переходах. Потом отобрали частоту у радиостанции 101,2. В конце 90-х журналистов начали вывозить в лес и там проводить «профилактические беседы». В начале нового века начали убивать. Но журналисты все равно появлялись откуда ни возьмись, и газеты, которым запрещали печататься, уходили в интернет, а «Белсат» — несбывшаяся мечта белорусских журналистов, негосударственный телеканал, который так и не появился в Беларуси за четверть века, — был создан в Польше и вещает оттуда.

Так что история правления Александра Лукашенко — это история уничтожения независимой прессы. Все, что происходит сейчас, происходило и раньше, просто репрессии стали более концентрированными — и по времени, и по количеству, и по подлости. Сейчас государство уничтожает журналистов целыми редакциями и закрывает доступ к независимым сайтам. Но белорусы, во-первых, уже освоили VPN, а во-вторых, telegram- и YouTube-каналы начали появляться, как грибы. Что с этим делать — ни КГБ, ни ГУБОПиК пока не знают. И уж тем более не знают ОМОН и внутренние войска. Вот и действуют по старинке, обысками да арестами. И наверняка на секретных совещаниях пытаются понять, что это за зверь такой — телеграм — и можно ли арестовать Павла Дурова.

Потому что при всех заблокированных интернет-ресурсах белорусы никак не приходят в ласковые объятия государственной прессы. Просто в XXI веке никто уже не будет читать жвачку брежневского образца, чье основное и единственное «качество» — холуяж.