Сюжеты · Политика

Исторический поединок

Между Россией и Болгарией возник дипломатический конфликт

Геннадий Габриэлян , корреспондент «Новой» на Балканах
Фото: East News
В минувший вторник болгарский МИД заявил: «Не отрицая вклада СССР в разгром нацизма в Европе, не нужно закрывать глаза на то, что штыки Советской армии принесли народам Центральной и Восточной Европы полвека репрессий, подавление гражданской совести, деформированное историческое развитие и оторванность от динамики процессов развития европейских стран». Поводом для заявления стало сообщение о том, что 9 сентября российское посольство собирается открыть документальную выставку, посвященную 75-летию освобождения Болгарии от нацизма.
В самой этой дате и содержится ключ к небывало жесткому заявлению МИДа. С 1944-го до 1990-го 9 сентября отмечался как Национальный праздник Народной Республики Болгарии. После краха коммунистического режима в 1989 году событие, случившееся в этот день, определено как «военный переворот». «СССР объявил войну Болгарии», продолжает в своем заявлении МИД, когда власть только что перешла к новому демократическому правительству, прекратившему сотрудничество с нацистской Германией и подтвердившему нейтралитет царства Болгарии в отношении России.
Для одних, писал портал rus.bg, дата 9 сентября связана со сменой капиталистического строя и созданием более справедливого общества — коммунистического. Для других это момент свержения правительства Константина Муравиева и захвата власти правительством Отечественного фронта во главе с Кимоном Георгиевым с помощью сил Третьего Украинского фронта Красной армии. Пусть, мол, 9 сентября 1944 года считается как датой рождения Народной Республики Болгарии, так и началом сопротивления против нее.
После прихода к власти Отечественного фронта от репрессий в Болгарии пострадали от 30 до 40 тысяч человек. Исполнителями выступали народная милиция и государственная безопасность, находившиеся под контролем коммунистов. Только с начала сентября 1944 года до 1 мая 1945 года к смертной казни «народными трибуналами» были приговорены 2 825 человек, в том числе брат царя Бориса III, большинство членов парламентов и правительств за весь период после 1941 года, высшие военные чины, полицейские, судьи, промышленники, журналисты. Около 2000 человек получили пожизненное заключение. Вплоть до 1962 года в стране действовали 44 трудовых, по сути, концентрационных лагеря.
Ответом на террор властей стало так называемое Горянское движение — массовое вооруженное антикоммунистическое сопротивление в последние месяцы и в первые годы после войны. Горянами, «лесными людьми» называли себя участники националистических партизанских отрядов, которые совершали вооруженные действия против государственного строя в НРБ. В это движение было вовлечено, по некоторым данным, около 350 000 человек.
Очередную попытку российского официоза еще раз показать историю только с одной стороны и попытался пресечь болгарский МИД —
заранее зная, какого рода «архивные материалы из российских фондохранилищ», в том числе «недавно рассекреченные», на выставке могут быть представлены. МИД посоветовал посольству России «не занимать позицию в поддержку сомнительного исторического тезиса об «освобождении», который играет на руку определенным политическим кругам в Болгарии, так как это будет вмешательством во внутриполитические дебаты».
Идут эти дебаты — если не брать в расчет политиков, из всего извлекающих сиюминутные электоральные выгоды, — между неосталинистами без различия в поколениях и партийной принадлежности, да еще немногочисленными леваками, продолжающими исповедовать идеалы канонического социализма, и теми силами, кто медленно, но достаточно верно возвращает Болгарию на ее место в европейской семье.
Поддержанию этих дебатов содействуют реплики политиков и «старших политологов» из России. Остается один шаг и до отрицания роли России в освобождении Болгарии от османского ига, заявил высокий парламентарий, считая такую логику, видимо, безупречной. Один российский политолог написал, что современная болгарская элита, корпоративные интересы которой выражают «братушки» из МИДа, «одержима фашизмом», а само это ведомство — «пропагандист и агитатор фашизма». Другой предлагает: «Может, пора начать отвечать так, чтобы ни одна моська даже не думала начинать лаять в нашу сторону?»
От прямых антироссийских акций Болгария до сих пор отказывалась. Например, российских дипломатов в связи с делом Скрипалей отсюда не высылали.
А памятники освободителям, к величайшему сожалению, мажут во всей Восточной Европе — так, что их приходится накрывать брезентом и переносить на братские кладбища. Монумент в честь советских воинов-освободителей в Софии привлекает к себе внимание постоянно: не проходит и года, чтобы его не разрисовывали и не расписывали лозунгами момента — годовщина вторжения в Чехословакию, Украина… Здесь уже собирались и камеры видеонаблюдения поставить, и регулярное патрулирование обеспечить, да все никак не соберутся. А пока, начиная с минувшей среды, усилена его охрана.