«Лес», как традиционно называют комплекс зданий Службы внешней разведки на Юго-Западе Москвы, дождался своего часа — мимо проплыл труп врага. Точнее, вечного конкурента — военной разведки. ГУ Генштаба (бывшее ГРУ) оказалось в центре целой серии публичных скандалов. И совершенно неважно, точны ли все факты о работе его сотрудников, опубликованные за последний месяц: ущерб аппаратным позициям Генштаба и Министерства обороны нанесен колоссальный.
Мир смеется над разведчиками, скопом получающими загранпаспорта с набором демаскирующих признаков в одном и том же учреждении. И Россия смеется вместе с миром над ноутбуком, кочующим по спецоперациям, и квитанцией таксопарка в кармане шпиона. Критическая масса диких подробностей из жизни разведчиков в сапогах накоплена, но неизвестно, случится ли внутриполитический взрыв с освобождением виновных от должностей.
Владимир Путин лично вступил в драку на стороне подозреваемых разведчиков и был почти немедленно разоблачен (с фотографиями и показаниями свидетелей).
Но история его правления подсказывает, что наказаний не будет.
Два самых страшных теракта в истории России сопровождались тяжелыми управленческими ошибками, повлекшими очень большие жертвы, — и ничего. Никто в штабах операций на Дубровке и в Беслане не расплатился за напрасные сотни погибших граждан России ни звездой, ни должностью.
Разоблачители из Bellingcat не вывалили все данные в один день, что должны были сделать, следуя заявленному ими же принципу полной открытости. В последовательном, тщательно рассчитанном графике вбросов новых порций расследования очевиден добротный сценарий медийной войны. Градус скандала старательно поддерживается который уж месяц.
Лично я полагаю, что главным источником новостей все же является английская контрразведка и полиция, выбравшие Bellingcat инсайдером
Это и есть самая плохая новость для военной разведки России — англичане переиграли ее вчистую, ущерб от операции оказался гораздо больше, чем предполагаемые выгоды.
А вот за это командиров наших шпионов могут и наказать. Гибель заложников во время штурма — пусть и трудно, но как-то объяснимые издержки, а вот превращение грозного месседжа всем предателям государства в позорный водевиль — сердечная обида власти.
Кто поднялся в окружении Путина на этой дурной комедии? Это самое интересное, потому что военные в какой-то момент слишком много взяли на себя.
В последние годы российская военная разведка начала выполнять совершенно не свойственные ей в прошлом функции. К традиционной работе по линии военных атташе и промышленному шпионажу, согласно опубликованной в СМИ информации, добавились сугубо политические функции: негласная работа против журналистов и общественных структур, вмешательство в политические процессы. Кроме того, впервые со времен Судоплатова иностранцы предъявили нашей разведке довольно обоснованные претензии в организации покушений, в том числе на политических противников.
Примерно 50 лет советские и российские разведчики, в отличие от ЦРУ, разведок Франции, Англии и многих других стран, не занимались активными операциями такого рода. Однако новая практика наших военных перешагнула даже через негласные правила, наработанные американцами — убивать можно лишь чужих граждан и только там, где нет власти закона. Убийство в Европе и США чревато ответом такой силы (мы и наблюдаем его сегодня), который обесценивает весь замысел.
Тем более, когда это поручают людям, неспособным сформулировать собственные мысли. Смешение жанров, торжество гибридизации, отрицающей профессиональную специализацию, а вместе с ней и сам профессионализм, до хорошего довести не могли.
Шойгу или лично Герасимов примет вину? Очевидно, бенефициары скандальных провалов найдутся и в ФСБ, которая на ножах с кланом военных, и в СВР.
Наконец-то они продемонстрировали Совету безопасности, что военная разведка погрязла в некомпетентности, приведшей к национальному позору. Самонадеянные наследники Рихарда Зорге в XXI веке даже строительством стандартной легенды не заморачиваются. Могучие же умы выпустили бойца чеченской войны на международную арену!
Ближайшая судьба непосредственно ответственного за скандал начальника Главного управления ГШ МО РФ генерал-майора Игоря Коробова (источники сообщают о его недавнем награждении) должна стать маркером перемен. Станут ли «Новые приключения Петрова и Васечкина» поворотной точкой, после которой Генштаб начнет строить современную профессиональную военную разведку? Грузинская война привела к армейской реформе, так что все может быть. Но пока нам надо ждать новых увлекательных эпизодов британского сериала.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»