Правительство одобрило законопроект о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-20 гг. Согласно проекту доходы федерального бюджета на 2018 год, должны составить 15,182 трлн рублей, а расходы — 16,5 трлн рублей. С 2019 года дефицит бюджета будет постепенно сокращаться, что, по словам министра финансов Антона Силуанова, поможет контролировать инфляцию, а ЦБ снизить процентную ставку. Уровень инфляции, по прогнозу правительства, составит 4% ежегодно — в течение трех лет.
Формально бюджетная политика разворачивается в сторону социальной сферы, расходы на образование и здравоохранение растут (на 60 и 31 млрд рублей соответственно), а военные траты, напротив, снижаются (с 1 трлн до 944 млрд). Однако независимые эксперты предупреждают: изменения в основном косметические, расходы на социальную сферу в реальном исчислении не увеличатся из-за инфляции, а новый бюджет в основном строится вокруг сохранения status quo и проедания последних резервов.
Валерий Миронов
главный экономист Фонда экономических исследований «Центра развития» НИУ ВШЭ
Главное, на что стоит обратить внимание в новом проекте бюджета, - это стремление правительства сохранить статус-кво и не проводить перед выборами бюджетный маневр в сторону модели экономического роста. При этом правительство сохраняет рост доходов в большинстве секторов. Все смотрят на цифры статистики по секторам и видят незначительные изменения, на первый взгляд, рост: например, был триллион, а стал - триллион и 50.
Все недовольны огромными затратами на «оборону». По «обороне», говорят в правительстве, расходы будут снижаться: был – триллион, станет – 980 миллиардов. Но все равно это — 4,3% процента ВВП. Уже уровень относительно ВВП — один из самых высоких в мире. Трамп был бы очень доволен такими показателями, потому что он не может добиться и двух процентов расходов на оборону в НАТО.
Но вопрос в том, как сделать так, чтобы был экономический рост, который позволил бы сохранять высокие расходы на ту же оборону, и через десять лет, и через двадцать? Чтобы мы сейчас не упустили момент, когда нужно оптимально распределить ресурсы и обеспечить те отрасли, которые стимулируют экономический рост. В этом плане видно, что немного увеличиваются расходы на здравоохранение и образование. Но в реальном выражении они все равно будут сокращаться, потому что инфляция будет не менее четырех процентов.
При этом надо понимать, что у нас расходы вместе на здравоохранение и образование – это примерно 5,7% ВВП, как было в начале двухтысячных годов. Притом, что в странах с аналогичным уровнем ВВП (я уже не говорю о развитых сырьевых странах, которые диверсифицировали экономику, таких как Австралия, Канада, Нидерланды), там расходы на здравоохранение и образование больше – около 7-8%.
Когда мы сохраняем номинальное выражение этих расходов, а в реальном выражении допускаем их снижение, мы не будем догонять эти страны, то есть не будем увеличивать вложения в человеческий капитал. Это фиксирует сложившийся не очень хороший статус-кво – «раздать всем сестрам по серьгам», то есть никого не обидеть. Правительство стремится в большинстве секторов, кроме обороны, в номинале увеличивать расходы, чтобы была видимость, что никто не обижен.
Нужен, конечно, бюджетный маневр в ту или иную сторону, или в сторону стратегии Кудрина или в сторону других каких-то подходов. Потому что если нынешнее положение дел будет законсервировано, то мы превратимся в Советский Союз периода начала его распада.
Игорь Николаев
директор Института стратегического анализа ФБК
Я бы этот документ сейчас назвал “замороженным бюджетом”, он по-прежнему дефицитный (1,5 триллионов рублей). К этому дефициту просто теперь нужно относиться по-другому. У нас был и больший дефицит. Но одно дело, когда у вас дефицит и при его наличии есть все резервные фонды. И другое дело, что наш резервный фонд будет исчерпан уже в этом году. Со следующего года будем тратить деньги из Фонда национального благосостояния. Показатель дефицита вроде меньше, но и резервов на покрытие этого дефицита меньше. Резервного фонда нет, занимать на внешнем рынке – трудно. Плюс к тому, еще только будут активизироваться новые санкции США, которые введены и конкретизированы в отношении внешнего долга. Я считаю, что проблема дефицита будет одна из самых серьезных.
В плане расходов по секторам, сейчас речь идет только о каких-то малозначительных изменениях. Особенно символически сокращаются расходы на оборону. Несколько десятков миллиардов – это совсем немного, если учесть, что до этого эти расходы прирастали в значительных объемах. Говорят, что расходы на остальные сектора немного увеличились, что это не 16,2 триллиона рублей, а чуть больше. Но все это незначительно, это все равно выдерживание той линии, которая была год назад. На три года по расходам все замораживается.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»