РасследованияПолитика

«Имперский человек»

Как устроен бизнес Валерия Гергиева, только что получившего Большой театр

«Имперский человек»

Валерий Гергиев. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

С 2013 года бессменный руководитель Мариинского театра и знаменитый дирижер Валерий Гергиев мечтал об объединении ведущих российских театров под своим началом. Он хотел воссоздать структуру по типу Дирекции Императорских театров, управлявшей двумя первыми театрами Российской империи. В 2022-м эту идею он обсуждал уже с Владимиром Путиным и спустя почти два года наконец получил руководство Большим театром (и в тот же день стал вдобавок сопредседателем Союза театральных деятелей).

«Валерий Гергиев всегда стремился к экспансии. Он человек имперский — чем больше земель и угодий, тем лучше. А поскольку имперские амбиции сейчас владеют многими людьми и во власти, и близких к власти, то создание единого руководства императорскими музыкальными сценами, как было при царе-батюшке, наверное, тоже у них где-то "отсвечивает"», — комментировала «Бумаге»* назначение Гергиева театральный критик Марина Дмитревская. Маэстро действительно — в буквальном смысле — крупный землевладелец, но не в России, а в Италии.

Собиратель земель, домов и квартир

  • Соратники Навального утверждали, что музыкант владеет виллой в элитном клубном поселке Olgiata Country Club в часе езды от Рима, мысом площадью 5,5 га и прилегающим к нему земельным участком в приморском городе Масса-Лубренсе недалеко от Неаполя.
  • В Римини Гергиеву якобы принадлежат почти 30 гектаров земли — сельскохозяйственные угодья, бейсбольное поле, автомобильная парковка и просто пустыри. Там же парк аттракционов, бар и ресторан United Tastes of Hamerica’s.
  • Есть у Гергиева, по версии расследователей, им не опровергнутой, угодья и в Милане — почти 800 тысяч кв. метров земли.
  • В Венеции ему якобы принадлежит палаццо Барбариго и дворец XV века, а также помещение с рестораном, который работает с 1775 года на площади Сан-Марко. Часть этой собственности Гергиев получил в наследство от японской арфистки Йоко Нагаэ Ческина — об этом писала, в частности, Corriere della Sera. Графиня завещала часть своей недвижимости Гергиеву, а также доверила дирижеру развеять ее прах над Байкалом, что тот и сделал вместе с пианистом Денисом Мацуевым. Йоко была известным меценатом, десятилетиями она вкладывала в развитие русской классической музыки, ее имя значилось в перечне спонсоров на афишах Гергиева.

Валерий Гергиев держит урну с прахом меценатки Йоко Накаэ Ческины, Озеро Байкал, октябрь 2015 года. Из книги «Валерий Гергиев. Симфония жизни»

Валерий Гергиев держит урну с прахом меценатки Йоко Накаэ Ческины, Озеро Байкал, октябрь 2015 года. Из книги «Валерий Гергиев. Симфония жизни»

В России Гергиев живет тоже широко. Частному фонду Валерия Гергиева принадлежат три квартиры в Санкт-Петербурге в одном доме на Воскресенской набережной. У самого дирижера есть квартира в Москве, на Тверской, собственный концертный зал в элитном поселке Репино Ленинградской области, плюс дача и участок там же. Благотворительный фонд Гергиева два года назад купил три соседние квартиры в элитном питерском жилом комплексе Art View House. В доме на Малом Каковинском переулке рядом с Арбатом фонд Валерия Гергиева купил четыре квартиры. Ну и еще земельный участок на Рублевке.

Индейка, утка, партитура

Дирижер уверяет: «Мы не продаем оперу и балет, как газ или нефть». Однако кроме служения искусству, Валерий Гергиев не чужд и более прозаичным вещам. Он — соучредитель компании «Евродон», которая производит мясо индейки и утки под торговой маркой «Индолина».

Гендиректор и основной владелец «Евродона» Вадим Ванеев рассказывал, что подарил ему в 2009 году долю в 15% за то, что дирижер якобы помог привлечь деньги ВТБ в старт этого бизнеса. При этом Ванеев утверждал, что дирижер не получает дивидендов.

Вручение правительственной награды Валерию Гергиеву. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Вручение правительственной награды Валерию Гергиеву. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Вот как об этом рассказывает он сам: «Сбербанк и Россельхозбанк, созданный специально для финансирования агропроектов, в кредите отказали. Я еще тыкался в несколько банков. Бесполезно. Пошел на хитрость. Попросил помощи у Валерия Гергиева, художественного руководителя Мариинского театра. Он — осетин, и я осетин. Я за Гергиевым по маршруту его гастролей ездил полгода. В приемных сидел, в коридорах ждал. Наконец он меня принял. Гергиев в итоге помог, спасибо ему».

Насколько достоверна эта версия, сказать трудно — сам Гергиев, подтвердив, что имеет долю в индюшачьем бизнесе, опровергал, что получил акции в дар; говорил, что «таких подарков не принимает» и что сам помог Ванееву на первых порах.

Компания в 2013 году доросла до крупнейшего производителя индейки в стране, но в последние несколько лет показывает крупные убытки и сейчас проходит процедуру банкротства.

Казалось бы, где Гергиев, а где утки? Но вспомним другого, не менее масштабного и не менее чуткого к нуждам страны творца — Никиту Михалкова. Итальянская винодельня, охотничьи угодья — а почему бы нет? Талантливых людей не хватает, приходится браться за все.

Конечно, банкротящийся птичник — не главный источник дохода маэстро. Мы сейчас не о гонорарах за выступления — талант Гергиева-дирижера никто не возьмется оспаривать. Мы — о грантах, контрактах, фондах.

Гергиев — совладелец нескольких некоммерческих организаций; среди них, например, фонд поддержки науки и искусства «Дом Якоби», который с 2018 года получает президентские гранты на мероприятия для людей с ограниченными возможностями и патриотические проекты. За последние годы сравнительно немного, хотя и регулярно — суммарно около 5 млн. Сейчас на рассмотрении более крупная заявка — 8 с лишним млн на докфильм о самореализации людей с инвалидностью.

«Недопустимо делать акцент на деньгах. Я не приемлю, когда в оценке успеха музыканты руководствуются количеством нулей в своих гонорарах», — это тоже из Гергиева. В 2013 году он занял третье место в рейтинге Forbes «50 главных российских знаменитостей» — с годовым доходом в $16,5 млн. В 2014 году стал самым состоятельным деятелем культуры в России ($18 млн). Но успех его действительно шире, чем то, что меряют гонораром. И предпринимательский — тоже.

Владимир Путин и Валерий Гергиев. Фото: пресс-служба Кремля

Владимир Путин и Валерий Гергиев. Фото: пресс-служба Кремля

Сам себе господрядчик

Основной бизнес Гергиева связан с его творчеством и театром — маэстро учредитель фонда имени себя. «Фонд Валерия Гергиева» — крупный господрядчик.

При этом большая часть его контрактов, это организация гастролей Симфонического оркестра Государственного академического Мариинского театра, где сам Гергиев — директор и художественный руководитель.

Регионы, куда ездит выступать оркестр, заключают контракты не напрямую с театром, а с частным — Гергиева — фондом. Всего с 2013 года фонд получил контрактов более чем на 443 млн рублей. При этом часть контрактов заключал фактически сам с собой.

Например, директор театра Гергиев заказывал услуги по покупке билетов и проживанию для командировок сотрудников на более чем на 24 млн рублей у Фонда Валерия Гергиева.

Официально в качестве задач фонда на его сайте значатся:

  • «возвращение классической музыке статуса необходимой духовной составляющей российского общества;
  • сохранение и продвижение музыки русских композиторов;
  • поддержка талантливой молодежи;
  • усиление культурного влияния России в мире».

Правда, «усилению влияния России в мире» мешают события последних лет и близость дирижера к власти. Он, как и Михалков, чувствует симфонию с ней. Вот в августе 2008-го, спустя 10 дней после окончания боевых действий, он выступает в Цхинвали с оркестром Мариинского театра, вот в 2012 и 2018 годах — доверенное лицо кандидата в президенты Путина, с которым знаком еще с 1990-х годов. Вот в марте 2014 года подписывает письмо «Деятели культуры России — в поддержку позиции президента по Украине и Крыму». В мае 2016 года с оркестром Мариинки дает концерт на площадке амфитеатра в сирийской Пальмире (там же играет виолончелист Ролдугин).

После начала специальной военной операции от работы с Гергиевым стали отказываться ведущие театры мира.

  • Разорван заключенный с ним в сентябре 2015 года контракт главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра.
  • Ла Скала тоже больше не хочет видеть его за пультом — его заменяют в постановке «Пиковой дамы».
  • Сотрудничество прекращают Карнеги-холл в Нью-Йорке,
  • Баварская государственная опера,
  • Роттердамский филармонический оркестр.
  • Концерты оркестра Мариинского театра в Люцерне, Миккели и Париже отменены,
  • Гергиева уволили с поста музыкального руководителя Фестивального оркестра и с поста почетного президента Эдинбургского международного фестиваля.
  • И даже европейский менеджер артиста более не считает возможным с ним работать.

Как сам Гергиев оценивает случившееся? «Я не нахожу, что моя жизнь повернулась в ужасном направлении, оказалось, я был готов к тому, чтобы работать максимально дома», — говорил маэстро на Петербургском экономическом форуме. И действительно, максимальный результат за все годы работы фонд показал именно после «отмены» его на Западе.

Фонд Валерия Гергиева в 2022 году, согласно финансовой отчетности, нарастил чистую прибыль более чем в четыре раза по сравнению с предыдущим годом — со 138 млн до 578 млн рублей.

Помимо госконтрактов фонд ежегодно получает более миллиарда рублей в виде пожертвований от госкомпаний. В отчетности за 2022 год, кроме пожертвований, фонд указывал в качестве источников доходов бюджетные деньги и гранты.

Forbes утверждал, что в попечительский совет Фонда Гергиева входит около 40 человек с громкими фамилиями, в том числе Тимченко и Усманов. Членство в совете — это фактически донорство, немалое, но весьма почетное, дающее в том числе возможности дополнительного общения с руководством страны.

Средства фонда идут в основном на ежедневную деятельность театра: организацию гастролей, фестивалей, покупку инструментов, пригодились они при строительстве Мариинки-3.

Встреча президента с крупнейшими бизнесменами России — членами попечительского совета Мариинского театра. Фото: пресс-служба Кремля

Встреча президента с крупнейшими бизнесменами России — членами попечительского совета Мариинского театра. Фото: пресс-служба Кремля

В 2013 году руководителя Фонда Валерия Гергиева Игоря Зотова приговорили к 8 годам в колонии общего режима за хищение 245 млн рублей из фонда, на которые купили шесть квартир и машино-мест в элитном доме в центре Москвы.

В суде Зотов — некогда скромный сотрудник театра — давал любопытные показания: уверял, что из средств фонда якобы часть денег перечислялась Гергиеву лично — в виде гонораров и материальной помощи. Якобы в 2008–2010 годах Фонд Гергиева выплатил дирижеру таким образом больше 130 млн рублей.

Зотова, повторим, приговорили к большому реальному сроку. Его подельнику Казбеку Лакути дали 5 лет условно. Лакути — двоюродный брат Валерия Гергиева.

Ему принадлежала туристическая компания «Московский Пасхальный фестиваль» (одноименная тому, что с 2002 года проводит знаменитый кузен), но сотрудничала ли она со структурами музыканта, неизвестно, компания закрылась в 2016 году с долгами по налогам и прочим платежам. Сейчас двоюродный брат маэстро владеет кирпичным заводом во Владикавказе.

Последний директор фонда Астан Кесаев в октябре 2023 года погиб при артобстреле под Луганском, куда он доставлял гуманитарную помощь для осетинских добровольческих батальонов «Шторм. Осетия» и «Алания».

В Мариинском театре трудоустроены ближайшие родственники дирижера,

  • например, родная сестра Лариса Гергиева.
  • Еще одна сестра — Светлана Гугкаева входит в руководство Фонда Валерия Гергиева и также работала в Мариинке.
  • Ее муж Тамерлан Гугкаев работает там директором концертного зала,
  • а сын Заурбек — дирижером.

Владимир Путин встречается с коллективом Мариинки. Фото: пресс-служба Кремля

Владимир Путин встречается с коллективом Мариинки. Фото: пресс-служба Кремля

Самый дорогой и самый уродливый

В 1997 году худрук Мариинки Валерий Гергиев обращался к президенту России Борису Ельцину с идеей строительства второй сцены театра. Первый проект нового здания американского архитектора отклонили из-за несоответствия российским строительным нормам. Строительство должно было стартовать в 2005 году и завершиться спустя четыре года, но в срок оно не началось. В 2006 году отклонили и новый проект ввиду технической неосуществимости замысла. В итоге проект канадской компании Diamond Schmitt Architects лично выбрал Гергиев. Причем новый проект пришлось сажать на фундамент, сооруженный по предыдущему.

Для реализации задумки был уничтожен, например, жилой дом на набережной Крюкова канала с единственным сохранившимся историческим фасадом Литовского рынка работы Кваренги и еще несколько исторических построек.

Смета второй сцены Мариинского театра в 2003 году — при начале строительства составляла 10 млрд рублей, к 2011 году стоимость работ достигла практически 22 млрд рублей.

В 2012 году Счетная палата обнаружила многочисленные финансовые нарушения при строительстве второй сцены Мариинки на сумму в 290 млн рублей.

Получившееся в итоге здание не понравилось петербуржцам, которые в петиции о его сносе писали, что «в сердце города разместили огромный сарай, назвав это театром». Критиковал и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: «Это всем нам очень большой урок. Здание действительно многим не нравится. Оно, на мой взгляд, никакое», — говорил он.

Мариинку-2 считают одной из самых дорогих площадок в мире и одной из самых уродливых. Гергиев прокомментировал недовольство горожан так: «Реакция части общества меня не удивляет. Мы не намерены вступать в полемику с теми, кто усиленно нагнетает ситуацию вокруг Мариинки-2».

Вторая сцена Мариинского театра могла пополнить список диссонирующих (то есть выбивающихся из пейзажа и теоретически подлежащих реконструкции, а то и сносу) объектов Петербурга, но от этой участи ее спасли, несмотря на разногласия, в питерском Заксобрании.

Новая сцена Мариинского театра. Фото с официального сайта

Новая сцена Мариинского театра. Фото с официального сайта

Реставрировать основной зал Мариинского театра начали в 2017 году, тогда контракт на пристройку двух вспомогательных корпусов и реконструкцию концертного зала получила компания Бориса Ротенберга.

Несмотря на то что изначально эти работы оценивали в 80 млн рублей, итоговая цена составила 303 млн.

В январе нынешнего года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти начал рассматривать иск компании «Единый заказчик в сфере строительства» на 69,5 млн рублей к ООО «Трансепт групп» Бориса Ротенберга. Предмет спора — тот самый подряд на реконструкцию Концертного зала Мариинского театра и пристройку к нему двух вспомогательных административно-бытовых корпусов за 303,89 млн рублей. Заказчик просил взыскать с «Трансепт групп» 53,89 млн рублей за невыполненные работы, 9,17 млн рублей неотработанного аванса и 6,45 млн рублей неустойки.

«Трансепт групп» заявила встречный иск, взыскивая с госзаказчика остаток оплаты за свою работу — 9,17 млн рублей. Оба иска оставили без удовлетворения, «Единый заказчик» подал апелляцию, тяжба все еще длится.

***

Приход Гергиева в Большой пока скорее символичен. Реконструкцию театр уже пережил — раньше Мариинки. Кстати, его годовой бюджет раза в два больше тех средств, что казна выделяет детищу Гергиева.

Что до идеи объединения площадок под одну дирекцию, то, как бы ни отрицали эту возможность чиновники, перспектива вполне реальна. Помимо единоначалия и отсутствия всякого вольнодумства, она, вероятно, будет оформлена рачительно и с точки зрения бюджетирования. Ведь финансирование Большого прописано в бюджете отдельно и не зависит, в отличие от Мариинки, от субсидий Минкульта. Как только идея объединенной дирекции будет реализована, можно быть уверенными: нетривиальное учреждение, символ империи, получит исключительный хозяйственный статус.

Так что маэстро имеет шанс стать фигурой административно равной министру — и совершенно от него не зависящей.

* Внесена Минюстом в реестр «иноагентов».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow