ИнтервьюКультура

«И в этом чудовищном мире можно увидеть красоту»

Художник и психиатр Андрей Бильжо — о народе, которого не существует, депрессии, внушаемости и невозможности договориться

«И в этом чудовищном мире можно увидеть красоту»

Андрей Бильжо. Фото: mktravelclub.ru

Бильжо — известный художник. Но, кажется, он так и не изменил своей первой профессии психиатра. Просто профессия исследователя особенностей психического мира современника трансформировалась в художественное пространство.

— Чем бы я ни занимался, ты знаешь, что я «лезу» в разные области творчества… Не люблю это слово. Много пафоса. Но это же всё «Я». Веточки одного дерева Бильжо. Я человек рефлексирующий, чувствительный, склонный к воображению, фантазиям, самоедству… такой художественный тип личности.

— Не вижу пока, где здесь психиатрия?

— А психиатрия — часть медицины, как раз художественная. Когда я поступил в медицинский институт, быстро понял, что никогда не стану хирургом. Я долго не смогу решиться ампутировать ногу пациенту, когда это необходимо. Мне будет жалко человека. А пока буду думать, ему нужно будет ампутировать уже две ноги. Другое дело — психиатрия. Там нужно подробно описать историю болезни, необходимо чувствовать пациента — как и художнику. Психиатр, как и художник, обязан быть внимательным: подмечать, как выглядит, как двигается, как говорит его пациент. Тут все важно: мимика, интонация, манеры. В психиатре есть что-то от писателя. Он пишет истории болезни и жизни пациента литературным языком. Порой это напоминает повесть или роман.

Поэтому психиатры легко могут поставить «диагноз» тому или иному литературному персонажу, сделать заключение о его структуре личности, который описан писателем.

— Здесь было бы правильно вспомнить точные саркастические диагнозы доктора Чехова, называвшего медицину «законной женой», а литературу — «любовницей». В «Случаях Mania grandiosa» он объяснял причину многих психических заболеваний вредом, который цивилизация нанесла человеку.

Но скажи, психиатр входит в мир своего пациента, чтобы представить себе… что там происходит? И не опасно ли ставить себя на его место?

— Это зависит от структуры личности, в данном случае — психиатра. Но лучше этого не делать. Есть, например, такое понятие «эйдетик». Человек с особым зрительным воображением. Я такой. Ты мне можешь сказать: «Розовый слон с двумя головами», — и я тут же воочию его представляю. Когда рисую, мне не надо делать предварительные эскизы: вижу заранее картинку во всех подробностях. Но надо уметь себя контролировать. Будучи столь впечатлительным, представь только, если буду видеть всё, что говорит мне бредовый больной?

Из серии «Надежда». Работа Андрея Бильжо

Из серии «Надежда». Работа Андрея Бильжо

— Вот и я про эту опасную впечатлительность. Евгений Евстигнеев был эйдетиком — и умер, когда во всех подробностях представил себе свою предстоящую операцию.

— На первом курсе мне приснился сон, будто я присутствую на вскрытии собственного трупа. Запомнил его детально. Я был и среди студентов, и в качестве экспоната, который вскрывали. Когда мне говорят о чем-то неприятном, то, к сожалению, представляю все это «в красках». Контролировать себя не всегда получается. Поэтому не люблю страшных историй.

— В ситуации глобального стресса, который мы сейчас переживаем, психиатру легче справляться с депрессией, со стрессом? Или нет?

— Про всех психиатров не знаю. Я способен понять, что со мной происходит, но помочь себе вряд ли смогу. Могу поставить себе диагноз, что у меня реактивная депрессия, почему я так переживаю. Могу рекомендовать себе: не надо делать того, сего, пятого-десятого. Так же, как советую другим: не смотрите часто новости, займитесь творчеством и т.д. Собственно, я это делаю, погружаюсь в творчество, но справиться со своим состоянием порой трудно.

— Знаю, что в какой-то момент ты открыл «окно помощи» для людей, оказавшихся в беде, для беженцев. Тебе звонили днем и ночью. Какая история запомнилась?

— Как тут выбрать, когда столько трагедий. Мои консультации длились примерно четыре месяца. Вначале разговоры продолжались по пять-шесть часов в день. Морально очень тяжело. Потом друзья порекомендовали психиатра и психолога, которые приняли участие в консультациях-беседах. Звонили из самых разных географических точек. Истории — одна другой драматичней.

Один молодой человек из Москвы советовался, как достучаться до мамы — убедительной сторонницы СВО. Он говорил, что находится на грани срыва. Дома настоящая война.

— Довольно типичная история. Что ты ему говорил?

— То, что говорю всегда: «Не пытайся спорить, доказывать свою точку зрения тому, кого любишь, с кем тебя многое связывает, кто для тебя важен. Ничего не докажешь, но можешь разрушить эту хрупкую связь.

Можно просто обнять и сказать: «Мама, я тебя очень люблю. Давай, не говорить на эту тему, побереги себя и меня». Такое чувственное, тактильное отношение.

— После того как тебя проклинают, это трудно сделать.

— Конечно. Но попробовать можно, сломать непримиримую правоту, сделать первый шаг. Иначе разрыв превратится в пропасть. Во многих случаях это помогало. Потом люди звонили: «Как-то стало легче». Но не всегда и это срабатывает. Тот молодой человек много раз подходил к маме, пытался наладить тактильную связь. Но мама отказывалась его слушать, несмотря на то, что была психологом по профессии. Она хотела ему доказать, что он неправ. В конечном счете закончилось тем, что он совершил попытку самоубийства и оказался в Институте Склифосовского. К счастью, остался жив. Но, в общем, трагическая история. После этой истории мама немного смягчилась.

Из Мариуполя написала женщина, что очень хочет со мной поговорить по телефону, но не сейчас, потом. Потому что все, что у нее осталось от той жизни, которую она прожила, это бельевая прищепка, которая у нее в кармане. Ни дома, ни вещей, ни мужа. Поэтому на выставке в Турине и в Риге мои картинки висели на бельевых деревянных прищепках.

Из серии «Надежда». Работа Андрея Бильжо

Из серии «Надежда». Работа Андрея Бильжо

— Известно, что в мировой истории, даже с учетом предыдущих войн, не было пропаганды такой силы и охвата, способов манипулирования людьми, их мнениями о происходящем. Да, люди манипулируемы, но в разной степени. Кто поддается этому воздействию особенно и почему?

— Известна статистика, которая распространяется на разные страны. Цифры могут колебаться, но если вы наберете в поисковой строке слово «гипнабельный», то есть подверженный гипнозу, или, иначе говоря, внушаемости, то цифры будут порядка 85–87% поддающихся. Однако степень внушаемости разная: процентов 15–20 — легко и быстро поддающиеся: с высокой степенью гипнабельности, кто-то — в меньшей степени.

Остается в среднем от 13% до 17% людей, которые не поддаются внушаемости, способных анализировать информацию. Это не всегда зависит от уровня интеллекта, и с этим довольно трудно справиться.

Помнишь эффект Кашпировского, когда все в зале были подвержены гипнозу? Это значит, что к гипнотизеру на сеанс приходили те, кто уже априори верил этому человеку.

— Можно уточню? То, что на бытовом языке называется «массовый психоз»? Я прихожу в зал, где все начинают раскачиваться… То же происходит сегодня в самых разных точках мира, и толпа поднимается по видимой или невидимой команде. Есть же известные психологические опыты, когда человек уверенно называет черное белым вслед за другими.

— Это более сложные процессы. Если ты не подвержен влиянию, можешь не поддаться массовому гипнозу и уйти. Просто мы говорим о людях, которые готовы и открыты в силу целого ряда причин внушению.

— Насколько в человеке велика способность самообманываться и жить в мире, придуманном другими, и бояться из него выйти? Вот, например, все говорят: «Не смотрите телевизор, есть же ютуб». Но люди туда не идут.

— Здесь мы не обойдемся без классификации, к которой я стал прибегать, потому что меня стало раздражать, когда говорят про народ вообще, про пропаганду… Ну да, мощная пропаганда. Но, во-первых, «народ» — это какое-то литературное понятие. Когда я занимался юношеской психиатрией, подростками, меня бесило слово «молодежь». Я пытался объяснить обывателям, что нет никакой молодежи. Кого вы имеете в виду? Возраст? Например, считается началом подросткового — 11–12 лет, а французы считают, что юность заканчивается в 35. Поэтому, кстати говоря, в Советском Союзе до 35 можно было вступать в молодежную организацию. Поэтому я спрашиваю: «Вы имеете в виду 12-летних или 25-летних?» И ведь 12-летние и 13-летние дети отличаются от 14-летних и 15-летних.

— В Японии, кстати, рейтинги фильмов и аниме жесточайшим образом регламентируются. Более того, есть адресация: для девочек 11–12 лет, для мальчиков — 13–14.

— Это уже гендерная градация. Но в первые годы жизни каждый год — переломный, а то и каждый месяц, когда ребенок или подросток может измениться.

Теперь возьмем социальный статус. Это человек, живущий в городе или в деревне? К какой культуре он относится, к какой народности? Это мальчик, который читал? Папа его алкоголик или его мама и папа профессора, переводчики с других языков?

Я знаю мальчика, который, окончив школу, говорил на восьми языках. Вы имеете в виду эту молодежь? Вы имеете в виду студентов философского факультета или структурной лингвистики? Детей серийного убийцы? Я утрирую специально. Все они говорят на разных языках.

Есть язык субкультур. Вы изучали эти субкультуры? О какой молодежи вы говорите? Нет никакой молодежи. То же самое можно сказать о понятии «народ».

— А что есть?

— Есть люди с разным образованием, бэкгранудом. Но для меня как психиатра есть люди разной структуры личности. Все знают, что есть экстраверты и интроверты, есть чувствительные, есть рациональные, есть (обывательским языком говорю) ригидные — то, что мы называем «упертые», есть гибкие, ну и т.д.

Нас с тобой, когда мы говорим об отношении к тому, что происходит, интересует так называемый конформный тип, иначе говоря — конформисты. Это тип человека, который не хочет не только участвовать в том, что происходит, но даже думать об этом. Ему удобно и хорошо, он изменится, когда изменится ситуация. В этом смысле я рекомендую к просмотру фильм 1971 года «Я и другие» про эксперименты доктора психологических наук Валерии Мухиной. Я был с ней знаком.

Она занималась конформным типом: как меняется человек, который не хочет вступать в конфликт с обществом, с ровесниками — себе подобными. Там много примеров, как меняется человек, взрослея, когда уже с детского сада проявляется этот конформный тип. Например, детям дают попробовать соленую кашу. Им говорят: «Сейчас зайдет Сережа, он тоже попробует кашу. Но сначала вы попробуете и скажете Сереже, какая каша сладкая». Сережа морщится и говорит: «Каша сладкая». Сережа маленький, он соврал. А когда заходит Сережа, которому 25, а все говорят, что две пирамидки белого цвета, хотя одна белая — другая черная, Сережа повторяет за другими: «Обе белые». То есть в буквальном смысле черное именует белым.

— Это страх оказаться белой вороной.

— Да, это и есть конформный тип, и он всегда есть, и процент его приблизительно одинаковый.

— Таких людей обвиняют в малодушии и равнодушии.

— Нет-нет. Конформный тип — именно нежелание вступать в конфликт. Равнодушие — это уже эмоциональная сфера. Другое дело, что есть механизм вытеснения, то есть мозг бережет себя, и если что-то страшное, не хочет об этом думать. Как Скарлетт из «Унесенных ветром»: «Не буду думать об этом сейчас. Подумаю об этом завтра». И здесь

надо сказать о группе пожилых людей. Если они представят себе, что идеи, ради которых они жили, рушатся, это значит, что жизнь была бессмысленной. Это страшно, это инфаркт. Поэтому шторка опускается: «Я не хочу в это верить».

Моя бабушка, отсидевшая 8 лет в АЛЖИРЕ — Акмолинском лагере жен изменников Родины, считала Сталина убийцей, Брежнева — идиотом. Но на столе у нее стоял бюст Ленина. И я, противный подросток, пытался что-то доказывать моей бабушке. Она говорила, что я идиот. Когда бабушка умерла, а я стал взрослее, я понял, что если бы она разочаровалась и в Ленине, то вынуждена была бы себе сознаться, что вся ее жизнь, пронизанная идеями коммунизма, бессмысленна. Все, что осталось у меня от бабушки — это бюст Ленина.

— Собирающие мнения, предпочитают делить людей по горизонтальному принципу: молодые, старшее поколение. Это стереотипы?

— Да. Правильнее говорить, что у нас примерно 87% людей, подверженных пропаганде, и там есть ядро — процентов пятнадцать…

Из серии «Надежда». Работа Андрея Бильжо

Из серии «Надежда». Работа Андрея Бильжо

— Но это же не только у нас, это, наверное, во всем мире так?

— Да, это человеческая категория. Но у разных народов своя история, свой опыт, естественный и искусственный отбор, поэтому цифры колеблются.

— У пропаганды есть накопительный эффект.

— Верно, если 20 лет тебе будут повторять одно и то же… Про это же андерсеновский «Голый король». Если человеку постоянно твердить, какой он красивый, умный, то он может поверить в это. Итак, есть подверженные внушению (большой процент), есть конформисты, зависимые от обстоятельств и личных интересов, есть неподдающиеся и есть те, кто вытесняют нежелательную информацию. Эти группы пересекаются, перекрывают частично друг друга.

— В самой власти для многих есть харизма силы.

— Сейчас на меня набросятся женщины, но это так: есть довольно много представительниц слабого пола, для которых обаятельна и притягательна сама власть: человек, наделенный властью, кажется сексуальным, мужественным. Не так важно, какой он на самом деле. Это необъективное, слепое чувство.

— Но среди способных к критическому анализу тоже разные группы. Те, кто незаметно протестует, сидя на диване, продолжает жить своей жизнью, и те, кто выходит на одиночные пикеты, уезжают.

— Существуют люди со «сверхценным отношением» к тому или иному явлению. Когда идея захватывает, становится основной в жизни, можно и жизнь отдать за идею. Эти имена мы знаем.

— Есть ли способы выравнивать эти контрасты, границы между социальными группами? Сегодня эти контрасты — основа взаимного недоверия, вражды и ненависти.

— Хочу оговориться. То, что я рассказываю, схематично и условно, все значительно сложнее, нет черного и белого, есть тысячи оттенков серого.

Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что человек вообще мало чего знает, в том числе про себя. Когда меня просили в разных интервью объяснить поведение того или иного известного человека, я говорил, что не могу этого сделать, потому что не знаю до конца, почему так. Мы и себе — если начнем анализировать — не всегда объясним, не всегда ответим на вопрос: кто мы, почему так поступаем.

Дело в том, что есть причины, по которым тот или иной человек в предложенных ему обстоятельствах становится таким, какой он есть. Например, агрессивным — в соцсетях или в реальности. Какой мотив? Правда ли, он так свято верит в то, о чем он говорит или кричит? Или хочет сделать так, чтобы его заметили, про него заговорили?

Я знаю разные психотипы — и как в той или иной ситуации поведет тот или иной человек. Мы все акцентуированы: кто-то больше истерик, другой — больше шизоид. Давно описаны реакции тех или иных (или смешанных) психотипов на тревожные события. Это называется «декомпенсация».

— Понимаю. Но силы зла, объединенные ненавистью, обычно монолитны. Их не интересует, насколько справедлив или нет их выпад, призыв. А в демократической части общества всегда разноголосица, каждый за себя — и все вместе друг друга не любят. Хотя консолидация была бы спасительной.

— Когда мы говорили о группе внушаемых, которых 87%, там были разные градации. Но еще больше разрыв мнений среди оставшихся 13% (условные цифры) тех, кто способен анализировать то или иное явление и т.д. С каждым из них труднее договориться, чем с большинством, согласным с любым цветом пирамидок.

Андрей Бильжо. Фото: mktravelclub.ru

Андрей Бильжо. Фото: mktravelclub.ru

— Таким образом, подобное меньшинство всегда уязвимо, всегда проиграет? В том числе лидеры мнений.

— Всегда. Людям же проще объяснять поведение других, исходя не из стремления понять… а как бы поступили они. Человек пытается объяснить сложные явления, поведение других простым способом. Например, им заплатили. Или власти хотят. Один водитель рассказывал про результаты матча: мол, одной команде заплатили деньги, вот она и пропускала голы. Так проще.

Лидеры мнений, о которых ты упомянула, не могут договориться, потому что каждый из них — яркая личность, он не хочет уступить другому в своих идеях. Он убежден: то, что он рекомендует, это правильнее.

— А разве среди качеств яркой личности не должна быть способность услышать другого? Оценить здравую идею?

— Если среди этих условных индивидуальностей появится хотя бы один такой — все получится. Но он может и не появиться.

А договариваясь, каждый должен наступить себе на какое-то больное место. Уступать вообще сложно. Яркие лидеры стали такими именно потому, что они такие ригидные, не уступающие.

— Перпендикулярные.

— Мы же знаем, что произошло с Арабскими Эмиратами. Только в 50-е там обнаружили нефть, и уровень жизни хотя бы немного начал подниматься. Но в конце 60-х шейхи договорились друг с другом, несмотря на территориальные взаимные претензии.

Читайте также

«Сегодня жестокость, увы, — бытовое понятие»

«Сегодня жестокость, увы, — бытовое понятие»

Известный социолог Виктор Вахштайн* — о «сообществе судьбы», пути в западню, «людях» и «нелюдях», недоверии, чувстве вины и других проблемах расколотого общества

— Не сосчитать, сколько людей находятся сегодня в патовой ситуации. Они оказались перед выбором, за которым следуют проблемы: личные, социальные встряски и кризисы. Где находить резервы, чтобы не выживать, а попытаться, не теряя себя, обрести хотя бы какое-то согласие с собой.

— Это очень сложно. Я сам переживаю разные сложные периоды в своей жизни. Но все-таки вот этот опыт психологического общения… человек двести у меня было…

— То есть и для тебя это была какая-то терапия?

— Ну конечно. Прежде всего — чем-то заниматься. Кроме основной работы, если она есть, если ты ее не потерял, заниматься посильной помощью тем, кому хуже. Но еще, простите меня, — творчеством. Мне возражали: «Да какое творчество? Я никогда не писала ничего». Я настаивал: «Каждый день старайтесь написать от трех до пяти абзацев про все что угодно».

— Про то, что с вами происходит?

— И про то, что вас окружает, про то, что вы чувствуете. Да хотя бы про то, что перед глазами. Вот диван, напишите короткую историю про диван, про стул, облака. Пройдет неделя — вы почитаете и скажете: «Ни фига себе, как классно я пишу!» Потому что, когда вы пишете, вы концентрируетесь на деталях, вы уходите из действительности, ныряете в другое пространство. Это ценный и обогащающий момент переключения. Общение, безусловно, с теми, кто вам близок, симпатичен, приятен, — тоже суперважно.

А вопрос, следить ли за новостями — сложный. Думаю, что следить необходимо, но в меру. Мы живем в сложный, страшный период, но наша жизнь уже другой не будет. И в этом страшном, чудовищном, несправедливом и жестоком времени можно увидеть красоту.

Человеческих поступков. Новых стран, в которых вы вынуждено оказались. Новых встреч.

И очень важно не зацикливаться на мелочах в отношениях с близкими людьми, не цепляться, не переносить на других ту большую, глобальную беду, которую вы переживаете. Например, не приставайте к сыну или к дочери по мелочам: что не помыла тарелку, разбросала вещи. Важная тема, которая у меня во всех беседах проходит красной нитью: будьте для своих детей, особенно подростков, мамами, которые любят, а не воспитывают. Если вы задумаетесь, большинство из нас предпочитают роль воспитателей. А дети сегодня особенно уязвимы, нуждаются в нашей любви и поддержке.

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow