СюжетыОбщество

Ума «пилорама»

Москвичи организовали в Приморье очередной цифровой сервис, который не работает. А до этого — много где еще

Компания «Цифровое Приморье», оператор недавно попавших под санкции платных парковок во Владивостоке, снова стала источником скандала. Более 30 так называемых «умных остановок» во Владивостоке — под угрозой демонтажа. Дело в том, что «приморская» компания с интересной московской родословной не заплатила генеральному подрядчику, а тот, в свою очередь, не расплатился с десятком субподрядчиков, которые стоят с протянутой рукой — кто на пороге ЦП, а кто уже и в суде. И вполне вероятно, что пассажирам скоро придется ждать автобуса буквально под открытым небом. И все бы ничего, если бы корни «Цифрового Приморья» не вели к влиятельным федеральным бизнесменам, которые занимаются одним и тем же в разных регионах.

Умная остановка во Владивостоке. Фото: Антон Иванов / ТАСС

Умная остановка во Владивостоке. Фото: Антон Иванов / ТАСС

«Умные остановки»

Это один из 30 сервисов, которые компания «Цифровое Приморье» запустила вместе с администрацией города. В каждом из полусотни (такую цифру называла мэрия) павильонов кроме, собственно, крыши, стенок и лавочки, что для Владивостока уже немало, должны были оказаться интерактивные экраны, а на них — и наглядная карта города с перемещающимися в режиме реального времени автобусами, и информация для туристов, и табло со временем прибытия транспорта, и бесплатный Wi-Fi, и USB-разъемы для зарядки телефонов, и «экстренная кнопка» «112». Планировалось, что они запустятся до конца весны 2022 года. В мае во Владивостоке мэрия выставила на торги одним лотом 30 остановочных павильонов, в которых планировалось запустить мелкую торговлю, и в некоторых она даже началась. Всего же в регионе «умных остановок» планировали поставить 87, каждая стоит более 2 миллионов.

Об «умных остановках» вещали долго и преимущественно с восторгом. Даже планировали организовать в 30 из них торговлю продуктами питания (сэндвичи, соки, кофе) — заработало только 11 точек.

Сейчас около десятка компаний, работающих «на проекте», оказались без денег, потому что с ними не рассчитался генподрядчик «Брейн Хаус», а ему не дало денег «Цифровое Приморье» (ЦП). Которое, кстати, отчитывалось все последние месяцы о прекрасной собираемости «дани» с платных парковок (то есть деньги вроде есть).

На прошлой неделе, по данным наших источников, руководство ЦП получило ультиматум от мэрии: уже установленные павильоны надо либо оплачивать, либо демонтировать и отвезти на склад временного хранения. Срок уже вышел. Пока тишина…

Деньги и остановки

Подряд на установку 87 (кстати, сначала говорили о 88, потом одна куда-то делась) «умных остановок» в четырех городах Приморья, 282 миллиона рублей, без боя отдан ноунейму — убыточному в 2020 году ООО «Брейн Хаус», тоже из Москвы. При этом нигде они не «светятся», даже в местных СМИ о них не пишут.

«Умные остановки» выполнены по типу и схемотехнике «теплых остановок», которые уже в 2020 году ставил «Ростелеком». Только эти — открытые и в два раза дороже. В 2021 году был дан старт производству павильонов, но уже в августе 2022-го появились новости о том, что «из-за санкций» работы приостановлены. Смонтировали 12 остановок вместо 87 (10 в Уссурийске, две — во Владивостоке) и решили сосредоточиться хотя бы на столице региона.

Кстати, даже те, что смонтировали к августу, не подключили к электросетям, так что «ума» этих павильонов пассажиры не увидели. Кое-где «умные» остановки поменяли на «глупые». Тогда же администрация города рассказала о смене подрядчиков на приморских.

Источники «Новой», хорошо знакомые с ситуацией, говорят: «Брейн Хаус» удержался. Сменились субподрядчики.

«И — главное — денег за остановки от «Брейн Хауса» местные подрядчики так и не увидели. Общая задолженность — более 50 миллионов рублей. Но в суды идут пока немногие. Не верят, что «Цифровое Приморье», компания с такой государственной поддержкой, может «кинуть». ЦП не платит «Брейн Хаусу», те, в свою очередь, не платят местным», — говорит источник.

Арбитражный суд Приморского края в июне частично удовлетворил иск индивидуального предпринимателя Борисова Вячеслава Анатольевича — постановил взыскать 10 283 000 рублей задолженности по трем договорам подряда (плюс 73 467 рублей госпошлины): за работы по обустройству подгорной стены и фундамента на остановках в Уссурийске и Владивостоке. Сейчас идет еще одно заседание, где истцом выступает ИП Борисов, а ответчиком — «Брейн Хаус», сумма требований — еще почти 4 миллиона рублей.

Также в арбитраж пошел «Порттелеком», 8 сентября выиграл одно дело по долгам за услуги связи — 352 тысячи (то есть даже такую в сущности «мелочь» — и то не платят). И 6 октября — еще одно выигранное в первой инстанции дело, на 505 тысяч. За «монтаж электрического кабеля воздушным способом от точки энергоснабжения… до [распределительного щита] в помещении остановочных павильонов сервиса «умная остановка» информационной̆ системы «Цифровое Приморье» в г. Владивосток». Стоимость работ — 6 480 000 рублей, оплачены из них оказались не все.

И ведь понятно, что у «Брейн Хауса», которое выбрали для работы с остановками, своих денег нет. Средства им должна давать компания «Цифровое Приморье», концессионер.

Фото: соцсети

Фото: соцсети

Что такое «Цифровое Приморье»

Компания «Цифровое Приморье» зарегистрирована в январе 2020 года. Как раз после того, как в 2019 году на Восточном экономическом форуме договорились о создании сети платных парковок. В целом это предприятие сосредоточено на создании и обслуживании сервисов, связанных со сбором, хранением, обработкой и передачей цифровой информации. Сейчас таких сервисов, судя по сайту компании, три десятка, а именно:

  • «единая карта учащегося»,
  • «карта приморца»,
  • «умные» светофоры,
  • платные паковки,
  • уличное видеонаблюдение,
  • весовой контроль,
  • этноуроки,
  • школьное питание,
  • мониторинг транспортных потоков и многое другое.

Если вкратце, особых восторгов работой этих предназначенных для граждан инструментов не слышно.

Сегодня гендиректором ЦП записана юрист Наталья Лагутина, а до 6 февраля с.г. управлял фирмой Сергей Кушнырь. Он бывший депутат заксобрания Приморья от ЛДПР, но известен не своей скромной политической карьерой, а бизнесом. Так, в частности, до 2022 года Кушнырь работал операционным директором строительной компании «Мирах», которая возводила и возводит дома в Уссурийске и Владивостоке. А еще раньше создал приморский бизнес-поисковик IPrim, руководил и руководит рекламными компаниями, по которым его и знают. Фактически он отвечает за получение рекламных денег.

Сергей Кушнырь. Фото: zspk.gov.ru

Сергей Кушнырь. Фото: zspk.gov.ru

Но вообще-то ООО «Цифровое Приморье» — это не уникальная приморская история, в которую вмешались москвичи, увидевшие в регионе поле возможностей для развития цифровых сервисов, улучшающих жизнь граждан и помогающих властям. Это скорее «большая пилорама», которая дошла и до восточных окраин страны.

Откуда ноги растут

В прошлом в числе учредителей ЦП значились приморское ООО «Вега» (рекламная кампания еще одного депутата от ЛДПР Елены Викдоровой) и Любовь Бабаева. Последняя в крае известна как директор и учредитель бизнеса, связанного с добычей полезных ископаемых, лесозаготовкой, ресторанами. Но главное, кто там сейчас главенствует.

А сейчас главенствуют учредители «Цифрового Приморья» — московские ООО «УК Дальневосточный фонд высоких технологий» (с которым все более или менее понятно: его «родители» — ВЭБ РФ и УК Роснано) и ООО «Бонас».

Учредителями «Бонаса» являются уже известный нам Сергей Кушнырь и Анастасия Олеговна Никонова — дочь бизнесмена Олега Бадеры и учредитель 12 организаций разного профиля, связанных с папой. В частности, ООО «Бонас», ООО «Бонн», «Аргус» и так далее.

А вот Бадера — это по-настоящему крупная рыба, которая крохами сыта не будет. 56-летний уроженец Керчи, с 2017 года — генеральный директор ЗАО УК «Интеллектуальный город». Бывший советник замминистра транспорта РФ. С 2005 по 2007 год — главный конструктор Комплекса автоматизированного управления дорожным движением в Москве. С 2002 года — председатель правления ГК VessoLink, которая в свое время была первым российским коммерческим оператором пейджинговой связи. На основе разработанной «ВессоЛинком» информационной системы впоследствии заработал сервис «Пробки в Москве», будущие «Яндекс.Пробки».

Олег Бадера. Фото: Дмитрий Ефремов / ТАСС

Олег Бадера. Фото: Дмитрий Ефремов / ТАСС

«Цифровое Приморье» — совместное предприятие «ВессоЛинка» и Дальневосточного фонда высоких технологий. Последнее — это инвестфонд, созданный в 2018 году фондом развития Дальнего Востока, РОСНАНО и Российской венчурной компанией. «Инвесторами проекта [ЦП] выступили ДФВТ и частная Группа компаний «ВессоЛинк». Общая сумма инвестиций в проект составит более 5 млрд рублей, включая банковское финансирование, в течение срока действия концессионного соглашения — 12 лет», — сообщали в полпредстве.

Условия концессии — в открытом доступе. Соглашение заключено без конкурса в марте 2021 года и на 12 лет. Концессионер заплатил в бюджет города единовременную концессионную плату — 1000 рублей. И будет платить 15% от суммы дохода от платных парковок ежеквартально. По условиям концессии, срок создания и ввода в эксплуатацию всего объекта (всех сервисов ЦП) — 12 месяцев с даты подписания соглашения. То есть 12 апреля 2022 года все уже должно было заработать.

Ну, допустим, платные парковки запущены только в ноябре, а с остановками до сих пор беда.

Почти 3 миллиарда привлечет концессионер, позже на него ляжет модернизация сервисов. Край — 1,8 миллиардов, 650 миллионов — Владивосток, 201 — Уссурийск, 162 — Находка, 159 — Артем («города присутствия» ЦП). То есть, если вчитаться в документы, удовольствие для бюджета не бесплатное. Более того, концессионер получает из бюджета компенсацию издержек и прибыль — 20% от стоимости затрат на создание и эксплуатацию системы. Это почти 7,1 млн.

ЦП — лишь одна из многих подобных компаний в разных точках страны, ведь (цитируя сайт «Деловой России», где Бадера входит в генсовет) «приоритетным направлением для ГК «ВессоЛинк» является внедрение в регионах Российской Федерации проекта «Цифровой регион» на основе государственно-частного партнерства (концессионного соглашения) в рамках программы «Цифровая экономика» с учетом принятых федеральных стандартов».

Парад недовольных

А что же там за федеральные стандарты? Может быть, это какая-то сугубо региональная проблема Приморья, а у других все работает? Может быть, не надо грешить на уважаемых московских людей?

«ВессоЛинк» с этого года работает в Севастополе. Там граждане жаловались, что не получается заплатить за парковку вообще никак. Вернее, деньги отправить — получается (через СМС там или паркомат), но вот оплата не проходит. А это автоматически означает штраф. При этом концессионный договор на 12 лет правительство Севастополя с «ВессоЛинк» заключило еще в 2016-м. В систему электронной фиксации нарушений ПДД и оборудования платных парковок сразу было вложено 900 миллионов рублей. 25% от всех штрафов и платежей за парковку забирало ООО «Безопасные дороги Севастополя».

По поправкам в этот договор все затраты на камеры (включая кредит) компенсирует городской бюджет. Забавно, что во Владивостоке, например, ЦП получает аж 85% от всех «парковочных сборов».

Владивосток. Платная парковка. Фото: соцсети

Владивосток. Платная парковка. Фото: соцсети

Всего же в Севастополе на платные парковки и видеофиксацию выделили почти 6 млрд рублей, в Крыму — 7,2 млрд (на полуостров тоже зашел «ВессоЛинк»).

Или вот Ростовская область, где «дочка» «ВессоЛинка» также организовывала платные парковки (конкурс проводили даже не на «Госзакупках», а на сайте администрации). На паркоматы жаловались, а сейчас они вообще отключились из-за санкций.

Полгода ГИБДД, концессионер и администрация города не могли договориться и принять соответствующие нормативные акты, а из-за этого даже нельзя было законно выписывать штрафы.

А в Костроме люди жалуются на работу системы оплаты проезда в общественном транспорте (ее выстраивало «Аргус сервис», компания Бадеры-Никоновой): с банковских карт идут странные списания, система «бесплатных пересадок» не работает, пенсионерам не засчитываются льготы и так далее.

Даже однокурсник Путина их не победил

Вообще забавно, что всюду заходят только структуры, которые замыкаются на одного человека. Можно подумать, никто больше не в силах организовать хотя бы плохонькую сеть платных парковок.

Так, в иске к Минэкономразвития представители компании «Интегралинвест» просили признать концессионное соглашение ничтожным и обязать министерство экономического развития Приморского края провести конкурс на официальной̆ электронной̆ площадке www.torgi.gov.ru. Третьим лицом как раз привлекли ЦП, которое реализовывает концессионное соглашение, на этапе создания объекта оцененное в 4 791 652 047 рублей и увеличенное после переговоров до 5 047 452 233. Дело рассматривал с мая 2021 года арбитражный суд Приморского края.

«Заявитель полагает, что министерство нарушило порядок применения норм концессионного законодательства, незаконно отклонило заявку ООО «Интегралинвест» о готовности к участию в конкурсе на заключение Концессионного соглашения, не имело правовых оснований для принятия решения об осуществлении процедуры заключения Концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой̆ о заключении Концессионного соглашения без проведения конкурса», — писал истец. Который в итоге ушел несолоно хлебавши.

А истец-то непростой, с интересами на Дальнем Востоке. «Интегралинвест» напрямую связан с петербургским бизнесменом Виктором Хмариным, о котором еще в 2013 году «Форбс» писал как об однокурснике Владимира Путина (это подтверждал и Дмитрий Песков) и супруге двоюродной сестры президента Любови Кругловой.

Виктор Хмарин-младший. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Виктор Хмарин-младший. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Сын Хмарина, Виктор, кстати, возглавил в 2020 году «Русгидро». Более того, Хмарин-старший, будучи председателем попечительского совета Союза землеустроителей России, разрабатывал стратегию сопровождения программы «Дальневосточный гектар» и лично сопровождал ее принятие Госдумой. То есть буквально: однокурсник Путина, не последний в России человек, «ВессоЛинк» победить не смог.

А в чем же схема

Работает это примерно так. Бадера со своими предприятиями «заходит» в регионы для создания цифровых сервисов. Без которых все мы просто умрем — ну куда же приморцы без «карты приморца» или «умных» светофоров, которые, мягко говоря, не особо умны.

Чиновники возразят (как уже возражала мэрия Владивостока, оправдываясь, почему 85% денег от платных парковок идет «Цифровому Приморью»): так ведь регион-то ничего не платит за создание этих великолепных цифровых сервисов, предприятие создает их за свои деньги! А вот и нет.

Ставят они все эти сервисы на условиях концессии — региону предстоит много лет выплачивать сумму, кратно превышающую фактические затраты.

Но и деньги «ВессоЛинк» вкладывает, конечно, не свои (откуда свободные 5 миллиардов?), а кредитные. Кредитует «Цифровое Приморье» аж целый АБ «Россия». Источник «Новой» в общем-то и называет выход на деньги этой близкой к руководству страны организации едва ли не единственной заслугой Олега Бадеры. Среди владельцев банка издание «Форбс» называет Юрия Ковальчука, Геннадия Тимченко, Алексея Мордашова, Сергея Ролдугина и других уважаемых людей.

Тот факт, кто кредитует концессионера, особенно нигде не подчеркивается, но особо и не скрывается. Так, в июне 2021 года председатель правительства Приморья Вера Щербина на ПМЭФ встречалась с руководством банка «Россия». Председатель правления Михаил Клишин тогда рассказывал: «Два года назад мы помогли реализовать аналогичный проект в Севастополе. Например, в рамках проекта сделали для горожан единую социальную карту».

Собственно, каждый раз это выглядит одинаково:

«ВессоЛинк» заходит в регион, договаривается с правительством о концессии. Создается ООО, где в учредителях кто-то от региона и кто-то от «ВессоЛинка». Ну точнее не кто-то, а всегда Анастасия Никонова.

Как правило, губернаторы от цифровых сервисов бесконечно далеки, поэтому можно напеть им в уши совершенно любые сказки о том, как чудесно работает то, что вообще не работает. Для закрепления полученного эффекта можно пообещать какие-нибудь «космопорты». Типа, прости господи, беспилотного аэротакси для доставки грузов из центра Владивостока в аэропорт. Бадера лично обещал губернатору Кожемяко, что Приморье будет первым регионом с таким аэротакси. «Здесь нужно и с законодательством работать, и поддерживать это направление деятельности, решать вопросы», — говорил он (а Кожемяко слушал и поручал заместителям «проработать возможность для реализации этой инициативы»).

Тоже, наверное, концессия будет.

Приморье

Читайте также

Евросоюз парковку перекрыл

Евросоюз парковку перекрыл

Во Владивостоке из-за санкций перестали работать паркоматы. Несмотря на это, с автомобилистов продолжают требовать деньги

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow