КомментарийЭкономика

Кому не поздоровится

Бюджет-2024: куда пойдут деньги и на ком правительство собирается экономить

Кому не поздоровится

Фото: Семен Лиходеев / ТАСС

Параметры проекта бюджета РФ на 2024 год опубликованы официально, и для того, чтобы кратко сформулировать основные приоритеты правительства, нужно посмотреть, на что будут увеличены расходы.

Из 6,4 трлн руб. прироста расходов федерального бюджета на 2024 год (+21% г/г) на «выполнение задач текущего времени» приходится 4,4 трлн, на нацбезопасность — около 0,2 трлн, и на процентные расходы выделено дополнительно 0,8 трлн. Таким образом, 83% в структуре прироста составят расходы, не связанные с гражданским сектором экономики.

Планируется рост социальных расходов на 1,2 трлн, что на самом деле является компенсацией нулевого прироста за 2022 и 2023 гг.

Расходы по другим статьям бюджета в совокупности не растут, что с учетом инфляции означает их резкое сокращение. Вот краткая характеристика бюджета на 2024 год.

Очевидные приоритеты

Внимательное чтение документа под названием «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» позволяет предположить, какую именно экономику планирует построить правительство, чтобы обеспечить «выполнение задач», поставленных политическим руководством.

Большинство комментаторов сосредотачивается на анализе параметров федерального бюджета, но с точки зрения макроэкономики более показателен консолидированный бюджет, т.к. он учитывает расходы субъектов/регионов и внебюджетных фондов.

Почему консолидированный бюджет дает более верное представление о приоритетах правительства? Например, расходы на здравоохранение только на 25% (1,6 из 6,7 трлн руб. общих расходов) формируются через федеральный бюджет. В то время как расходы на «выполнение задач» формируются из федерального бюджета на 100%, а расходы на «национальную безопасность» — более чем на 92%.

В целом же в соответствии с проектом бюджета на 2024-2026 гг. расходы консолидированного бюджета РФ в 2024 году могут вырасти на 13,9% г/г — до 68,7 трлн руб. по сравнению с ростом на 9,4% г/г в 2023-м и 17% г/г в 2022-м.

На чем правительство предполагает экономить?

Например, на том же здравоохранении. Федеральным бюджетом предусмотрен рост расходов на 10% за три года, но в консолидированном бюджете номинальный прирост расходов на медицину составляет 30%. Что такое 30% за три года?

Это почти на уровне инфляции, которая за два года уже превысила 20%, а учитывая инфляционный импульс, можно сказать, что никаких «дополнительных денег» в медицине не будет — будет оплачиваться то, что есть.

Фото: Сергей Булкин / NEWS.ru / TACC

Фото: Сергей Булкин / NEWS.ru / TACC

В то же время в 2024 году расходы по нацпроекту «Здравоохранение» будут урезаны на 10% — до 289,9 млрд рублей, следует из пояснительной записки к Закону о бюджете.

Больше всего — 25,5 млрд рублей — бюджет планирует сэкономить на борьбе с раком и модернизации поликлиник. Расходы по федеральному проекту «Модернизация первичного звена здравоохранения в РФ» сократятся на 14% по сравнению с 2023 годом — до 81,64 млрд рублей. Расходы по федеральному проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями» сократятся на 8% соответственно, до 147,4 млрд рублей.

Расходы на развитие детского здравоохранения сократятся почти вдвое — до 10,2 млрд рублей; на развитие первичной медпомощи — на 20%, до 7,7 млрд рублей.

Расходы на социальную политику составят 20,7 трлн руб. — плюс 29,6% с 2021-го, но… это около нуля в реальном выражении.

На экономику правительство потратит 8,9 трлн руб. — доля в общих расходах (12,9%) упадет до минимума с 2006 г. (12,4%) по сравнению с 14,6% в 2023-м, 15,2% в 2022-м и 15,4% в 2021-м.

Зато расходы на «выполнение задач» за три года планируется утроить, а расходы на нацбезопасность вырастут на 46%, т.е. в совокупности дадут почти 140% прироста, считая с 2021 года.

Получается, что правительство забирает деньги у «врачей/учителей», а также у «экономического развития»…

Не совсем, могло бы сказать правительство. С 2018-го по 2021-й расходы на экономику и инфраструктуру росли опережающими темпами (значительно быстрее инфляции), что и стало одним из главных драйверов выхода экономики из кризиса 2015–2017 гг.

А вот социальные расходы в реальном выражении резко сокращались с 2020-го по 2023-й — примерно на 28%, но в 2024-м они вырастут на 9% г/г, с учетом инфляции из-за предвыборных социальных расходов. (В целом же социальные расходы не изменились за 10 лет — они просто индексируются на уровне инфляции (нейтральный эффект).)

Это важный момент. До 2022 года правительство наращивало расходы на экономику, сохраняя расходы на социальную политику в пределах инфляции и придерживая расходы на «все остальное». Зато сейчас, скажет правительство, есть «промышленная база», которая и позволяет производить все необходимое для «выполнения задач».

Читайте также

Горе горючее

Горе горючее

Сдержать рост цен на топливо не удается: либо дорогой бензин, но выполнение планов правительства — либо дешевый бензин, но разорение нефтянки

Откуда деньги?

Однако «база» «базой», но нужны деньги.

Плановый рост расходов федерального бюджета РФ на 6,4 трлн руб. в 2024 году сам себя не профинансирует. Поскольку Минфин обещает свести бюджет с незначительным (в масштабах экономики) дефицитом в пределах 1,6 трлн руб., рост налоговой нагрузки неизбежен.

Откуда правительство планирует забирать деньги в первую очередь? С нефти, конечно же.

Минфин собирается собрать в 2024 году свыше 11,5 трлн нефтегазовых доходов, или почти по 1 трлн в месяц. Для сравнения: за январь–август 2023-го среднемесячный сбор составил около 600 млрд при среднем курсе 81 руб. за доллар.

Даже при курсе 100 руб. за доллар триллионные сборы с нефтегаза каждый месяц — очень оптимистичный сценарий при нынешней налоговой нагрузке.

Следовательно, налоговая нагрузка прямо или косвенно возрастет, а демпферы сократятся.

На какие отрасли возрастет налоговая нагрузка?

Как пишется в официальных документах, это т.н. «отрасли с устойчивой избыточной рентабельностью капитала вследствие благоприятной ценовой конъюнктуры», в которых имеется «высокий потенциал повышения справедливости распределения рентных доходов». То есть газ, нефть и горнодобывающая промышленность. Также прорабатывается комплекс мер по изъятию доходов у металлургов и производителей удобрений.

Эффектная модель

Какой вывод можно сделать из совокупности всех данных о бюджете, которыми мы располагаем, если смотреть на приоритет правительства «в динамике»?

Правительство на протяжении нескольких лет формировало значительную промышленную базу, которая, по его замыслу, позволяет резко нарастить расходы и производство в узкой группе отраслей. Для того чтобы обеспечить финансирование этого «кластера», оно консолидирует в своих руках максимум средств, которые можно изъять в первую очередь у тех секторов экономики, в которых «изъятие доходов» исчисляется триллионами, прогнозируемо, просчитываемо и не должно вызывать негативных социальных последствий (никому не жалко сырьевых олигархов). Также можно «нажать» и на такие сектора, где рост налоговой нагрузки или отмена льгот/бюджетных субсидий не повредит, по мнению правительства, инвестиционной активности. Можно сказать и проще — там, где деньги собрать легко, — их соберут, там, где их собрать труднее, — бизнесу предложат «инвестировать».

Фото: Алексей Андронов / ТАСС

Фото: Алексей Андронов / ТАСС

Идея здесь заключается в том, чтобы не тратить средства от продажи сырья «на экономику» вообще и, тем более, «не давать денег людям» (не увеличивать потребление», но вложить средства, полученные с сырьевого сектора строго в «обрабатывающую промышленность» (туда предполагается направить около 3,5–4 трлн руб. дополнительных расходов за три года).

Все остальные могут идти и зарабатывать на обслуживании этого сектора. А если кому-то будет не хватать заработанного — правительство подсказывает, где можно получить больше; на финансирование социальных выплат в связи с «выполнением задач» предусмотрено 3 трлн рублей.

План правительства выглядит очень эффектно, а вот в его эффективности нам предстоит убедиться на личном опыте.

Читайте также

Тихая революция Клаудии Голдин

Тихая революция Клаудии Голдин

Нобелевскую премию по экономике вручили «за изучение роли женщин на рынке труда»

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow