СюжетыОбщество

Морской убой

Прокуратура топит Международную федерацию транспортников. Это ставит под удар 200 тысяч российских моряков

Морской убой

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Российская Генпрокуратура объявила нежелательной организацией Международную федерацию транспортников (МФТ или ITF). Это решение лишило одного из главных инструментов по защите прав около 200 тысяч российских моряков, работающих по всему миру под удобными флагами. ITF, в которую через Европейский союз моряков входил и Российский профессиональный союз моряков, — это глобальное объединение профсоюзов. Ее офисы открыты в 14 крупных городах планеты, по всему миру работает 740 членских организаций. МФТ помогала морякам получать честно заработанные деньги, возвращаться домой, оказывала поддержку семьям. В общем, занималась полезным делом. Но так случилось, что МФТ не поддержала проведение специальной военной операции на территории Украины. И теперь, по мнению Прокуратуры РФ, деятельность организации «представляет угрозу конституционному строю Российской Федерации».

Как сообщают в Международной федерации транспортников, включение организации в список нежелательных будет иметь значительные последствия для 1,65 млн российских транспортников в составе членских профсоюзов. И особенно для 200 тысяч российских моряков, которые плавают на судах, «охваченных коллективными договорами, одобренными МФТ». Кроме того, любой моряк мог просто обратиться в федерацию и получить помощь.

Пресс-служба МФТ:

«С января 2022 года 11 405 российских моряков находились на судах, проинспектированных МФТ, причем инспекторы МФТ взыскали с этих судов почти 4 млн долларов США. МФТ продолжает относиться к российским морякам так же, как и к любым другим морякам, обращающимся к нам за помощью и поддержкой».

Вместе с тем федерация неизменно призывает прекратить … [специальную военную операцию] России в Украине.

«Фонд солидарности МФТ с украинскими транспортниками и их семьями используется исключительно в гуманитарных целях, а средства предоставляются независимым членским профсоюзам и морским благотворительным организациям. Мы по-прежнему солидарны с народами Украины, России и соседних стран, призывая к миру, диалогу и дипломатии», — отмечается в официальном сообщении международной федерации.

В МФТ входила и Европейская федерация транспортников. Она юридически независима, но там не сомневаются, что решение ГП РФ будет иметь последствия.

«По состоянию на 5 сентября 2023 года в ЕФТ входили следующие российские профсоюзы:

  • Российский профессиональный союз моряков (РПСМ);
  • Западно-российский профсоюз моряков и морских рабочих (ЗРПММР);
  • Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ)», —

сообщила Ливия Спера, сотрудница Генерального секретариата ЕФТ.

6 сентября железнодорожники подали заявление о выходе из состава европейской федерации. Два других профсоюза пока остаются ее аффилированными членами. При этом в ЕФТ напоминают, что в марте 2022 года вопрос о членстве российских профсоюзов решился в пользу последних — сошлись на том, что интересы работников надо защищать в любой стране.

Особенно решение Генпрокуратуры касается приморских регионов, где традиционно много моряков. Конечно, далеко не все они обращались с проблемами в Международную федерацию транспортников (собственно, из десятка опрошенных нами — никто). Кто-то отмечает, например, что основным защитником его прав является MLC, или Конвенция Международной организации труда о работе в морском судоходстве.

Но так или иначе, МФТ — крупнейшая и авторитетнейшая организация такого рода, и если что-то случается, то моряки туда и идут с претензиями.

Телефон Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков не умолкает. Люди обеспокоены. РПСМ помогал им списаться с судна и получить при этом зарплату, вернуться домой, в том числе в период пандемии. Некоторых вытаскивали из других стран после многомесячного заточения — МФТ приводит пример капитана танкера Stolt Groenland Александра Ростовцева, которого репатриировали из Южной Кореи. Он хоть и не был виноват, но провел там «в плену» три года после того, как в 2019 году на химовозе взорвался груз, свойства которого не были известны. Федерация предоставила моряку адвокатов, а те добились не только его освобождения, но и выплаты ему (и еще старпому и третьему помощнику) всего жалования.

Председатель Дальневосточного регионального отделения Российского профсоюза моряков Николай Суханов отказался комментировать решение Генпрокуратуры, отметив, что официальную позицию РПСМ представит на днях по итогам общего собрания в Калининграде. Письма во все инстанции — в Генпрокуратуру, МИД, правительство и пр. — написаны, назначены встречи.

Впрочем, предположил Суханов, это решение выглядит преждевременным. Ведь в отличие от СССР, где работало 17 крупнейших пароходств под красным знаменем, российские суда ходят по всему миру под удобными флагами. Ныне нежелательная МФТ и профсоюз с 1993 года обеспечивали гражданам России защиту. И даже Министерство иностранных дел РФ обращалось в эти организации за помощью.

Фото: Виталий Невар / ТАСС

Фото: Виталий Невар / ТАСС

— Только если считать по Находке, с 1993 года, когда РПСМ вошел в состав международной организации, благодаря нашей работе морякам вернули 22 миллиона долларов США. Это зарплаты и компенсации, — говорит Николай Суханов. — МФТ — единственная организация, которая могла помочь российским морякам, работающим за рубежом под удобными иностранными флагами в совершенно другой, не российской юрисдикции. Она была основным защитником российского моряка.

Суханов приводит пример: когда в Гонконге в 2002 году столкнулись сингапурский контейнеровоз Kota Hadiah и землечерпалка A.M.Vella под гонконгским флагом, на последней погибли шесть россиян. И только благодаря усилиям Международной федерации транспортных рабочих вдовы получили миллион долларов компенсации за гибель мужей. Суды проходили в Гонконге при участии МФТ.

Впрочем, в последние полтора года стало гораздо сложнее работать даже морякам, которые к федерации за помощью никогда не обращались.

Александр, старший помощник капитана:

ITF все-таки ничего не контролирует, это не конвенция, а профсоюз, и его деятельность носит скорее рекомендательный характер. Главное — что у тебя прописано в контракте. Бывает, конечно, что в иностранном контракте обозначено, что компания — член ITF, но если ты просто нанятый сотрудник, вряд ли ты что-то нарушаешь. К тому же многие компании с профсоюзом даже не работают. Так что от объявления ее «нежелательной организацией» нам в основном ни жарко ни холодно. Для нас главное, чтобы работала MLC (Конвенция о труде в морском судоходстве). Она как раз отвечает за питание, репатриацию, в ней прописаны права моряков. Россия ее ратифицировала и выходить из нее не собирается.

Да, я знаю случаи, когда ITF помогала, когда были проблемы с пиратством, помогала налаживать репатриации. Но это маленький процент всех сложных случаев. Гораздо больше мы страдаем от того, что не можем нормально получать деньги из-за границы, как раньше. Сейчас, работая у иностранца, ты, грубо говоря, игрок на бирже. Деньги переводятся через «МарТраст» (электронный кошелек; открывать счет для своего сотрудника там должен судовладелец.В. Ф.). Наличку приходится прятать в Европе, потому что шмонают. Чтобы открыть шенген для моряков или американскую визу, надо ехать в Польшу или Турцию. Перелетов становится куда больше. Плюс crew-mix — когда россияне работают в одном экипаже с украинцами, это очень тяжело психологически.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow