что посмотретьКультура

Наблюдать себя со стороны

Лариса Малюкова о французском драмеди «Шагни вперед» режиссера Седрика Клапиша

Наблюдать себя со стороны
Кадр из фильма «Шагни вперед»

На экраны вышел фильм Седрика Клапиша «Шагни вперед». Еще одна история про то, как язык тела связан с самыми тонкими душевными настройками. А еще о том, что тело может предать.

Оригинальное название фильма En corps — «В теле», конечно, более точное. Но прокатчикам, видимо, хотелось привлечь внимание более широкой аудитории. И они дали название, перекликающееся с романтической франшизой «Шаг вперед» про любовь и хореографию как выражение этой любви.

У Элизы — солистки балета — идеальный контакт с телом, какого бы труда ей это ни стоило. Она посвятила себя хореографии, и успех ее не обошел. Но после травмы во время спектакля и сложного перелома лодыжки, тело отказалось ей принадлежать. Рухнула жизнь в розовом цвете: с репетициями, премьерами, цветами, аплодисментами. А вместе с ней — планы и надежды на будущее.

Она уезжает в Бретань, где пытается забыть себя вчерашнюю, нащупать новые смыслы, в том числе причины жить дальше. Элиза помогает на кухне в резиденции для творческих групп приятелю повару в его кулинарных экспериментах. Там она встречает группу современного танца. Пытается понять, а потом и выучить новый пластический язык.

И удивительное дело, ее «чужое тело» отзывается на этот новый ток жизни. Боль стихает. Словно само тело учится жить и чувствовать заново.

Главная удача фильма — его героиня. Чаще всего в фильмах о балете в главных ролях снимаются такие драматические актрисы, как, например, Натали Портман в «Черном лебеде» Даррена Ароновски. И значит, режиссерам приходится искать уловки, монтажные склейки, чтобы скрыть существование в кадре дублерш. Мэрион Барбо — профессиональная балерина, убедительно дебютирующая в кино в драматической роли со сложным психологическим рисунком.

Кино Клапиша не про победу над собой, как в спортивных драмах. И Элиза — не страдающая жертва, и даже не столько упорный борец с недугом.

Она скорее наблюдатель: смотрит на себя со стороны; не отрываясь следит за движениями современных танцовщиков, изучая, впитывая новую хореографию.

Кадр из фильма «Шагни вперед»

Кадр из фильма «Шагни вперед»

С одной стороны, травма — катастрофа в масштабах одной жизни. С другой — возможность перезагрузки, поиск гармонии с собой и с миром. Поэтому здесь не так много танца, больше разговоров, споров о способах существования в танце. О различии классического балета — мечты, взлетающей на пуантах к нарисованным небесам, и — авангардной хореографии, ищущей опоры, земную ось. При этом радикальной, фраппирующей. О поединке реальности с фантазиями балетмейстеров. О запредельном, тайном существе танца с его безжалостной нежностью. И сложном выборе, ответственности за свою судьбу. Но больше всего Элиза размышляет о силе и уязвимости классического балета. В частности, об отношении к женщине в классической хореографии. Элизе не дает покоя мысль: почему едва ли не у всех героинь балетов — разбитые сердца, подчинение фатуму, трагические судьбы. Новая оптика помогает ей не просто обрести свободу, но связать заново разорванные отношения с близкими, попытаться стать самой собой.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow