КомментарийЭкономика

Проще и дешевле

Что происходит с российским ретейлом прямо сейчас

Проще и дешевле
Кирилл Кухмарь / ТАСС

Торговые сети и производители в целом адаптировались к текущим экономическим реалиям. Никакого апокалипсиса и пустых полок магазинов, несмотря на прогнозы, мы не увидели. Все же ретейл — наиболее устойчивая и гибкая отрасль, которая пока справляется с экономическими вызовами. Но, как выразился заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин, представляя проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов», нужно «время, чтобы компании перенастроили бизнес-модели и экономические связи, а граждане — свои потребительские привычки». Вот эта перенастройка и определяет текущее состояние российского ретейла.

«Все вручную». С какими вызовами столкнулись ретейлеры?

Наибольшие сложности у торговых сетей возникли вовсе не с ассортиментом, а по части IT и технологического оборудования. До известных событий почти все федеральные ретейлеры использовали программные решения зарубежных разработчиков, за что очень быстро поплатились, когда их просто отключили от процессинга. Наверняка многие помнят, что случилось с программой лояльности сетей X5 Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»), которые просто перестали работать, потому что серверы с данными располагались за пределами России.

Компании понадобилось более полугода, чтобы вернуть к жизни программу лояльности — уже в сотрудничестве с российскими разработчиками.

«Подвисали» бизнес-процессы и у ритейлера «О-Кей». В какой-то момент там даже не могли распечатывать ценники и писали их вручную. Акции на товары не прогружались, алкоголь не продавался, даже заказы товаров у поставщиков пришлось делать, как в старые добрые времена, — по телефону и электронной почте.

Не менее сложным оказался вопрос оборудования. Кассы самообслуживания, сканеры для совершения самостоятельных покупок — все это также работало на иностранном софте. И работать перестало. И если с кассами самообслуживания вопрос уже решили, то сканеры для самостоятельных покупок до сих пор не работают ни в одном гипермаркете федеральных сетей.

Есть и совсем курьезные случаи — в сети «Лента» более полугода не работают электронные камеры хранения (где надо нажать на кнопку и получить талончик, который затем сканировать, чтобы забрать вещи).

Насколько мне известно, проблема тоже в ПО, которое перестало работать.

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Поставщики и логистика

В первые месяцы весны было действительно сложно. В первую очередь — из-за ажиотажного спроса, возникшего ввиду панических настроений людей. Я в то время искренне не понимал, зачем люди скупают сахар, консервы и крупы. Но, видимо, это уже заложено на подсознательном уровне — в любой непонятной ситуации беги скупать сахар, гречку и снимать деньги отовсюду.

К слову, именно ажиотажный спрос и дал старт росту цен. Затем цены, конечно, росли из-за роста издержек производителей и транспортных компаний.

В марте в торговых сетях буквально в течение нескольких дней проводилась огромная работа по «перекраиванию» логистических цепочек и цепочек поставщиков, на которую в иное время ушли бы годы и даже десятилетия. Даром эти усилия не прошли:

на полках мы видим в целом сохранившийся ассортимент и большинство иностранных брендов. Но если раньше, условно говоря, товар везли через Прибалтику или Польшу и Беларусь, то теперь это происходит через Армению, Казахстан, Турцию или Иран.

У поставщиков основной проблемой стала нехватка сырья для выпуска продукции и различных расходных материалов. Страна вдруг узнала, что мы зависим даже от импортной краски для коробок Tetra Pak — именно поэтому многие производители вынуждены были начать экономить ценную краску и оставлять на коробках много белого пространства. Правда, даже это белое пространство стало серым, поскольку отбеливателя для картона в России тоже не оказалось. Как и высокотехнологичных компаний, способных заменить производителей упаковки в лице Tetra Pak и Elopak.

Сейчас, насколько мне известно, краску все же завозят именно из Европы, но делают это не напрямую, а через третьи страны. Отбеливать картон мы тоже научились своими силами. Оказалось, что в стране есть (и были) и производители упаковки. Однако ни раньше, ни даже сейчас они не могут конкурировать с Tetra Pak в плане сервиса для партнеров. Это вообще отдельная проблема — уровень российского менеджмента крупных компаний, уровень сервиса.

За несколько десятилетий присутствия на российском рынке ведущих мировых компаний мы так и не смогли многому у них научиться.

Проблема с поиском альтернативных поставщиков ингредиентов хоть и перестала быть столь острой, как была весной, но не решилась. Пищевая химия, закваски для молочных продуктов, красители, стабилизаторы, даже элементарный пектин (натуральный загуститель) — все это мы покупали по большей части в странах ЕС. Поставки данной продукции не запрещены в Россию, однако ввозить их стало дольше и дороже, поэтому альтернативу все равно ищут.

Уйдут ли иностранные бренды?

Основная масса иностранных брендов из европейских стран никуда не делась с полок российских магазинов. Мы по-прежнему можем покупать шоколад известных марок транснациональных корпораций, молочную продукцию от крупных производителей с мировым именем и тому подобное. Coca-Cola и PepsiCo активно переименовывают свою продукцию для российского рынка (и пока не ушли с него!).

Но смешно (и грустно) наблюдать за множеством безликих российских производителей, радостно бросившихся разводить концентраты и «импортозамещать» колу-фанту-спрайт своей продукцией, гордо сообщая, что она «сделана в России». Вскоре все это разнообразие с полок, конечно же, исчезнет, а сливки снимут лишь крупные производители вроде «Черноголовки», которые более-менее умеют продавать и продвигать свою продукцию. И понимают, что такое работа с торговыми сетями.

Относительно некоторых брендов могу сказать, что их представители сами активно выходят на российских контрагентов и предлагают наладить параллельный импорт их продукции.

Естественно, организовать это так, чтобы они «не знали об этом», поскольку формально должны выступать категорически против такой модели работы. Но дело в том, что ряд крупных европейских компаний сильно зависел от сбыта в Россию и в одночасье перестроиться не может. Например, производители зернового кофе. Не буду называть бренд, но он хорошо известен. Этот бренд активно ищет возможности поставлять свою продукцию на российский рынок.

Также можно заметить, что на полках российских ретейлеров появились товары из Турции или Армении, которых ранее не было. Турецкие поставщики активизировались по части бытовой химии, кондитерских изделий. Армянские — везут в Россию напитки, воду, снеки, консервы. Однако массового характера это пока не носит. Скорее, сети присматриваются к новым партнерам и тестируют цепочки поставок.

Возрастает роль Ирана. Из этой страны идет достаточно большой ассортимент продукции: начиная от традиционных сухофруктов-орехов и чая и заканчивая молочной продукцией, поставками ингредиентов для кафе и ресторанов, бытовой химией (кстати, Иран уже строит в России свой завод по производству бытовой химии — в Астраханской области).

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Что будет с ценами?

Росстат все лето радостно рапортовал о снижении цен. Однако эта радость не совсем понятна. Ведь снижение цен отмечалось в основном по сезонным категориям товаров — овощам, фруктам, зелени, ягодам. Это происходит каждый год, и подавать данный факт как что-то необычное не стоит. Если же брать общую статистику по ценам, то вряд ли мы заметим какую-то «дефляцию».

Предпосылок для снижения цен нет, поскольку издержки поставщиков не снизились — им по-прежнему сложно заказывать упаковку, расходники, некоторые ингредиенты, обслуживать оборудование, по большей части иностранное.

Да и издержки на грузоперевозки растут.

С другой стороны, резкого роста цен тоже случиться не может. Дело в том, что покупательная способность населения не только не растет, но и падает. Сильно повышать цены в этой ситуации — самоубийство. Весной некоторые производители в отдельных категориях пытались это делать — продукция стояла на полках мертвым грузом. Пришлось снижать цены.

Что делают производители и ретейлеры, чтобы удерживать цены?

На переговорах в торговых сетях поставщикам настоятельно рекомендуют «оптимизировать» продукцию. Проще говоря, менять (удешевлять) рецептуру, упаковку, снижать вес, объем.

Это происходило и раньше, но сейчас давление торговых сетей по этой части усилилось. Поэтому не удивляйтесь, если привычная вам 100-граммовая плитка шоколада окажется 90- или даже 85-граммовой, в привычном печенье вместо сливочного масла будет маргарин, а упаковка йогурта вдруг станет тоньше или из другого материала. Все вынуждены подстраиваться под текущие реалии.

Кроме того, чтобы удерживать цены, магазины оптимизируют ассортимент. Держать определенный процент товарных позиций, просто «чтобы были и нагоняли трафик», как это было в тучные годы, уже нецелесообразно. Теперь каждое место на полке должно давать определенный оборот и зарабатывать. Поэтому во многих категориях мы видим сокращение ассортимента, его упрощение, вывод из линейки многих позиций высоких и даже средних ценовых категорий. В общем, настали времена «проще и дешевле».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow