ИнтервьюКультура

Кира Коваленко: «Связанные надежной цепью, мы не умеем разговаривать друг с другом»

10 июля на Каннском кинофестивале мировая премьера фильма «Разжимая кулаки» ученицы Александра Сокурова

Этот материал вышел в номере № 75 от 12 июля 2021
Читать
Кира Коваленко: «Связанные надежной цепью, мы не умеем разговаривать друг с другом»
Кира Коваленко. Фото из личного архива

«Разжимая кулаки» — фильм автора, точно понимающего, как сложный замысел превратить в ясное поэтическое высказывание со своим киноязыком, ритмом, атмосферой, погружением в среду. Во время и место. Итак, знакомьтесь и запоминайте имя — Кира Коваленко.

о чем фильм

Северная Осетия. Маленький городок Мизур, стиснутый объятиями отвесных скал. У Ады — авторитарный отец с душной заботой. Младший брат Дако страшно привязан к ней, как к матери. Старший Аким сбежал в Ростов из семьи, в анамнезе которой с начала фильма мерцает след неистребимой трагедии. И Аде бы на свободу, но крепкие отцовские объятия замкнуло — не раскрываются. Да и паспорт спрятан в надежном месте.

Повесть взросления. Конфликт поколений. Неустойчивого нового и неизбывного старого. Про то, как любовь выплавляется в кандалы принуждения. Душит и казнит. И при этом остается… любовью. Фильм отчасти продолжает и развивает короткометражную ленту Киры «Они ушли от меня», в центре которой тоже девушка в путах семейных и социальных скреп на пороге взрослости.

На Кинопоиске рейтинг картины, спродюсированной Александром Роднянским, 99%.

— Слышала, вы уехали в горы писать сценарий. На что опирались: тексты, мемуары, газеты? Есть прототипы у ваших героев?

— Это долгая история. После завершения съемок и всей работы над предыдущей картиной «Софичка» я уехала и прожила месяц в горах в одиночестве — хотелось сосредоточиться. Оказалась в месте, похожем на то, что вы увидели в фильме. Поселок Нейтрино в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии. Многоэтажные дома заперты в таком же ущелье, только Баксанском. За этот месяц сложилась основа истории. Хотя нет, поначалу история была другой: мотивированной моим личным опытом. У меня трое братьев и сестра, они наполовину осетины. Наблюдала за ними, за характерами, отношениями. Захотелось сделать фильм… конечно, не буквально о них, но используя опыт многолетнего — в течение всей моей жизни — наблюдения. Та история больше года не могла осуществиться. И в тот момент, когда я получила согласие Александра Ефимовича Роднянского продюсировать фильм, возникло ощущение, что я так долго в этой истории живу, словно уже сняла ее. Сказала Роднянскому, что хочу написать новый сценарий… естественно, многое из предыдущего перешло в него: герои, характеры, имена. Сюжет рождался и зрел постепенно, медленно склеиваясь маленькими пазлами. О прототипах… Вообще, моя настольная книга — «Новая история Мушетты» Бернаноса. В моих персонажах и некоторые герои Фолкнера «откликнулись». Читала много литературы, посвященной отношениям родителей и детей, начиная с письма Франца Кафки к отцу, в которых он осмысливает их сущностный конфликт. В Дагестане был проект: публиковали письма девочек своим отцам, чтобы они могли сказать то, чего не скажешь вслух. Вот из всего этого складывалась постепенно картина.

— Ваша Ада и похожа на Мушетт (как и героиня короткометражки «Они ушли от меня»). Очевидна ее отчужденность от внешнего мира, спрятанное вглубь ощущение униженности. Брессон говорил, что Мушетт — свидетельство страдания и жестокости. А метафорическое название фильма возникло сразу? Кажется, что вы его придумали, и лишь потом сложилась вся история.

— Так же назывался предыдущий сценарий. И когда я написала новую историю, увидела, что это название ей больше подходит.

— Как вошла тема неизлечимой травмы, разрезавшей семью, эта тема ведь ключевая в сценарии?

— Вот об этом я хотела еще в начале нашего разговора сказать. Дело в том, что неправильно раскрывать сюжет, драматургия фильма выстроена так, что зритель должен и историю, и знание об этих людях разворачивать постепенно, осторожно. Хочу сохранить фильм, стараюсь сберечь его для новых зрителей в том виде, в котором вы его увидели — не зная ничего.

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

Хорошо. Хотя с темой травмы в том или ином виде сегодня плотно связана вся жизнь Северного Кавказа, откуда вы родом. Вроде бы жизнь там патриархальна, но вместе с тем еще более непредсказуема, чем в остальной России. Словно живем у порога очередной войны. Семейные, социальные конфликты загоняются занозами под кожу. Страдают прежде всего молодые люди, ваши сверстники и сверстницы. Горячие точки переместились, укрылись за стенами домов.

— То, о чем вы говорите, отчасти так. Я и попыталась сделать об этом кино: не столько дать ответы на вопросы, сколько задать их. И если говорить с точки зрения моего возраста, то, конечно, сложно сейчас отделять Кавказ с его историей и травмирующим опытом от опыта всей России, от мирового опыта… С самого раннего детства на мое поколение падала лавина информации о войнах, терактах, калечащих травмах людей. Мои сверстники и те, кто моложе, живут с этим опытом. Подчас громкие или, напротив, замолчанные события — не где-то там в телевизоре, а становятся частью нашей личной судьбы. Отрешиться от этого трудно. Мне кажется, в моем фильме есть попытка ответить на вопрос: возможно ли оправиться, восстановиться. Вместе с тем, я хотела показать Кавказ с той стороны, с которой его не знают. Свет, мягкость, нежность в людях. Показать то, что я ценю и люблю.

— Ваш соученик, уже знаменитый режиссер Кантемир Балагов, говорит, что ему было важно в «Дылде» последствия войны показать не через события, а через человеческое лицо, тело, его физику, отношения. На мой взгляд, абсолютно то же самое можно сказать про вашу картину. Да и про «Мальчика русского» Саши Золотухина. Это всех вас так Александр Николаевич Сокуров обучил? Словно у вас есть общий тайный код.

— Возможно. Столько лет вместе учились у одного мастера, у нас правда очень много общего.

Кира Коваленко на съемках фильма «Разжимая кулаки». Фото из личного архива

Кира Коваленко на съемках фильма «Разжимая кулаки». Фото из личного архива

— В «Софичке» по Фазилю Искандеру была мысль о том, что любовь живет дольше обиды. И в новом фильме на тонком уровне просматривается, как возникает оппозиция и даже конфликт любви и свободы.

— Конечно. Когда начинала работу, думала о насилии любовью. Многое связано с тем, что отношения родителей… нет, даже не родителей — просто родных людей… Они же настолько стиснуты, сплетены, взаимозависимы — не можем пошевелиться… Связанные одной надежной цепью, мы не умеем разговаривать друг с другом, понимать друг друга. Это может доводить до отчаяния по-настоящему страшного.

Да и любить мы не можем так, как мы хотели бы. Парадоксальное принуждение любовью совершает насилие над волей человека. В какой-то степени кулак — это и есть семья.

— Пока я смотрела фильм, вообразила его второе название — «Разжимая объятья». Там есть сквозная тема объятий, физических соприкосновений… Порой объятья не получается разжать ни «обнятому», ни тому, кто ласково, до судороги, душит любовью.

— Об этом примерно и думала, пока писала эту историю, когда ее снимала.

— На Кавказе кровные узы все-таки нечто особенное, отличное не только от Европы, но и от России.

— Мне сложно с чем-то сравнивать, ведь у меня единственный опыт — кавказский. Не знаю, что происходит в других семьях. Мой личный опыт вообще сильно отличается от того, что я наблюдаю. Мои мама и папа родились на Кавказе, но мама русская, а папа — балкарец.

— А внешность у вас галльская, просто Мари Лафоре. В этом соединении разных культур наверняка существуют и внутренние противоречия. Или нет?

— Извините, я не могу отвечать на этот вопрос, потому что в личной моей истории есть тайна, которую я не могу и не хочу разглашать. У меня в семье не произошло этого прекрасного слияния культур. Скажу только, что я родилась на Кавказе, и следовательно приобрела эту ментальность. Да все мои близкие связаны с этой особенной ментальностью.

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

— И вы снова снимаете кино, энергетическим и смысловым центром которого становится молодая кавказская женщина. Помимо проблем, связанных с семейными «узлами», влюбленностью — ваши героини вписаны в архаичную матрицу, с трудом примеряют роль, им уготованную. И Софичка, и Ада оказываются не только в семейных, но и крепких социальных объятиях, из которых трудно вырваться. Отсюда мечта Ады, чувствующей себя «порушенной», «стать целой». Во многом это означает «стать самой собой».

— Да, я говорю о женщине на Кавказе, потому что это часть меня, другого не знаю. Мне крайне тревожно за судьбу женщины на Кавказе, мы же читаем, слышим из первых уст эти страшные истории, в том числе о насильственном возвращении дочерей домой. При этом узнаем гораздо меньше того, что происходит на самом деле — многое замалчивается. Я рассказываю то, о чем думаю, что знаю, что волнует, мучает. И никогда не задаюсь специально какими-то социальными вопросами, меня интересует только человек.

— Вы рассказывали, что женщине на Кавказе непросто снимать кино, отстаивать право на профессию в основном в мужской моносреде.

— Да, был непростой опыт моего первого фильма. Складывались ситуации, когда мужчины не воспринимали меня как режиссера. На съемках фильма «Разжимая кулаки» все было иначе. Я не чувствовала ничего, что бы как-то выделяло меня из обычного рабочего состояния. Возможно, меня оберегала моя группа, и было что-то там, «за кулисами» площадки. Но я ощущала лишь доброжелательное, уважительное отношение к человеку, который работает. И меня это очень-очень-очень вдохновляло.

— Не потому ли, что «Софичку» вы снимали в Абхазии, а новую картину — в Северной Осетии?

— Может быть… Здесь я работала с молодыми людьми, в основном они более открытые, смотрят на все другими глазами.

Кира Ковалева на съемках фильма «Разжимая кулаки». Фото из личного архива

Кира Ковалева на съемках фильма «Разжимая кулаки». Фото из личного архива

— А любопытно, эти ваши новые знакомые молодые люди свои семьи строят ближе к европейским традициям или по-прежнему верны старозаветным обычаям Кавказа?

— Точно не отвечу, тем более за многих. Но наблюдая за молодыми людьми, которые еще не построили свои семьи, задаюсь вопросом: «Что происходит с человеком, почему он столь кардинально меняется?» В юности он открыт, свободен, романтичен… а чем старше… Особенно когда обзаводится семьей, становится патриархальным, закрытым. Интересны эти подспудные процессы, почему так? После съемок прошло уже два года, я вижу, как меняются мои актеры, что именно в них меняется.

— Надо сказать, что ваши актеры традиционно — не профессионалы, а ребята, которых вы долго-долго отбирали. У них выразительные, словно на чеканке выгравированные лица. Как шел отбор? Что первостепенно? Органика? Человеческие характеристики?

— Мы понимали, что кастинг устраивать бессмысленно, что к нам эти люди не придут. Моя коллега Карина, осетинка, театральный режиссер, решила помочь: ездила по школам, секциям, спортивным залам, по университетам. Просто фотографировала ребят. Я узнавала их по этим фотографиям и очень коротким записям, на которых они представлялись. Мне совершенно было неважно, как пройдут кинопробы. Нужно было просто с ними поговорить. Так познакомилась со своими героями — я просто их узнала.

— Вы рассказывали, что сокуровская мастерская очень изменила не только вас, но всех ваших сокурсников. Вот если мысленно представить эту границу: «Кира до» мастерской и «Кира после» — в чем принципиальная разница двух девушек?

— Действительно это совершенно разные люди. Мастерская начала формировать мою личность, да, думаю, всех ребят. Когда я поступала, уже понимала, что мне это необходимо: образование, профессиональное становление. Но то, что со мной произойдет, конечно, не могла знать. Что сделал Александр Николаевич Сокуров? Помог пробудиться, родиться нам. И сейчас ничего не могу сказать о той девушке, которая жила до 20 лет. Конечно, это часть меня, юность… Но вот совсем не знаю, как бы сложилась сейчас ее судьба.

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

— Какое-то время назад вы говорили, что не теряете с сокурсниками друг друга из вида. Как сейчас? Знаю, что с Кантемиром вы общаетесь, он поддерживал вас, а с остальными?

— Мы как-то разобщились. У каждого своя судьба, свой путь, такого настоящего крепкого союза, который был, когда мы закончили мастерскую, увы, уже нет. Возможно, эта сплоченность еще как-то себя проявит…

— А уточните, пожалуйста, про «табу» в творчестве, воспитанные в вас учителем: религия, террор, насилие. Ведь время идет, требования к себе, наверное, как-то меняются. Да и у насилия в жизни и в кино много лиц, оно способно, как вы показываете, превратиться в мягкую, но несокрушимую силу.

— Для меня эти табу действительно важны. Знаю, что какие-то вещи точно не захочу снять. Не хочу рассказывать о героях, которых не могу понять и полюбить. Это уже моя «мягкая сила»… А табуированность была лишь в том, чтобы не демонстрировать в этом красоты. Думаю, что сейчас иду в определенном направлении: создаю кино из того, что меня делает уязвимой, слабой, от чего чувствую свое бессилие.

— По поводу «Софички» вы советовались с Александром Николаевичем, показывали ему картину. Новый фильм он не видел? Обращались к нему за советом в процессе съемок, написания сценария, постпродакшна?

— Нет, об этой картине Александр Николаевич не знает и еще не видел ее. Просто он сказал мне, когда я предыдущий сценарий ему давала: «Теперь у вас свой путь». Он прав. Считаю, что мы так много отобрали у него времени, сил, возможностей делать что-то свое… Честно говоря, смущаюсь и стесняюсь забирать у него еще время.

Читайте также

Александр Сокуров: «Остается только перестрелять таких, как я»

Неюбилейное интервью выдающегося режиссера — о времени, кино и об удушающей силе немощного авторитаризма

— Представляю, сколь нервно и ответственно показывать учителю свое кино. Мне кажется, что понятие «ученик Сокурова» не связано с каким-то временным отрезком… Это нечто другое.

— Да. На всю оставшуюся жизнь.

— Мы говорили про табу. Но у вас есть откровенные сцены в фильме при всей их внутренней целомудренности… Но все же откровенные для киноистории, снятой сегодня на нашем патриархальном Кавказе. Когда вы говорите себе о пределах допустимого, чем они определяются: вот это — да, а вот этого я уже себе не позволю. Мне говорил Александр Роднянский, что, несмотря на молодость, вы режиссер, который четко понимает, что хочет, и жестко добивается своего.

— То, что вы именуете откровенными сценами, я называю естественной частью жизни человека, без которой его характер и его судьбу невозможно раскрыть. Для меня это не откровенность, а способ раскрытия характера. Все, что позволяю себе, — исключительно ради того, чтобы мы могли приблизиться к героям, чтобы понять их. Обо всем, что не смогу снять, знаю на интуитивном уровне уже в начале работы. Но множество раз спрашиваю себя: «Имею ли я право говорить об этом? Имею ли я моральное право, этическое право?»

— Весь фильм то неспешно, то стремительно летит к финалу, словно оседлав старенький мотоцикл Акима. И в этом пролете рассыпает восклицательные знаки и вопросительные. Не понимаю, как это сделано. Главное, что есть в этом финале, — движение за рамку экрана, словно герои выехали и двигаются дальше. Для меня ваша история — настоящее продолженное.

— Для меня финал — всегда и поражение, и победа. Точно понимаю, в чем здесь победа героини, в чем ее поражение. Да, возможны смешанные чувства. Все связано с тем, что я думаю о кино, почему так в него влюблена. Кино способно сохранять человека во всей его сложности, уникальности. Эта ценность и уникальность для меня первостепенны. Пыталась это передать.

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

— Кира, а в идеале, где бы вы хотели жить и снимать? Вот вам предлагают: живите, снимайте, где хотите! Когда-то вы предполагали остаться в Нальчике, вместе со своими сокурсниками создать театр, студию. Но руководство республики не пошло навстречу просьбам вашего мастера. Все изменилось. Сейчас мы с вами говорим по зуму, вы в Канаде, собираетесь в Канны. Где вам хорошо? Жить? Снимать?

— Могу жить только в России. Очень люблю Кавказ, и любовь эта будто с возрастом разрастается. В 18 лет я бунтовала — хотелось бури. Перемен. Не хотелось там жить, ничего там не любила. Было противостояние вещам, обычаям, меня сковывавшим. Сейчас наблюдаю за собой и фиксирую, как меняется мое мировоззрение, желания, упования. Где хотелось бы конкретно жить, не знаю, но то, что всегда буду возвращаться на Кавказ… Что только там буду черпать ценное, необходимое мне — точно. Признаюсь: в какой-то другой стране жить не смогу.

— Скажите, от чего зависит перемена мест для ваших съемок на Кавказе? Абхазия была понятно почему — Искандер. Хотя эту чегемскую деревню у синих гор можно было где угодно снимать. Да и «Разжимая кулаки» можно было снять в самых разных местах. Теперь Северная Осетия. Возможно, следующий фильм будет создаваться в родной Кабардино-Балкарии, которую вы чувствуете и понимаете?

— Ну с Абазией действительно все точно. Были предложения, когда мы начинали: а давайте снимем это в Кабардино-Балкарии, это же проще. Но ведь это невозможно.

— Нет?

— Важен язык, национальный характер, важны именно эти герои. Главные и второстепенные. Был сложный момент, когда мы не могли найти актера на роль отца героини. Длилось это невыносимо долго. Надо снимать, а героя нет. Я не соглашалась ни на какие предлагаемые варианты. Нужен был именно отец из Осетии. Носитель языка. Это совсем другая пластика, другой характер. Важно было сохранить место и людей этого места. И в дальнейших картинах буду стараться придерживаться этого принципа. Как это делал Висконти в «Земля дрожит». Он приехал в крошечный рыбацкий сицилийский городок и снимал людей, которые родом оттуда и которые говорили на местном диалекте. Это воздух фильма.

— Мне кажется, вы вообще предпочитаете поэтический реализм, минимализм Брессона, неореализм… Поэтому такое значение придаете языку. В «Софичке» говорят по-абхазски, здесь по-осетински. Притом, что вы ни то того, ни другого языка не знаете.

— Совершенно ничего не понимаю.

Кира Ковалева на съемках фильма «Разжимая кулаки». Фото из личного архива

Кира Ковалева на съемках фильма «Разжимая кулаки». Фото из личного архива

— То есть ваш сценарий переводят с русского на осетинский, актеры учат текст, и дальше вы с ними работаете. Как это происходит?

— К каждому актеру был свой подход. У меня была девочка, наша главная актриса, она училась на актерском. Другие ребята — непрофессионалы, и это абсолютно разный метод.

Я репетирую фильм от начала до конца за месяц до съемок. Мы проходим историю досконально в хронологическом порядке.

Что касается интонации и языка, много работали с главной героиней. Слушаю, как это звучит, делаем интонационные правки… причем примеры я ей даю на русском языке. Плюс к этому прописываем как бы несколько слоев. Один из них — когда она думает о чем-то, а говорит свой текст. Эта слоистость, помогает работать с языком, по крайней мере, я его музыкально воспринимаю, дальше уже, доверяю ли я этому переживанию или нет.

— И все-таки постановщица на Кавказе сегодня — это как? Сложно? Хорошо, у вас за спиной была мощная поддержка группы и крупного продюсера. А если без такой защиты?

— У нас не было огромной группы. О том, что мы снимали, практически никто не знал. Работали тихо в относительно закрытом пространстве. Кроме самого городка Мизур, в котором снимали, никто и не интересовался: что там киношники делают? Вообще, когда работаю, я — в страсти: едва замечаю что-то за пределами съемочной площадки. Мне абсолютно неважно, какое ко мне отношение, кто что скажет, как посмотрит.

— И не обидитесь, если кто-то, как во время съемок в Абхазии, ваш вопрос демонстративно проигнорирует, и ответит мужчине, который рядом, чтобы тот вам «перевел»… Не обидитесь, если вы даете задание, а вам отвечают: «Женщина, ты мне указываешь?»

— Случались примерно такие диалоги. Но всегда диалоги! И значит, всегда можно договориться. Если чувствую подобное, стараюсь поговорить и убедить.

Кира Ковалева на съемках фильма «Разжимая кулаки». Фото из личного архива

Кира Ковалева на съемках фильма «Разжимая кулаки». Фото из личного архива

— Знаете, почему я вас об этом спрашиваю? Потому что в ваших фильмах женщины, независимо от возраста, — типичные представительницы Кавказа, которым велят: «женщина, собери на стол», «женщина, ключ на стол»…

— Но ведь вы сейчас говорите о мужчинах, это они нам велят. На плечах женщин лежит мир и его спокойствие, им хватает мудрости сохранить себя, семью, проявить заботу, помнить о традициях. Я разграничиваю жизнь и профессиональную работу. В быту я совсем другой человек. Когда дело касается профессии, у меня рождаются качества, которыми я не обладаю в обычной жизни.

— То есть дома вы кавказская домохозяйка, а на работе — европейская режиссерка, фильмы которой приглашают крупнейшие международные фестивали?

— А вот не скажу, пусть останется секретом, какая я дома…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow