РасследованияПолитика

Все госкорпорации России

Этот материал вышел в номере № 79 от 24 июля 2009 г.
Читать
Госкорпорации начали создаваться в 2007 году, в период, когда страна накопила огромные резервные фонды и правительство решило инвестировать деньги «в развитие России». Проблема только в том, что создание госкорпораций породило и невиданное...

Госкорпорации начали создаваться в 2007 году, в период, когда страна накопила огромные резервные фонды и правительство решило инвестировать деньги «в развитие России». Проблема только в том, что создание госкорпораций породило и невиданное развитие коррупции. Количество публикуемой информации об их деятельности в разы меньше, чем, например, о деятельности «Газпрома». Предприятия, выполняющие заказы госкорпораций, имеют существенные льготы. Понятно, что возглавляют такие предприятия вовсе не случайные люди «с улицы». Наконец, еще один «пунктик»: передача предприятиям, входящим в ГК, части государственного имущества не предполагает его возврата. (Исключение составляет только Росатом.) Так что даже в правительстве, где сидят не ангелы, есть немало противников существования института госкорпораций.

Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Генеральный директор — Александр Турбанов. На 1 апреля 2009 года объем средств фонда составлял 76,6 млрд рублей. В начале этого года Госдума предъявляла претензии к АСВ, потому что корпорация несет убытки (11,5 млрд за 2008 год). В апреле Кудрин официально отверг обвинения депутатов. В июне 2009 года Счетная палата провела плановую проверку АСВ. Результат пока неизвестен.

РОСНАНО. На деятельность корпорации правительством Российской Федерации выделено 130 млрд рублей, которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 года, всего на индустрию — 200 млрд — больше, чем суммарные капитальные вложения в отрасль в США и в Европе.

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой»). Президент — Таймураз Боллоев. Борьба за бюджетные деньги порождает постоянную перестановку кадров: к декабрю 2008 года был отправлен в отставку уже третий по счету первый заместитель главы госкорпорации. В июне этого года в отставку отправили президента «Олимпстроя» Виктора Колодяжного, который продержался на этом посту чуть больше года. МВД России совместно с департаментом безопасности госкорпорации «Олимпстрой» в 2008 году провели проверку целевого расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку к Олимпийским играм. Результаты проверки не обнародованы. По мнению экспертов, это был просто PR. В то же время «рассматривался вопрос о включении сотрудников департамента экономической безопасности МВД в составы конкурсных комиссий при «Олимпстрое» для организации контроля за расходованием средств». Принято ли такое решение и будет ли оно когда-нибудь принято — неизвестно.

Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ). Председатель — Владимир Дмитриев. С начала кризиса из Фонда национального благосостояния Внешэкономбанку было выделено 450 млрд рублей на пополнение капитала. Центральный банк выделил ВЭБу $50 млрд золотовалютных резервов под 7% годовых на рефинансирование иностранных кредитов российских компаний и банков. К марту 2009 года убытки ВЭБа составили 41 млрд (результаты за 9 месяцев).

Государственная корпорация по атомной энергии («Росатом»). Генеральный директор — Сергей Кириенко. На настоящий момент общие бюджетные расходы превысили 300 млрд рублей. Госкорпорация управляет компанией «Атомэнергопром», уставный капитал которой до 1 октября 2009 года планируется повысить минимум до 740 млрд рублей после размещения дополнительной эмиссии акций «Атомэнергопрома» в пользу госкорпорации «Росатом». Госкорпорация управляет компанией «Атомэнергопром», уставный капитал которой до 1 октября 2009 года планируется повысить минимум до 740 млрд рублей после размещения дополнительной эмиссии акций «Атомэнергопрома» в пользу госкорпорации «Росатом». Коллегия Счетной палаты РФ к июню этого года закончила проверки деятельности корпорации. Коллегия предложила «Росатому» разработать нормативные правовые акты, при помощи которых будет легче контролировать, на что тратятся поступления из бюджета.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В декабре 2007 года имущественный взнос РФ в бюджет ГК ФСР ЖКХ за счет дополнительных доходов государства составил 240 млрд рублей. Фонд действует до 1 января 2012 года и подлежит ликвидации.

В апреле этого года Генеральная прокуратура РФ завершила проверку госкорпорации. Было установлено, что в прошлом году административно-хозяйственные расходы корпорации, средняя численность сотрудников которой в год составляет 97 человек, превысили 340 млн рублей: 235 млн на выплату премий и материальной помощи сотрудникам. Расходы сопоставимы с расходами на содержание Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии вместе взятых. В 2009 году расходы на собственные нужды, запланированные фондом, выросли еще почти на 100 млн рублей. Доходы членов правления фонда (генеральный директор, его заместители и директор юридического департамента) составили 55 млн рублей. Председатель правления фонда Константин Цицин в качестве годового вознаграждения получил 16,5 млн рублей (для сравнения: президент Дмитрий Медведев в своей декларации за 2008 год указал доход 4,1 млн рублей). В фонде результаты проверок считают нормальными, потому что если оклад понизить, то «будет создано поле для коррупции».

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции («Ростехнологии»). Генеральный директор — Сергей Чемезов. Полученные пакеты акций акционерных обществ, принадлежащих государству, передаются «Ростехнологиями» собственным предприятиям. «Живых денег» из бюджета корпорация не получает.

В июне 2008 года министр финансов Алексей Кудрин обвинил «Ростехнологии» в попытке «скрытой приватизации» федерального имущества.

Сейчас в «Ростехнологии» входит 440 предприятий. 278 организаций корпорации (62,7% от общего количества) являются стратегическими и 20 организаций (4,5%) — градообразующими. В феврале этого года госкорпорация выяснила, что кредиторская задолженность всех ее предприятий составляет 625 млрд рублей. У трети всех предприятий наблюдаются признаки банкротства. В ближайшее время правительством будет выделено около 100 млрд рублей на погашение задолженностей.

Комментарии

«Взимать плату за проезд по хорошей дороге — это цинизм»

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:

— Укрупнения корпораций, поставленные под контроль чиновников, в конце концов ведут к краху экономики. Нарушены основные принципы конкурентности и целесообразности. Естественно, подобные модели работать никогда не будут. Это касается не только «Автодора», но и многих отраслей, поскольку складывается впечатление, что чиновники живут последний день и им нужно выкачать как можно больше. В коррупционной системе сложно говорить о соблюдении законов в дорожной отрасли. Поскольку уже на сегодняшний день наши дороги в два раза дороже, чем европейские.

Александр Стрельников,ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства:

— Хорошо, если создание такой корпорации приведет к укреплению сети сельских дорог — это особенно важно для страны сейчас. Для масштабных проектов больших дорог создание госкорпорации менее эффективно. Это порождает разгул коррупции. Я с большой тревогой ожидаю начала функционирования «Автодора», потому что с нами это не обсуждали.

Вячеслав Лысаков,лидер движения автомобилистов «Свобода выбора»:

— Поскольку «Автодор» будет заниматься федеральными и платными трассами, то встает вопрос о том, не будет ли иметь место тенденция по переводу федеральных трасс в платные. И без того фискальные сборы с автомобилистов огромные. Акцизы с топлива составляют до 70% от его стоимости, транспортный налог — порой совершенно фантастический (в США, например, транспортный налог входит в стоимость топлива). Все совокупные сборы с автомобилистов настолько высокие, что вообще-то мы заслужили бесплатные дороги. Зря некоторые государственные деятели считают, что платные дороги смогут поднять дорожную отрасль в России. Дело в том, что уже есть вещи, исторически проверенные и оправдавшие себя. Это банальное бюджетное финансирование. Это прекрасная мера, которая хорошо себя оправдала в США в 30-е годы, помогла подняться в свое время Германии, Китаю также помог этот подход. Бюджетные вливания в дорожное строительство дает мультипликативный эффект, ведет к активизации промышленности, к появлению рабочих мест и т.д.

Считать, что введение платных дорог даст толчок развитию и надеяться на то, что платные дороги дадут толчок развитию всех дорог России, — ошибка. Платные трассы нигде не приносят прибыль. И требовать с автомобилистов, которые и так платят много денег, еще и плату за проезд по хорошей дороге — это государственный цинизм. Платные дороги есть в разных странах, но их очень мало и они используются только для транзитных перевозок, а не для ежедневных перемещений по региону.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow