СюжетыОбщество

Папа русских алкоголиков

20 лет американский миллионер спасает Россию от пьянства

Этот материал вышел в номере № 50 от 14 Июля 2008 г.
Читать
79-летний американский миллионер Лу Бэнтл и 430 трезвых алкоголиков из 27 городов России собрались недавно под Питером в деревне Перякюля. У них был настоящий праздник: они радовались, обнимались друг с другом, благодарили Папу Лу, грелись...

79-летний американский миллионер Лу Бэнтл и 430 трезвых алкоголиков из 27 городов России собрались недавно под Питером в деревне Перякюля. У них был настоящий праздник: они радовались, обнимались друг с другом, благодарили Папу Лу, грелись на солнышке, любовались простором, открывающимся с верхушки горы, смотрели и слушали концерт. Его вел художник-митек Дмитрий Шагин, выступали клоунесса Наталья Фиссон и театр «Комик-трест», Олег Гаркуша, Илья Черт (группа «Пилот»), Анвар Либабов и «Лицедеи»…

Это был одиннадцатый день рождения Дома надежды на Горе — единственного в России бесплатного реабилитационного центра по излечению от алкоголизма. В основе лечения — знаменитая 12-шаговая программа. За 11 лет через Дом надежды на Горе прошли около 3500 россиян из более чем 100 городов России. Примерно треть пациентов в дальнейшем остаются трезвыми — это очень высокий процент.

Создатель и главный спонсор Дома — Луис Бэнтл, в прошлом глава крупной компании U.S. Tobacco, а нынче миллионер на пенсии, играющий в гольф и занимающийся благотворительностью. Вот он идет по зеленой питерской травке в белоснежных кедах, майке с изображением Дома (узнается почерк Шагина), широкополой панаме и улыбается.

Корреспондент «Новой» решила задать ему несколько вопросов — не каждый день в русской деревне повстречаешь американского миллионера из списка Forbes.

Почему вы помогаете именно алкоголикам?

— Я сам алкоголик. И если я хочу оставаться трезвым, я должен передавать другим то, что есть у меня. Другим больным алкоголикам, еще употребляющим. Это основная причина.

А сколько вы уже трезвый?

— В ноябре, если доживу, я отпраздную свое 80-летие и 30-летний юбилей трезвости.

Почему вы выбрали Россию?

— Я не выбирал Россию, Бог выбрал Россию. Это было в 1988 году. Пять российских докторов приехали в США, чтобы посмотреть, как решается проблема алкоголизма в Америке. Они хотели познакомиться с программой помощи служащим, которая выявляла группы риска в больших компаниях. На тот момент в моей компании была одна из лучших программ помощи служащим — у нас работали 400 выздоравливающих по 12-шаговой программе сотрудников, которые ходили на группы Анонимных Алкоголиков (АА).

А сколько всего людей работало?

— Четыре тысячи. И вот руководитель группы российских докторов Левон Бадалян предложил привезти сто человек в Россию, чтобы поговорить об алкоголизме. Возможно, самолет нашей компании был первым частным самолетом, который приземлился в России. На эту конференцию мы привезли отца Мартина, католического священника, создавшего реабилитационный центр «Эшли», Майка Дивера, помощника президента Рональда Рейгана, Рода Чендлера, конгрессмена из штата Вашингтон…

Они тоже алкоголики?

После этого мы устроили конференцию в США. Привезли на нее сотню человек из России. Левон пригласил их по списку, по которому он рассылал рождественские подарки. Это были известные люди — балерины, писатели, художники… Мы послали их в разные реабилитационные центры по всей стране — посмотреть, познакомиться с программой. Но это не имело большого смысла — они смотрели, слушали и выпивали.

Потом опять была конференция в России. Мы привезли очень известного кантри-певца Ларри Гатлина. И приняли решение, что будем возить русских алкоголиков в Америку на лечение. В итоге примерно 350 человек из России прошли через реабилитационный центр отца Мартина «Эшли». Одна из построек на территории центра так и называлась «Русский дом». Дмитрий Шагин был в числе первых. Но это было дорого — возить людей из России в США. И мы с питерским доктором Зубковым основали реабилитационный центр на Горе.

С какими трудностями вы столкнулись?

— Сначала вообще не было ни окон, ни дверей. Потом было ужасное отопление…

Я не о технических сложностях — о бюрократических.

— В 1995 году я лично встречался с патриархом Алексием II, он благословил эту деятельность, и мы начали работать.

Без этой встречи ничего не получилось бы?

— Нет, но мы решили, что будет неплохо, если с самого начала церковь будет на нашей стороне. Чтобы люди знали, что мы не секта. Мы зарегистрировались, и сначала никаких проблем не было, проблемы с местными властями возникли позже.

Вы почувствовали разницу — заниматься благотворительностью у нас и у вас?

— Да. В Штатах огромный объем благотворительности. За такие успехи можно благодарить правительство США. Одна из причин — налоговые льготы. Если я даю на благотворительность 100 долларов, государство возвращает мне 35.

Правда, что Дом надежды на Горе — ваше любимое детище?

— То, что самое дорогое, это точно.

Во сколько он вам обходится?

— Порядка 200 тысяч долларов в год. Очень хорошо, что сейчас появилась помощь из России. Я не вечный.

Русские алкоголики отличаются от американских?

— Да, эти по-русски говорят, а те по-английски. Вот и вся разница.

Как вы сами попали в сообщество Анонимных Алкоголиков?

— Это было нелегко. Я долго сопротивлялся. Я поехал в реабилитационный центр, но программу толком не понял и на группы ходить не стал. Стал пить еще больше. Через три года я опять оказался в центре. Но даже после этого я думал, что не могу ходить на группы, поскольку являюсь президентом крупной компании. И через три года я попал в этот центр в третий раз. Вот тогда до меня наконец дошло это простое послание, и я начал работать по шагам. Я вышел из центра накануне моего 50-летия. Была вечеринка, сотни гостей, весь вечер вокруг было много алкоголя, но я остался трезвым. Я стал ходить на группы. И хожу до сих пор — скоро будет 30 лет моей трезвости.

Ваше мировоззрение изменилось благодаря программе?

— Да. Изменились мои взаимоотношения с людьми в компании, методы ведения бизнеса. Самая большая проблема, с которой я сталкивался в бизнесе, это то, что люди были нечестными. И те, кто впоследствии вошли в программу и стали следовать принципам АА, стали честными людьми. Поскольку система такова, что компания платит за лечение сотрудника по страховке, они чувствовали, что обязаны жизнью компании, и они стали очень преданными работниками, лояльными.

Россия меняется?

— Очень сильно. То, что у вас есть сегодня, должно было случиться еще 10 лет назад. У вас была 10-летняя задержка в развитии, потому что президент Ельцин был активным, действующим алкоголиком.

Возможно ли, чтобы в Америке алкоголик стал президентом?

— Да. Были такие случаи. У нас и марксист может стать президентом.

Насколько вы религиозный человек?

— Не очень. Я не хожу в церковь. Но у меня близкие отношения с Богом. Я молюсь каждый вечер и каждое утро, пытаюсь жить по заповедям, делать правильные вещи.

Какая история греет вас сейчас?

— На празднике мне подарили тарелку, на которой нарисован Дом надежды на Горе. Ее расписал недавний пациент центра из Иванова. Когда-то он был художником, у него даже персональные выставки были. Потом он долго сидел в тюрьме, все потерял — жилье, работу, семью… Чудом попал на Гору. После Горы он чудесным образом нашел своих дочерей, он много лет их искал, нашел жилье и снова начал рисовать. Произошло все, о чем он недавно даже мечтать не мог.

Дом надежды на Горе создал очень много любви, это да.

Месяц назад случилась забавная история. Мы всей семьей пошли в театр в Нью-Йорке, рядом с нами сидели муж с женой из России. Мы разговорились, и выяснилось, что они с Урала и что она каждый день ходит там на группу АА. Это очень приятно, что на Урале есть группа, и возможно, она создана кем-то из выпускников Дома надежды на Горе. Я помню тысячи разных историй, некоторые из них очень грустные. Один из тех, кого мы возили в США, какое-то время жил трезвый, а потом снова начал пить, вышел ночью из дома, чтобы купить бутылку водки, упал и замерз в парке насмерть.

Все истории разные. Но, в общем, они об одном — какова разрушительная сила алкоголя. Но сила любви сильнее. Я рад, что в Дом приходит все больше молодых людей.

О чем я мечтаю — чтобы у меня была возможность поговорить с каждым из них. Как они живут, что делают. На празднике многие подходили ко мне и говорили: «Спасибо тебе за то, что я сегодня трезвый», «Мой сын прошел через этот Дом — и трезвый», «Спасибо, я женюсь», «У меня дочка родилась». Это так трогает. Я счастлив, что это все случилось.

Вместо послесловия

Возле Дома есть Аллея Друзей. В разное время известные люди сажали там деревья: Дмитрий Шагин, Олег Гаркуша, Михаил Башаков, Эрик Клэптон, Михаил Шемякин, Валентина Матвиенко. Выше всех выросла березка, которую посадили внуки Лу Бэнтла.

…Раньше, когда водопровода еще не было (его в деревню провели на деньги Лу), Дом надежды брал воду из деревенской колонки. И местные жители, которые в первые годы относились к Дому очень злобно, придумали легенду: мол, у нас тут очень целебная вода, а эти странные пассажиры, Анонимные Алкоголики, вычерпывают нашу воду, варят на ней самогон и экспортируют в Соединенные Штаты. Несколько лет они стояли на этой точке зрения. И вдруг недавно, проходя мимо деревенского магазина, сотрудники Дома услышали реплику: «Это идут из красного дома, где людей спасают». Вот такое полярное изменение сознания местного населения. Лу знал народную легенду про самогон, его это, конечно, огорчало. Когда ему сейчас рассказали о новом отношении народа, у него на глазах появились слезы.

…Несколько лет назад к Лу подошла корреспондентка и сказала: вот вы даете деньги, а русские их пропивают, непонятно, куда тратят, крадут… «Деньги сегодня есть, а завтра нет, — ответил ей Лу, — если хотя бы один человек останется трезвым, то все эти миллионы оправданны, и я буду считать, что моя жизнь прожита не зря. Человеческая жизнь дороже миллионов».

…Лу помогает еще 4—5 лечебным центрам в Америке, на которые он потратил десятки миллионов долларов. Но в его спальне рядом с кроватью, на тумбочке, стоит макет Дома надежды на Горе.

…Вообще Лу Бэнтл — военный человек. Был майором, воевал в Корее. Потом стал первым лицом в компании U.S. Tobacco (когда он выходил на пенсию в 1993 году, доход компании был 1,5 млрд долларов). А теперь он филантроп и особый (даже для Америки, где это норма) благотворитель.

…В США таких центров — девять тысяч. У нас только один. В США все знают, что алкоголизм — это болезнь. У нас к алкоголизму относятся как к пороку, греху, распущенности. В США Анонимных Алкоголиков поддерживают на государственном уровне. На обычные группы АА запросто ходят звезды первой величины: Эрик Клэптон, музыканты из Deep Purple, Red Hot Chilli Peppers, Aerosmith, жена бывшего президента Бетти Форд, ну и наш знакомый — Лу Бэнтл.

Под текст

Дмитрий Шагин , художник, член совета директоров Дома и бессменный ведущий праздничных концертов на Горе:

— Это единственный на всю Россию такой Дом. Уникальная вещь. Дело святое. Слава богу, что мы выстояли. За эти 11 лет нас много раз пытались разогнать, закрыть, писали всякие гадости, насылали всякие СЭС, проверки. Выстояли. Но прошлого директора Дома Владимира Иваныча Трифонова на всех этих чиновничьих наездах потеряли. Сердце…

Вы участвовали в выборе места, где строить Дом, расскажите, как это произошло.

— Это место нашел Володя Трифонов, показал мне и Евгению Зубкову. Тут стоял дом без окон и дверей — одни стены. Мне сразу очень понравился вид отсюда. Красивый очень — такой простор полей. Я подумал: люди будут попадать сюда после всяких ужасов, и у них новая жизнь начнется. Каждый год здесь чудеса происходят. Например, каждый год прогноз, что будет дождь, чуть ли не снег с ураганом, но всегда на празднике светит солнышко. Ни разу за 11 лет не было дождя. Значит, мы все-таки нужным делом занимаемся. Но главное чудо — что Лу приехал.

Как вы думаете, у нас найдется такой Лу Бэнтл отечественный?

— До революции в России были люди, которые помогали людям бескорыстно. А сейчас — только яйца Фаберже, а чтобы конкретно людям помогали — не особо. Но найдутся, нужно время. Потому что действительно надо Россию спасать — а то сопьется страна вообще.

P.S. Телефоны АА в Москве: (495) 185-40-00 , в Петербурге: (812) 924-12-24 , Дома надежды на Горе: (812) 749-38-75 .

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow