С Дарьи Милославской началась «горячая линия по правам человека». С нее же начался и совместный проект «Новой газеты» и «Общественного вердикта». Линия старше проекта. А проекту исполнился год. Мы продолжаем. Сидим с Милославской в том же кафе на Покровке. У нее по-прежнему почти нет времени, но промежуточные итоги подвести нужно.
— Дарья Игоревна, что нового в «горячей линии»? Кто звонит, о чем просят? На что жалуются?
— Год назад я и не надеялась, что звонки станут такими грамотными,«перспективными». Наша «горячая линия» превратилась в теплую, экстренных звонков стало меньше. Многие теперь нам звонят заранее, до того как предпринять какой-либо шаг. Вы, наверное, помните, что поначалу люди обращались только постфактум. Только совершив ошибку, побегав по всем инстанциям и везде получив от ворот поворот, они звонили нам. Сегодня наши абоненты изменились. Это свидетельствует о том, что люди становятся более подкованными в вопросах права.
— А не выработался у вас такой профессиональный цинизм-защита, характерный для реаниматологов, адвокатов, сталкивающихся с чужим горем? Ведь в течение полтура лет каждый день вам звонят люди, рыдают в трубку, рассказывают о своих проблемах?
— Есть немного. Теперь учитываю не только презумпцию правоты-невиновности, но и презумпцию виновности человека, который мне звонит. Спустя полтора года я не всегда полностью на стороне абонентов. Вот недавно звонит мне человек с вопросом:«Я нарушил правила дорожного движения, имеет ли право сотрудник ГИБДД забрать у меня права?». Странный вопрос. Конечно, он имеет такое право. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, не надо для нее давать повода. Стараюсь им объяснять, что, не нарушая закона, жить гораздо проще. Но все-таки я на стороне звонящего. Потому что знаю: в нашей правоохранительной системе существует явное несоответствие между нарушением и наказанием за него. Недавно позвонил молодой человек, нарушивший когда-то правила рыбалки. В общем, ерунда. За это нарушение полагается штраф в сто рублей. А его наша милиция упекла чуть ли не на два года в тюрьму. Проступок был несоразмерен наказанию. Хотя, казалось бы, и браконьерствовать тоже нельзя…
— И граждане, и милиция считают, что закон должен работать только на одну сторону — на них?
— Да, почему-то никто не учитывает и второй стороны закона. Ведь если есть права, то должны быть и обязанности. При всем уважении к любой личности я хочу сказать, что наши сограждане не то чтобы не знают законов, они ими пренебрегают. Но все же основная проблема нашей системы — это поведение правоохранительных органов.
— Сложился ли у вас обобщенный портрет милиционера?
— Не хочу говорить плохо обо всех. Но хорошо говорить тоже не получается. Исходя из статистики звонков, правоохранительные органы помогли примерно в 10—15 из ста случаев. Это весьма маленький процент, однако не ноль. В 10 процентах случаев сотрудники органов не мешают. Да, бездействуют, да, тянут время, но никаких явно незаконных действий не производят. (Хотя бездействие уже незаконно.) А в остальных 80 процентах случаев они целенаправленно мешают… Понимаете, когда слушаешь, что происходило в Нальчике, о том, что вызывали людей в милицию, откуда человек не возвращался, что в милиции избивали, я в это верю. Исходя из собственного опыта, из работы «горячей линии» — верю.
— Что нового вы узнали, работая на «горячей линии»? Такого, чего не знали раньше?
— Меня поразил наш суд. Вот чей портрет складывается. Судьи и суд — это мой ночной кошмар. Я не представляю, как можно так работать… Судебные решения принимаются либо без учета нормы закона, либо вообще не принимаются длительное время, судьи специально затягивают процесс. Поразительно, но у нас и судьи не знакомы с этикой. У меня есть постоянный абонент — Екатерина Буланова из Егорьевска. Она уже год в стадии суда, очень многое прошла, вызвала свидетелей, находится на подготовке к проведению экспертизы, собрала все доказательства… Судья с ней так разговаривает, что многие реплики даже записывает. После судебных заседаний она перезванивает в слезах:«Судья сегодня мне говорит: «В мои обязанности не входит воспитание старух!». Судьи отклоняют ходатайства, на многие вопросы не дают ответов, не рассматривают свидетельства и совершенно явно фальсифицируют показания. Недавно звонит одна женщина и рассказывает, что, выходя из зала судебного заседания и задержавшись выпить таблетку, услышала, как судья звонит другой стороне и спрашивает, как поступать дальше… Наши судьи непрофессиональны. Каким образом по абсолютно идентичным случаям можно вынести совершенно разные решения? Я не понимаю. Часто журналисты меня просят подарить закон о СМИ в последней редакции, им нужно отнести его в суд, так как у наших судей его нет. У меня возникают сомнения, может ли вообще работать судьей человек, не обеспечивший себя текстами законов, то есть нормативной базой. Конечно, есть и другие судьи, не позволяющие оказывать на себя административное давление. Я даже встречала одну такую, но она уже не судья.
— Суды похожи на театр, а судьи — на кукол?
— Очень похожи. Но судья не может быть марионеткой. Тогда он не судья. Тогда он — машина для штамповки решений… Штамповать тоже было бы можно, но только действуя на основании прозрачной, четкой, ясной и просто справедливой законодательной базы. Тогда такой механический подход — на пользу: «Прав. — Не прав. — Прав. — Не прав». Но сквозь наше российское законодательство просто так не проберешься. Мне кажется, что это задумка власти — написать законы так, чтобы в них обычный человек, если он не юрист, не разобрался и не хотел разбираться. Я очень разочарована в российской судебной системе. До «горячей линии» я просто не могла предположить, насколько она прогнила.
ЧЕМ ОЗАБОЧЕНЫ ГРАЖДАНЕ
За период с 1 января по 16 сентября 2005 г. на телефоны «горячей линии» юристам проекта поступило 10 203 звонка с вопросами граждан. Распределение вопросов по темам выглядит следующим образом:
Тема вопроса / Количество звонков
Жилищное законодательство и льготы по оплате коммунальных услуг — 1140
Обращение в суд и судопроизводство — 973
Соблюдение трудового законодательства — 906
Вопросы, вытекающие из гражданско-правовых отношений — 506
Жалоба на работу специалистов (нотариусов, адвокатов, работников почты и т.п.) — 498
Монетизация льгот — 493
Порядок регистрации граждан по месту жительства, замена паспортов, получение российского гражданства — 402
Находящиеся в производстве уголовные дела — 340
Пенсионное законодательство и льготы для инвалидов — 307
Наследственное право — 303
Защита прав потребителей — 288
Брачно-семейное законодательство — 286
Жалобы на сотрудников милиции — 265
Нарушение прав человека (репрессированные, заключенные, жертвы терактов, граждане, не нашедшие помощи у государственных органов, и т.д.) — 241
Служба в армии — 222
Налоги (все виды), пошлины, субсидии и т.д. — 194
Жалобы на работу жилищно-коммунальных служб — 188
Земельное законодательство — 170
О нарушении прав детей — 152
Социальное обеспечение — 131
Жалобы психически больных людей и на врачей-психиатров — 126
Развод и раздел имущества супругов — 119
Запись на очную консультацию — 115
Жалобы на работу медицинских учреждений или врачей — 108
Жалобы на действия сотрудников прокуратуры — 103
Вопросы, не относящиеся к компетенции юристов проекта (иные) — 80
Обращение в Европейский суд — 75
Получение образования, восстановление в вузе — 67
Различные виды страхования — 52
Жалоба на «коммунальное» хулиганство — 39
Порядок опубликования нормативно-правовых актов и их применения — 24
Права вынужденных переселенцев и беженцев — 19
Награждения и медали — 18
Как организовать митинг или забастовку — 15
Розыск без вести пропавших — 15
Авторское право — 12
Проблемы СМИ (перерегистрация, какую лучше выбрать правовую форму организации, раскрытие источника информации) — 11
Вопросы по экологии — 6
Порядок медицинского освидетельствования водителей транспортных средств — 5
Вопросы по избирательному праву — 3
Жалобы на сотрудников ФСБ — 3
Нарушена государственная символика РФ — 2